Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ | Мой кабинет. Работа №347519

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Уровень психологической подготовленности спортсменов-каратистов — важнейший показатель в готовности спортсмена к соревновательному периоду

Общеизвестно, что в соревновательном периоде победителями становятся те спортсмены, которые уделяют внимание в тренировочном процессе не только развитию физических качеств, но и формированию психологической готовности к поединкам. Для карате характерна высокая нервно-психическая напряжённость спортсмена, от него требуется высокая психологическая устойчивость, умение управлять своими психическими процессами во время тренировок и в соревновательный период [9].

Спортивная деятельность сопровождается большим количеством ситуаций с высоким уровнем нервно-психической напряжённости, и спортсмен должен быть готов к этому. В процессе тренировок необходимо проводить психологическую подготовку спортсмена, чтобы он мог справляться с нервно-психической напряжённостью [4; 6].

Психологическая подготовка спортсмена-каратиста представляет собой педагогический процесс воспитания личности, способной преодолевать различные трудности, свойственные спортивной деятельности. Однако этому вопросу уделено недостаточно внимания в научной литературе.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

 

Введение. Уровень психологической подготовленности спортсменов-каратистов — важнейший показатель в готовности спортсмена к соревновательному периоду

Общеизвестно, что в соревновательном периоде победителями становятся те спортсмены, которые уделяют внимание в тренировочном процессе не только развитию физических качеств, но и формированию психологической готовности к поединкам. Для карате характерна высокая нервно-психическая напряжённость спортсмена, от него требуется высокая психологическая устойчивость, умение управлять своими психическими процессами во время тренировок и в соревновательный период [9].

Спортивная деятельность сопровождается большим количеством ситуаций с высоким уровнем нервно-психической напряжённости, и спортсмен должен быть готов к этому. В процессе тренировок необходимо проводить психологическую подготовку спортсмена, чтобы он мог справляться с нервно-психической напряжённостью [4; 6].

Психологическая подготовка спортсмена-каратиста представляет собой педагогический процесс воспитания личности, способной преодолевать различные трудности, свойственные спортивной деятельности. Однако этому вопросу уделено недостаточно внимания в научной литературе.

 

Цель и задачи исследования. Выявить динамику уровня психологической готовности спортсменов-каратистов на этапе спортивной специализации. Исследовать эффективность авторской методики психологической подготовки каратистов. Проверить надёжность тестов: самооценка психического состояния «Градусник» и «Точность


оценки заданного десятисекундного отмеривания времени» в исследовании психологических качеств спортсменов.

 

Основная часть. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого- педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях [3].

Психологическое состояние человека в момент тренировки, соревнования, в реальной обстановке является важной частью любого воинского искусства. Уровень мастерства в карате определяется как степенью технической подготовленности, так и уровнем психологической устойчивости к стрессовым ситуациям [4].

Психологическая подготовка должна присутствовать в подготовке спортсмена любой специализации и любой квалификации. Некоторыми психическими качествами и процессами (например, трудолюбием) должен обладать каждый спортсмен. Однако свойственные каждому соревновательному упражнению специфические трудности, особенности содержания и внешне средовых условий каждого вида спорта требуют проявления только им свойственных психических качеств, применения особых средств и методов воспитания.

Создание благоприятных отношений к тренировочному процессу предусматривает формирование следующих аспектов отношений:

отношение

к

спортивной

жизни;

отношение к выполняемой и предстоящей

нагрузке;

 

отношение

к

своим

возможностям

восстановления;

отношение

к

нервно-психическому

напря

жжению;

отношение

к

качеству

выполнения

трениро

вчных

заданий;

отношение

к

спортивному

режиму

[1].

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая подготовка включает в себя и морально-волевой компонент, то есть воспитание целеустремлённости, настойчивости, инициативности, решительности, самообладания и смелости, и именно в той степени, в которой они необходимы в карате как специфическом виде спорта.

Формирование необходимых психических качеств происходит наиболее успешно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, когда на тренировках и соревнованиях приходится преодолевать возрастающие трудности. Преодолевая максимальное мышечное усилие, утомление, каратист проявляет волевые усилия, на основе которых развиваются волевые качества в зависимости от преодолеваемой трудности. Важное значение приобретает волевое качество самообладание.

Регулирование эмоционального возбуждения спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия, важнейший из которых самообладание.

 

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие спортсмены-каратисты Свердловской области России, на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) в количестве 16 человек, которые тренировались согласно принятой в ДЮСШ программе, а также 16 каратистов из Костанайской области Республики Казахстан, тренировавшиеся по своей программе, принятой в ДЮСШ, и дополнительно занимавшиеся по методике повышения психологи- ческой подготовки спортсмена, разработанной Д. В. Ярошенко [10].

Для оценки психического состояния каратистов использовались следующие тесты: самооценка психического состояния «Градусник» и тест

«Точность оценки заданного десятисекундного отмеривания времени» [2].

Тест самооценки психического состояния

«Градусник». Спортсмену каратисту предлагается оценить различные компоненты психического состояния: настроение, состояние здоровья, возбуждение, желание тренироваться и соревновать-


ся, готовность выступить успешно, вера в свои силы. Шкалы самооценки отрезки прямой линии длинной 10 см, без делений. Рядом с левым (для испытуемого) полюсом надпись «очень низкая», рядом с правым надпись «очень высокая». Для самооценки психического состояния спортсменам- каратистам предлагается чистая шкала. Количество сантиметров на шкале, отмеченное карандашом в виде точки или крестика, определяет уровень собственных ощущений спортсмена.

Таблица 1

Оценочная шкала компонента психического состояния

по тесту «Градусник»

 

Сантиметры

0–19

20–39

40–59

60–70

80–100

Баллы

1

2

3

4

5

 

Тест «Точность оценки десятисекундного от- резка времени». С помощью этого теста определяется способность субъективного отсчёта времени, которая, как известно, под влиянием усиления возбуждения обнаруживает тенденцию к его недооценке (укорочению), а при развитии про цесса торможения — к переоценке (удлинению). Процедура тестирования: спортсмену-каратисту предлагается, не глядя на секундомер, максимально точно трижды оценить отрезок времени, равный десяти секундам.

 

Результаты и их обсуждения. Динамика значений уровня показателей психологической подготовленности каратистов, полученная в процессе исследования, представлена в табл. 2.

Темпы изменений исследуемых показателей были рассчитаны по формуле темпа прироста

Тпр = [(Х1 Х 0)/ Х0] · 100 %,

где Х1 — среднее значение показателя теста в кон це эксперимента;

Х0 — среднее значение показателя теста в начале эксперимента.

Анализ полученных данных (табл. 1 и 2) свидетельствуют о том, что показатели психологической подготовленности каратистов экспериментальной группы имеют существенные отличия от групп, работающих только по общепринятой программе. Полученные результаты свидетельствуют о наличии более высоких позитивных изменений в психологической подготовке в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

 

Таблица 2

Динамика значений уровня показателей психологической подготовленности спортсменов

 

 

Показатель

Группы испытуемых (Xср±σ)

 

Контрольная группа (n = 16)

Экспериментальная группа (n = 16)

 

НЭ

КЭ

НЭ

КЭ

Тест «Градусник» (сантиметры)

58,8 ± 4,15

100 %

61,5 ± 4,78

104,6 %

59,1 ± 4,41

100 %

62,3 ± 5,28

105,4 %

Тест «10 секунд» (разница в секундах)

2,08 ± 0,25

100 %

1,95 ± 0,26

93,75 %

2,07 ± 0,31

100 %

1,91 ± 0,27

92,3 %

 

 

 

Темпы прироста показателей тестов в процентах

Таблица 3

 

 

Показатель

Контрольная группа (n = 16)

Экспериментальная группа (n = 16)

Тест «Градусник» (сантиметры)

4,6 %

5,4 %

Тест «10 секунд» (разница в секун- дах)

–6,25 %

–7,7 %

 

 

По итогам эксперимента выяснилось, что спортсмены-каратисты из экспериментальной группы и динамика их средних значений показателей психологической подготовленности в процессе исследования существенно выше, чем у спортсменов контрольной группы. Так, темп прироста среднего уровня показателя по тесту «Градусник» у спортсменов экспериментальной группы составил 5,4 %, у спортсменов контрольной группы 4,6 %. По тесту «10 секунд» спортсмены экспериментальной группы также показали лучшую динамику: снижение составило 7,7 % против снижения 6,25 % у спортсменов контрольной группы (табл. 3).

 

 

Выводы и заключение. Психологическая подготовка в карате сводится к развитию профессионально важных психологических функций и качеств, обеспечивающих физическую, техническую и тактическую подготовку и реализацию накопленного на тренировках потенциала в условиях соревнований.

Чтобы победить соперника психологически, надо иметь высокий уровень самообладания, готовности к риску, хорошие показатели работоспособности в экстремальных ситуациях.

Экспериментально доказано, что программа психологической подготовки каратистов, разработанная Д. В. Ярошенко, на тренировочном этапе спортивной специализации каратистов является эффективным средством формирования нервно- психической готовности спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Горбунов,

Г.

Д.

Психопедагогика

спорта

/

Г. Д. Горбунов. —

М. :

Физкультура и спорт, 1986. —

208

с.

Гребенюк,

С. В.

Обзор

психологических

исследований

надёжности

в

спорте

/

С.

В.

Гребенюк,

А. А.

Чекунов

,

А. С.

Кузнецов

//

Живая

психоло

-

гия

. —

2018. —

Т.

5,

3. —

С.

257–266.

Кузнецов, А. И. Возрастные особенности пси

хологических

качеств спортсменов-каратистов //

А.

И. Кузнецов,

А.

Е.

Горовая

,

И.

Н.

Митин

//

Со-

врем

.

вопр

.

биомедицины. —

2018.

Т.

2,

4

(5).

С.

186–191.

Раджабов,

Р.

Ю.

К

вопросу

о

психологич

е

ской подготовке в

единоборствах / Р. Ю. Раджабов,

О. В.

Юречко

О. В.

//

Актуальные

проблемы

физи

-

ческой культуры и

спорта :

материалы науч.-

практ

.

конф

.,

Благовещенск,

29

марта

2019 г. — Благове-

щенск

,

2019. —

С.

54–61.

Раппопорт

,

О.

А.

Интеграция

физической

и

психологической подготовки борцов-самбистов на этапе

спортивной специализации: монография / О. А.

Рап

-

попорт

. —

Новокузнецк, 2005. — 129 с.

Рубахин

, Е. Е. Психологические аспекты исследования личности спортсмена младшего школьного

возраста

/

Е.

Е.

Рубахин

//

International

scientific

review

of

the

problems

of

philisophy

,

psychology

and

pedagogy

(

Boston

,

USA,

12–13

августа

2018

г).

Collection

of

scientific

articles

IV International

correspondence

scientific

specialized

conference. —

Boston,

2018. —

С

.

24–27.

Соснин, А. П. Методы совершенствования пси-

хологической

и специальной работоспособности

у борцов самбо и

каратэ :

автореф

.

дис

. …канд.

пед

.

наук / А.

П. Соснин. —

Киев, 1980. —

21

с.

 

Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция

в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смолен

цева. —

Омск

:

СибГУФК

, 2003. — 196 с.

Усков, С. В. Исследование вопросов

специальной

психологической

подготовки

в

учебно-воспи

тательном

процессе

каратэ-до

и

дзюдо

/

С.

В.

Усков,



 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×