ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ | Мой кабинет. Работа №347519
Уровень психологической подготовленности спортсменов-каратистов — важнейший показатель в готовности спортсмена к соревновательному периоду
Общеизвестно, что в соревновательном периоде победителями становятся те спортсмены, которые уделяют внимание в тренировочном процессе не только развитию физических качеств, но и формированию психологической готовности к поединкам. Для карате характерна высокая нервно-психическая напряжённость спортсмена, от него требуется высокая психологическая устойчивость, умение управлять своими психическими процессами во время тренировок и в соревновательный период [9].
Спортивная деятельность сопровождается большим количеством ситуаций с высоким уровнем нервно-психической напряжённости, и спортсмен должен быть готов к этому. В процессе тренировок необходимо проводить психологическую подготовку спортсмена, чтобы он мог справляться с нервно-психической напряжённостью [4; 6].
Психологическая подготовка спортсмена-каратиста представляет собой педагогический процесс воспитания личности, способной преодолевать различные трудности, свойственные спортивной деятельности. Однако этому вопросу уделено недостаточно внимания в научной литературе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Введение. Уровень психологической подготовленности спортсменов-каратистов — важнейший показатель в готовности спортсмена к соревновательному периоду
Общеизвестно, что в соревновательном периоде победителями становятся те спортсмены, которые уделяют внимание в тренировочном процессе не только развитию физических качеств, но и формированию психологической готовности к поединкам. Для карате характерна высокая нервно-психическая напряжённость спортсмена, от него требуется высокая психологическая устойчивость, умение управлять своими психическими процессами во время тренировок и в соревновательный период [9].
Спортивная деятельность сопровождается большим количеством ситуаций с высоким уровнем нервно-психической напряжённости, и спортсмен должен быть готов к этому. В процессе тренировок необходимо проводить психологическую подготовку спортсмена, чтобы он мог справляться с нервно-психической напряжённостью [4; 6].
Психологическая подготовка спортсмена-каратиста представляет собой педагогический процесс воспитания личности, способной преодолевать различные трудности, свойственные спортивной деятельности. Однако этому вопросу уделено недостаточно внимания в научной литературе.
Цель и задачи исследования. Выявить динамику уровня психологической готовности спортсменов-каратистов на этапе спортивной специализации. Исследовать эффективность авторской методики психологической подготовки каратистов. Проверить надёжность тестов: самооценка психического состояния «Градусник» и «Точность
оценки заданного десятисекундного отмеривания времени» в исследовании психологических качеств спортсменов.
Основная часть. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого- педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях [3].
Психологическое состояние человека в момент тренировки, соревнования, в реальной обстановке является важной частью любого воинского искусства. Уровень мастерства в карате определяется как степенью технической подготовленности, так и уровнем психологической устойчивости к стрессовым ситуациям [4].
Психологическая подготовка должна присутствовать в подготовке спортсмена любой специализации и любой квалификации. Некоторыми психическими качествами и процессами (например, трудолюбием) должен обладать каждый спортсмен. Однако свойственные каждому соревновательному упражнению специфические трудности, особенности содержания и внешне средовых условий каждого вида спорта требуют проявления только им свойственных психических качеств, применения особых средств и методов воспитания.
Создание благоприятных отношений к тренировочному процессу предусматривает формирование следующих аспектов отношений:
отношение
к
спортивной
жизни;
отношение к выполняемой и предстоящей
нагрузке;
отношение
к
своим
возможностям
восстановления;
отношение
к
нервно-психическому
напря
жжению;
отношение
к
качеству
выполнения
трениро
вчных
заданий;
отношение
к
спортивному
режиму
[1].
Психологическая подготовка включает в себя и морально-волевой компонент, то есть воспитание целеустремлённости, настойчивости, инициативности, решительности, самообладания и смелости, и именно в той степени, в которой они необходимы в карате как специфическом виде спорта.
Формирование необходимых психических качеств происходит наиболее успешно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, когда на тренировках и соревнованиях приходится преодолевать возрастающие трудности. Преодолевая максимальное мышечное усилие, утомление, каратист проявляет волевые усилия, на основе которых развиваются волевые качества в зависимости от преодолеваемой трудности. Важное значение приобретает волевое качество — самообладание.
Регулирование эмоционального возбуждения спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия, важнейший из которых — самообладание.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие спортсмены-каратисты Свердловской области России, на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) в количестве 16 человек, которые тренировались согласно принятой в ДЮСШ программе, а также 16 каратистов из Костанайской области Республики Казахстан, тренировавшиеся по своей программе, принятой в ДЮСШ, и дополнительно занимавшиеся по методике повышения психологи- ческой подготовки спортсмена, разработанной Д. В. Ярошенко [10].
Для оценки психического состояния каратистов использовались следующие тесты: самооценка психического состояния «Градусник» и тест
«Точность оценки заданного десятисекундного отмеривания времени» [2].
Тест самооценки психического состояния
«Градусник». Спортсмену каратисту предлагается оценить различные компоненты психического состояния: настроение, состояние здоровья, возбуждение, желание тренироваться и соревновать-
ся, готовность выступить успешно, вера в свои силы. Шкалы самооценки — отрезки прямой линии длинной 10 см, без делений. Рядом с левым (для испытуемого) полюсом надпись — «очень низкая», рядом с правым надпись «очень высокая». Для самооценки психического состояния спортсменам- каратистам предлагается чистая шкала. Количество сантиметров на шкале, отмеченное карандашом в виде точки или крестика, определяет уровень собственных ощущений спортсмена.
Таблица 1
Оценочная шкала компонента психического состояния
по тесту «Градусник»
Сантиметры
0–19
20–39
40–59
60–70
80–100
Баллы
1
2
3
4
5
Тест «Точность оценки десятисекундного от- резка времени». С помощью этого теста определяется способность субъективного отсчёта времени, которая, как известно, под влиянием усиления возбуждения обнаруживает тенденцию к его недооценке (укорочению), а при развитии про цесса торможения — к переоценке (удлинению). Процедура тестирования: спортсмену-каратисту предлагается, не глядя на секундомер, максимально точно трижды оценить отрезок времени, равный десяти секундам.
Результаты и их обсуждения. Динамика значений уровня показателей психологической подготовленности каратистов, полученная в процессе исследования, представлена в табл. 2.
Темпы изменений исследуемых показателей были рассчитаны по формуле темпа прироста
Тпр = [(Х1 – Х 0)/ Х0] · 100 %,
где Х1 — среднее значение показателя теста в кон це эксперимента;
Х0 — среднее значение показателя теста в начале эксперимента.
Анализ полученных данных (табл. 1 и 2) свидетельствуют о том, что показатели психологической подготовленности каратистов экспериментальной группы имеют существенные отличия от групп, работающих только по общепринятой программе. Полученные результаты свидетельствуют о наличии более высоких позитивных изменений в психологической подготовке в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Таблица 2
Динамика значений уровня показателей психологической подготовленности спортсменов
Показатель
Группы испытуемых (Xср±σ)
Контрольная группа (n = 16)
Экспериментальная группа (n = 16)
НЭ
КЭ
НЭ
КЭ
Тест «Градусник» (сантиметры)
58,8 ± 4,15
100 %
61,5 ± 4,78
104,6 %
59,1 ± 4,41
100 %
62,3 ± 5,28
105,4 %
Тест «10 секунд» (разница в секундах)
2,08 ± 0,25
100 %
1,95 ± 0,26
93,75 %
2,07 ± 0,31
100 %
1,91 ± 0,27
92,3 %
Темпы прироста показателей тестов в процентах
Таблица 3
Показатель
Контрольная группа (n = 16)
Экспериментальная группа (n = 16)
Тест «Градусник» (сантиметры)
4,6 %
5,4 %
Тест «10 секунд» (разница в секун- дах)
–6,25 %
–7,7 %
По итогам эксперимента выяснилось, что спортсмены-каратисты из экспериментальной группы и динамика их средних значений показателей психологической подготовленности в процессе исследования существенно выше, чем у спортсменов контрольной группы. Так, темп прироста среднего уровня показателя по тесту «Градусник» у спортсменов экспериментальной группы составил 5,4 %, у спортсменов контрольной группы — 4,6 %. По тесту «10 секунд» спортсмены экспериментальной группы также показали лучшую динамику: снижение составило 7,7 % против снижения 6,25 % у спортсменов контрольной группы (табл. 3).
Выводы и заключение. Психологическая подготовка в карате сводится к развитию профессионально важных психологических функций и качеств, обеспечивающих физическую, техническую и тактическую подготовку и реализацию накопленного на тренировках потенциала в условиях соревнований.
Чтобы победить соперника психологически, надо иметь высокий уровень самообладания, готовности к риску, хорошие показатели работоспособности в экстремальных ситуациях.
Экспериментально доказано, что программа психологической подготовки каратистов, разработанная Д. В. Ярошенко, на тренировочном этапе спортивной специализации каратистов является эффективным средством формирования нервно- психической готовности спортсменов.
Список литературы
Горбунов,
Г.
Д.
Психопедагогика
спорта
/
Г. Д. Горбунов. —
М. :
Физкультура и спорт, 1986. —
208
с.
Гребенюк,
С. В.
Обзор
психологических
исследований
надёжности
в
спорте
/
С.
В.
Гребенюк,
А. А.
Чекунов
,
А. С.
Кузнецов
//
Живая
психоло
-
гия
. —
2018. —
Т.
5,
№
3. —
С.
257–266.
Кузнецов, А. И. Возрастные особенности пси
хологических
качеств спортсменов-каратистов //
А.
И. Кузнецов,
А.
Е.
Горовая
,
И.
Н.
Митин
//
Со-
врем
.
вопр
.
биомедицины. —
2018.
—
Т.
2,
№
4
(5).
—
С.
186–191.
Раджабов,
Р.
Ю.
К
вопросу
о
психологич
е
ской подготовке в
единоборствах / Р. Ю. Раджабов,
О. В.
Юречко
О. В.
//
Актуальные
проблемы
физи
-
ческой культуры и
спорта :
материалы науч.-
практ
.
конф
.,
Благовещенск,
29
марта
2019 г. — Благове-
щенск
,
2019. —
С.
54–61.
Раппопорт
,
О.
А.
Интеграция
физической
и
психологической подготовки борцов-самбистов на этапе
спортивной специализации: монография / О. А.
Рап
-
попорт
. —
Новокузнецк, 2005. — 129 с.
Рубахин
, Е. Е. Психологические аспекты исследования личности спортсмена младшего школьного
возраста
/
Е.
Е.
Рубахин
//
International
scientific
review
of
the
problems
of
philisophy
,
psychology
and
pedagogy
(
Boston
,
USA,
12–13
августа
2018
г).
Collection
of
scientific
articles
IV International
correspondence
scientific
specialized
conference. —
Boston,
2018. —
С
.
24–27.
Соснин, А. П. Методы совершенствования пси-
хологической
и специальной работоспособности
у борцов самбо и
каратэ :
автореф
.
дис
. …канд.
пед
.
наук / А.
П. Соснин. —
Киев, 1980. —
21
с.
Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция
в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смолен
цева. —
Омск
:
СибГУФК
, 2003. — 196 с.
Усков, С. В. Исследование вопросов
специальной
психологической
подготовки
в
учебно-воспи
тательном
процессе
каратэ-до
и
дзюдо
/
С.
В.
Усков,