Психологическая подготовка каратистов в пред соревновательный период | Родина Анна Павловна . Работа №332619
Психологическая подготовка — это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов. Психологическая подготовка спортсмена направлена на развитие и формирование его психологических качеств и обучение специальным приемам психической самоподготовки, необходимых спортсмену для достижения высоких результатов в соревнованиях.
Современный уровень спортивных соревнований предполагает сверхинтенсивный и сверхобъемный уровень физической нагрузки на спортсмена. Но экстремальные стрессовые нагрузки испытывает и психика. Правильная психологическая подготовка становится обязательным условием спортивной деятельности, гарантирующей достижение высоких результатов.
Подготовка высококвалифицированных единоборцев в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также частные особенности становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфофункционального и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей.
В то же время становится более ясным, что система подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. При тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.
РОДИНА АННА ПАВЛОВНА
Содержание программ тренировочных занятий по психологической подготовке спортсменов этапа высшего спортивного мастерства
Реферат
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая подготовка — это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов. Психологическая подготовка спортсмена направлена на развитие и формирование его психологических качеств и обучение специальным приемам психической самоподготовки, необходимых спортсмену для достижения высоких результатов в соревнованиях.
Современный уровень спортивных соревнований предполагает сверхинтенсивный и сверхобъемный уровень физической нагрузки на спортсмена. Но экстремальные стрессовые нагрузки испытывает и психика. Правильная психологическая подготовка становится обязательным условием спортивной деятельности, гарантирующей достижение высоких результатов.
Подготовка высококвалифицированных единоборцев в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также частные особенности становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфофункционального и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей.
В то же время становится более ясным, что система подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. При тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.
В процессе решения спортсменом задач, присущих спортивной деятельности, имеют место сложнейшие механизмы оценки не только текущей ситуации, но и ее прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений (поиск осуществляется параллельно с помощью сенсорных, моторных и когнитивных операций).
Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности единоборцев высшего спортивного мастерства требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой — заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДСТАРТОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ.
Возникновение тех или иных состояний перед или во время соревнований определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:
1) Значимые соревнования в жизни спортсмена, к примеру первенство города у спортсмена будет стоять в приоритетном положении и будет более значимо, чем соревнования области, в которых спортсмен не сможет проявить себя в роли победителя
2) Присутствие сильных соперников
3) Условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за какой-либо причины);
4) Неправильное поведение окружающих людей, особенно тренера, мешающего сосредоточиться
5) Индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий невротизм);
6) Характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;
7) Присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);
8) Степень способности овладения саморегуляции.
Выделяется 3 вида эмоциональных состояний спортсмена перед соревновательным событием:
- боевая готовность (воодушевление) является оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и благоприятно для соревновательной деятельности. Спортсмен может ощущать подъем сил, энергии и активности. Он уверен в успехе и с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). Это состояние самое благоприятное для успешного выступления спортсмена
- предстартовая лихорадка появляется, когда спортсмен стремится достичь успеха и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. У спортсмена страдает память, внимание рассевается (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, нарушается сон (спортсмену сложно заснуть, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен суетится, торопится, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений. Находясь в предстартовой лихорадке, спортсмены недооценивают возможности соперника и переоценивают свои возможности, проявляя излишнюю самоуверенность. Так же бывают случаи проявления страха. Так же, спортсмен может потерять аппетит, может повыситься артериальное давление и пульс, и они могут быть не устойчивы. Спортсмен будет проявлять потливость и в полости рта будет происходить пересыхание, еще возможно расстройство желудочно-кишечного тракта. Переход в состояние предстартовой лихорадки у спортсменов с возбудимым типом очень высок, в отличие от тормозного типа спортсменов. И уровень возбуждения, который близок к состоянию лихорадки, для лиц взрывного типа может быть обычным предстартовым состоянием, а тормозному типу спортсменов будет тяжело собраться перед стартом. Поэтому перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности каждого спортсмена. Разминка при помощи физических упражнений будет действовать на спортсмена лучше, чем обычная стандартная разминка, чем она интенсивнее, тем лучше, для начинающих спортсменов необходимо применить воздействие авторитета тренера.
- предстартовая апатия. Очень часто можно слышать такую фразу: «спортсмен перегорел» это значит, что длительное эмоциональное возбуждение переходит в торможение. Но такое состояние, так же, может проявиться при перетренированности спортсмена или, если, деятельность не представляет для него никакого интереса. При этом у спортсмена может проявляться сонливость, общая вялость всего тела, может снизиться быстрота движений и ухудшиться координация. Ослабление внимания и волевых процессов так же характерно для состояния предстартовой апатии, у спортсмена может проявляться неуверенность в своих силах, страх перед соперниками ослабление внимания и помехоустойчивости и приступами острого восприятия. Спортсмен, прибывая в таком состоянии не способен собраться и сконцентрироваться перед стартом.
Многое зависит от того, в какую сторону сдвигается перед соревнованием баланс между возбуждением и торможением.
На рисунке видно, что наибольшая эффективность достигается при небольшом сдвиге баланса в сторону возбуждения. Это соответствует закону оптимума эмоционального возбуждения (активации), согласно которому наилучшие результаты в деятельности получаются при среднем уровне эмоционального возбуждения. Оптимум мотивации –уровень, в котором деятельность выполняется лучше всего (для конкретного человека, в конкретной ситуации). Однако следует учитывать, что для каждого спортсмена имеется свой оптимальный уровень возбуждения.
Характеристика предстартовых реакций
Боевая готовность
- оптимальные изменения в ЦНС
- повышение возбудимости и лабильности двигательного аппарата
- усиление деятельности органов дыхания и кровообращения
Лихорадка
- резкое выражение процессов возбуждения и ЦНС
- снижение работоспособности спортсмена к дифференцированию раздражителей
Апатия
- преобладание процессов торможения в ЦНС
- незначительные изменения в соматических и вегетативных функциях
Высокая
Низкая
Худшая
Работоспособность
Как видно из этих данных, наилучший настрой спортсменов на соревнования был в состоянии боевой готовности, а наихудший – при предстартовой апатии. Соответственно этому и успешность соревновательной деятельности была различной.
От сюда можно сделать вывод, что эффективность тренировочного процесса играет решающую роль для успешного выступления спортсмена на соревнованиях и в большей степени определяется умением спортсмена мобилизоваться в экстремальных условиях и оптимизировать свою работу, так как предстартовые состояния проявляются при условно-рефлекторных механизмах регулирования в определенной ситуации. И сила, и характер этих состояний определяется и зависит не только от особенностей нервной системы, но и от уровня подготовленности спортсмена.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности следует учитывать, что отличительной особенностью единоборств является непосредственный контакт с соперником. Структура действй и операций в единоборствах имеет очень сложный характер: она не менее разнообразна, чем в спортивных играх, и более иерархизована, поскольку общий замысел и вся система исполнения принадлежит одному человеку в его непосредственной взаимосвязи со столь же хорошо иерархизованной структурой целей противника.
На эмоциональное состояние спортсмена-единоборца влияют: интенсивность схватки, темп схватки, особенности соперника, общее физическое состояние спортсмена, успех или неуспех в ходе схватки.
Высокая эмоциональная устойчивость в единоборствах обусловлена необходимостью преодоления психической напряженности, вызванной следующими факторами: непосредственным контактом с противником, неожиданностью болевых ощущений, высоким риском травматизма, высокой вариативностью внешних воздействий, требующих поддержания возбуждения на оптимальном уровне в течение длительного периода времени.
Условия единоборств связаны с необходимостью мгновенно действовать как в атаке, так и в защите, непрерывно преодолевать сопротивление соперника, устраняя угрозу получить удар, выдерживать большое физическое и нервное напряжение, которые возникают в ходе боя.
В единоборствах увеличивается объем и широта оперативного мышления, расширяется поле внимания и восприятия. У единоборца должно быть гибкое мышление, активное внимание, развитое мышечно-двигательное чувство.
Ударные виды единоборств отличаются интенсивной, напряженной «взрывной» деятельностью: мгновенные напряжения, чередующиеся с расслаблениями, высокий темп ведения борьбы. В ходе схватки единоборец должен быть инициативным, сохранять самообладание, быть психологически выносливым, иметь мгновенную реакцию на движение соперника.
Следует также помнить, что результат в единоборствах не имеет строгих количественных измерений. Это обусловливает субъективность представления о результате для спортсмена и находит проявление в особенностях мотивации достижения.
ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ ГРУППЫ ВСМ
Программа тренировочного занятия реализуется в подводящем микроцикле контрольно-подготовительного мезоцикла подготовки в специально-подготовительном периоде. Осуществляется специальная психологическая подготовка к соревнованиям.
Длительность тренировочного занятия составляет 1 час 30 минут. При проведении занятий, направленных на психологическую подготовку высококвалифицированных спортсменов, следует учитывать их физическое и психологическое состояние перед началом тренировки, поскольку эффект от тренировочных воздействий на фоне утомления будет отличаться от выполнения тех же упражнений в оптимальном состоянии.
Подготовительная часть – 25-30 минут. В начале занятия необходимо способствовать повышению функционального состояния спортсменов следующими средствами: бег в умеренном темпе в различных направлениях (вокруг зала, спиной вперед, на прямых ногах), вариации прыжковых упражнений (на двух ногах, на одной ноге, из приседа), бег с ускорениями. Далее следует провести разминку на месте: круговые движения головой и руками, махи ногами вперед и в стороны, наклоны к ногам в положении сидя, продольный и поперечный шпагаты.
Основная часть – 45-50 минут. В данной части занятия используются средства психологической подготовки, позволяющие смоделировать определенную соревновательную ситуацию в боевых условиях. Все упражнения выполняются в парах в виде условных поединков с заданиями.
1. Условные поединки с заранее определенным преимуществом в счёте. Проигрывающему спортсмену необходимо либо сравнять счет, либо набрать большее количество баллов, чем его соперник. Задача второго спортсмена – сохранить свое преимущество в баллах. Дозировка: 2-3 поединка по 2-3 минуты.
2. Условные поединки с ограниченным арсеналом применяемых технических действий. В данном упражнении необходимо оставить 2-3 технических приема, с помощью которых будут решаться тактические задачи в поединке. Дозировка: 2-3 поединка по 2-3 минуты.
3. Условные поединки с отработкой запрограммированных действий с меняющимися соперниками. Спортсмену дается задание на выполнение определенных технико-тактических действий в условиях соревновательного поединка, в течение которого соперники будут сменяться каждые 20-25 секунд. Дозировка: 2-3 поединка по 2 минуты.
4. Условные поединки с увеличением интенсивности по команде тренера. Дозировка: 1-2 поединка 2-3 минуты, отрезки с увеличенной интенсивностью – 10-15 секунд.
5. Условные поединки с постоянной сменой задания. В течение одного поединка тренер меняет тактические установки обоим спортсменам. Дозировка: 2-3 поединка по 2-3 минуты.
6. Отработка индивидуальных тактических схем. Тренер дает индивидуальное задание спортсменам в зависимости от пробелов подготовки. Дозировка: 1-2 поединка по 2-3 минуты.
Заключительная часть – 10-15 минут. В конце занятия необходимо снизить ЧСС и ЧД после высокоинтенсивных нагрузок, для этого следует выполнить бег вокруг зала в умеренном темпе в течение 1-2 минут. После этого проводится комплекс растяжки, состоящий из наклонов в разные стороны в положении стоя и сидя, а также изолированного растягивания мышечных групп (плечевого пояса, ног, туловища). Все упражнения комплекса выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за болевыми ощущениями и не прилагать чрезмерных усилий.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Всего можно выделить несколько черт, которые чаще всего встречаются у спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем ведущего спортсмена), высокий уровень мотивации для достижения экстраверсия и твердость характера.
Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где разрешен прямой физический контакт, необходимы различные формы контролируемой физической агрессивности. Можно предположить, что, отвечая на вопросы личностных тестов, спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, проявляют разную степень агрессивности. Данные исследования показывают, что лучший спортсмен не только более агрессивен, но и имеет тенденцию выражать свои агрессивные тенденции более свободно, чем у так называемого нормального образца.
Уолтер Кролл (1968) выделил группу сходных личностных черт у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, в которых они считаются физически агрессивными, было обнаружено, что спортсмены этих двух групп имеют сходные личностные профили в соответствии с 16-факторным тестом Кеттелла, хотя агрессивность или агрессивные тенденции специально не исследовались.
Более того, Кролл обнаружил, что спорт, который явно агрессивен по своей природе, может привлекать людей с различными структурами личности. Он обнаружил, например, что личные профили спортсменов по каратэ отличаются от профилей борцов и футболистов. Следует отметить, что в каратэ физический контакт-это скорее угроза, чем реальность. Основная цель - нанести удар близко к противнику, не касаясь его.
Чтобы адекватно оценить агрессивные наклонности спортсмена, его потребность и желание напрямую выразить свою агрессивность, необходимо провести как беседы, так и тщательный анализ его поведения в конкурентной среде. Тесты бланка, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной активности.
В результате наблюдения за представителями различных видов спорта (гонщиками, футболистами, пловцами) методом Кеттелла Огилви установил, что спортсменов высокого класса отличает большая "способность к абстрактному мышлению". Кейн, изучая личные характеристики английских футболистов, также обнаружил, что более выраженная способность мыслить абстрактно чаще встречается в профилях личности хороших игроков. В уже упомянутых исследованиях Джонсона с sotr. также было показано, что уровень "интеллектуальных претензий" у хороших спортсменов самый высокий.
Некоторые виды спорта, особенно там, где требуется подробный анализ активности, наилучшие результаты, естественно, будут продемонстрированы теми спортсменами, которые обладают большей способностью к анализу. По мнению большинства психологов в Восточной Европе, спортсмены высокого класса постоянно стремятся лучше понять физические, психологические и социальные аспекты своего спорта. И только спортсмены с более высоким интеллектуальным уровнем могут достичь глубокого понимания этих аспектов.
Твердость характера. Эта черта - одна из наиболее часто упоминаемых черт личности лучшего спортсмена. Кеттелл считает, что для индивида, наделенного этой чертой, характерна эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и поступках, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не проявлять тревоги в различных ситуациях. На другом конце шкалы находится человек с" мягким характером", который не полностью созрел эмоционально, нетерпелив, сентиментален, чувствителен, часто проявляет свою тревогу.
Спортсмены, обладающие высокими показателями "мягкости характера" и при этом обладающие исключительными физическими качествами, однако, также могут достичь высоких спортивных результатов, если при работе с ними учитывать их особенности. Однако их успех в спорте во многом зависит от своевременного выявления (путем тестирования и наблюдения) их эмоциональной незрелости, гиперчувствительности и, возможно, высокой тревожности, а затем от правильно построенных тренеров и товарищей, но командного отношения с такими спортсменами.
Беспокойство. Склонность испытывать неадекватное чувство страха в стрессовых ситуациях явно мешает спортсменам в разные периоды их спортивной деятельности. Люди с высоким уровнем общей тревожности обычно не достигают хороших спортивных результатов, если им не уделяется много внимания.
И чрезмерный уровень тревожности, и ее полное отсутствие мешают спортсмену демонстрировать высокие спортивные результаты. Джонсон с соавтором. с помощью проективных тестов он обследовал бойцов и определил по результатам выполнения уже упомянутого теста "дом — дерево — человек", что испытуемые имеют высокий уровень "генерализованной тревоги". Другие исследователи обнаружили, что достаточно высокий уровень тревожности также наблюдался у спортсменов, которые в то же время имели высокие показатели самоконтроля в твердости характера.
При работе со спортсменом, который по показателям личных тестов выявил высокий уровень тревожности, следует применять ряд специальных методов. Например, сложные двигательные реакции необходимо тщательно тренировать, чтобы стрессовые условия соревнований не мешали спортсмену показывать высокие результаты. В некоторых случаях можно прибегнуть к психотерапии, особенно когда соревновательный период достигает своей высшей точки.
Уверенность в себе в межличностных ситуациях. Вполне логично считать, что у спортсменов вообще есть уверенность в себе. Социальный статус, полученный спортсменами высокого класса на всех уровнях (начальная и средняя школа, университет), предполагает, что эти люди будут чувствовать себя достаточно уверенно и свободно в различных социальных ситуациях. Так, например, Джонсон с соавтором. он отмечает, что борцы высокого класса обладают «исключительным чувством уверенности". Огилви также считает, что спортсмены высокого класса, как правило, уверены в себе и независимы
Более уверенный в себе спортсмен будет реагировать иначе, на похвалу и осуждение тренера, чем тот, кто не уверен в себе. И общее чувство незащищенности, и незащищенность в конкретных спортивных ситуациях возникают еще в раннем детстве, а затем в более поздние периоды жизни формируются в условиях соревновательной борьбы.
Слэшер обнаружил, что баскетболисты проявляют повышенное внимание к своему телосложению. Беспокойство спортсменов по поводу их физических данных и внешнего вида было отмечено некоторыми исследователями и во многих других видах спорта. Это внимание к внешности может быть характерной чертой не только спортсмена, тело которого является средством достижения успеха и самовыражения, но и в определенной степени характерно для любого человека. При чрезмерной заботе о собственном теле вполне возможно, что спортсмен проявит повышенную чувствительность к малейшим повреждениям и травмам и даже может увидеть опасность для своего здоровья в соревнованиях.
Тип "склонных к травмам" спортсменов был выделен многими клиническими психологами, которые исследовали спортсменов. С ними обычно труднее всего работать, показывает опыт. Воображаемые или преувеличенные проблемы со здоровьем часто могут быть доказательством глубоко укоренившиеся невротические или психопатические тенденции, на которые следует немедленно обратить внимание. Кроме того, спортсмен может иногда либо сильно преувеличивать серьезность своего состояния здоровья, либо имитировать болезнь, чтобы оправдать возможную неудачу в соревнованиях.
Всего можно выделить несколько черт, которые чаще всего встречаются у спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем ведущего спортсмена), высокий уровень мотивации для достижения экстраверсия и твердость характера.
Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где разрешен прямой физический контакт, необходимы различные формы контролируемой физической агрессивности. Можно предположить, что, отвечая на вопросы личностных тестов, спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, проявляют разную степень агрессивности. Данные исследования показывают, что лучший спортсмен не только более агрессивен, но и имеет тенденцию выражать свои агрессивные тенденции более свободно, чем у так называемого нормального образца.
Уолтер Кролл (1968) выделил группу сходных личностных черт у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, в которых они считаются физически агрессивными, было обнаружено, что спортсмены этих двух групп имеют сходные личностные профили в соответствии с 16-факторным тестом Кеттелла, хотя агрессивность или агрессивные тенденции специально не исследовались.
Более того, Кролл обнаружил, что спорт, который явно агрессивен по своей природе, может привлекать людей с различными структурами личности. Он обнаружил, например, что личные профили спортсменов по каратэ отличаются от профилей борцов и футболистов. Следует отметить, что в каратэ физический контакт-это скорее угроза, чем реальность. Основная цель - нанести удар близко к противнику, не касаясь его.
Чтобы адекватно оценить агрессивные наклонности спортсмена, его потребность и желание напрямую выразить свою агрессивность, необходимо провести как беседы, так и тщательный анализ его поведения в конкурентной среде. Тесты бланка, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной активности.
В результате наблюдения за представителями различных видов спорта (гонщиками, футболистами, пловцами) методом Кеттелла Огилви установил, что спортсменов высокого класса отличает большая "способность к абстрактному мышлению". Кейн, изучая личные характеристики английских футболистов, также обнаружил, что более выраженная способность мыслить абстрактно чаще встречается в профилях личности хороших игроков. В уже упомянутых исследованиях Джонсона с sotr. также было показано, что уровень "интеллектуальных претензий" у хороших спортсменов самый высокий.
Некоторые виды спорта, особенно там, где требуется подробный анализ активности, наилучшие результаты, естественно, будут продемонстрированы теми спортсменами, которые обладают большей способностью к анализу. По мнению большинства психологов в Восточной Европе, спортсмены высокого класса постоянно стремятся лучше понять физические, психологические и социальные аспекты своего спорта. И только спортсмены с более высоким интеллектуальным уровнем могут достичь глубокого понимания этих аспектов.
Твердость характера. Эта черта - одна из наиболее часто упоминаемых черт личности лучшего спортсмена. Кеттелл считает, что для индивида, наделенного этой чертой, характерна эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и поступках, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не проявлять тревоги в различных ситуациях. На другом конце шкалы находится человек с" мягким характером", который не полностью созрел эмоционально, нетерпелив, сентиментален, чувствителен, часто проявляет свою тревогу.
Спортсмены, обладающие высокими показателями "мягкости характера" и при этом обладающие исключительными физическими качествами, однако, также могут достичь высоких спортивных результатов, если при работе с ними учитывать их особенности. Однако их успех в спорте во многом зависит от своевременного выявления (путем тестирования и наблюдения) их эмоциональной незрелости, гиперчувствительности и, возможно, высокой тревожности, а затем от правильно построенных тренеров и товарищей, но командного отношения с такими спортсменами.
Беспокойство. Склонность испытывать неадекватное чувство страха в стрессовых ситуациях явно мешает спортсменам в разные периоды их спортивной деятельности. Люди с высоким уровнем общей тревожности обычно не достигают хороших спортивных результатов, если им не уделяется много внимания.
И чрезмерный уровень тревожности, и ее полное отсутствие мешают спортсмену демонстрировать высокие спортивные результаты. Джонсон с соавтором. с помощью проективных тестов он обследовал бойцов и определил по результатам выполнения уже упомянутого теста "дом — дерево — человек", что испытуемые имеют высокий уровень "генерализованной тревоги". Другие исследователи обнаружили, что достаточно высокий уровень тревожности также наблюдался у спортсменов, которые в то же время имели высокие показатели самоконтроля в твердости характера.
При работе со спортсменом, который по показателям личных тестов выявил высокий уровень тревожности, следует применять ряд специальных методов. Например, сложные двигательные реакции необходимо тщательно тренировать, чтобы стрессовые условия соревнований не мешали спортсмену показывать высокие результаты. В некоторых случаях можно прибегнуть к психотерапии, особенно когда соревновательный период достигает своей высшей точки.
Уверенность в себе в межличностных ситуациях. Вполне логично считать, что у спортсменов вообще есть уверенность в себе. Социальный статус, полученный спортсменами высокого класса на всех уровнях (начальная и средняя школа, университет), предполагает, что эти люди будут чувствовать себя достаточно уверенно и свободно в различных социальных ситуациях. Так, например, Джонсон с соавтором. он отмечает, что борцы высокого класса обладают «исключительным чувством уверенности". Огилви также считает, что спортсмены высокого класса, как правило, уверены в себе и независимы
Более уверенный в себе спортсмен будет реагировать иначе, на похвалу и осуждение тренера, чем тот, кто не уверен в себе. И общее чувство незащищенности, и незащищенность в конкретных спортивных ситуациях возникают еще в раннем детстве, а затем в более поздние периоды жизни формируются в условиях соревновательной борьбы.
Слэшер обнаружил, что баскетболисты проявляют повышенное внимание к своему телосложению. Беспокойство спортсменов по поводу их физических данных и внешнего вида было отмечено некоторыми исследователями и во многих других видах спорта. Это внимание к внешности может быть характерной чертой не только спортсмена, тело которого является средством достижения успеха и самовыражения, но и в определенной степени характерно для любого человека. При чрезмерной заботе о собственном теле вполне возможно, что спортсмен проявит повышенную чувствительность к малейшим повреждениям и травмам и даже может увидеть опасность для своего здоровья в соревнованиях.
Тип "склонных к травмам" спортсменов был выделен многими клиническими психологами, которые исследовали спортсменов. С ними обычно труднее всего работать, показывает опыт. Воображаемые или преувеличенные проблемы со здоровьем часто могут быть доказательством глубоко укоренившиеся невротические или психопатические тенденции, на которые следует немедленно обратить внимание. Кроме того, спортсмен может иногда либо сильно преувеличивать серьезность своего состояния здоровья, либо имитировать болезнь, чтобы оправдать возможную неудачу в соревнованиях.
БИОЛОГИЯ МЕХАНИЗМА ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
Системы мозга, вовлеченные в процессы обуславливания страха и травмы.
Исследования мозга показывают, что в мозге есть центры, запускающие схемы, связанные с такими травматическими событиями детства, как отвержение и насилие. LeDoux (1996) в своем исследовании, посвященном травматическим воспоминаниям пишет:
«Во время проживания травматичной ситуации осознаваемые воспоминания фиксируются гипокампом, а неосознаваемые воспоминания, созданные механизмом обуславливания страха, поддерживаются системой миндалевидного тела. Эти две системы оперируются параллельно и сохраняют разную информацию, касающуюся травматичного события. Когда появляются стимулы, сходные с первичной травматичной ситуацией, каждая система воспроизводит (“оживляет”) воспоминания. Миндалина “выдает” телесный ответ, позволяющий приготовиться к переживанию опасности, гиппокамп выдает когнитивный ответ в форме воспоминаний”.
Таким образом, в соответствии с LeDoux, механизмы мозга, ответственные за фиксацию, хранение и “оживление” воспоминнаний эмоционально значимого травматичного события, отличаются от механизмов, оперирующих когнитивными воспоминаниями о том же событии. Миндалина сохраняет эмоциональные воспомиинания, а гиппокамп сохраняет когнитивные воспоминания. Эмоциональный ответ может появиться без участия префронтальной коры головного мозга, ответственных за мышление, рацио и сознательность
Характеристика Миндалевидного тела.
Согласно LeDoux, система мендалевидного тела имеет несколько атрибутов, отличающих ее от системы гиппокампа
Система
мендалевидного
тела
безсознательна
.
Эмоциональные
реакции могут формироваться
без
осознавания
стимула
.
Как
утверждал
Zajonc
(1984
)
эмоции
могут
существовать
без
мыслей
.
Миндалевидная система быстрее.
Сигнал об опасности проходит через таламус в два направления: префронтальную
кору
и миндалину. Однако, он достигает миндалины значительно быстрее, чем префронтальной
коры
. К моменту, когда префронтальная
кора
только опознала сигнал опасности, миндалина ужа начала на нее реагировать.
Как
утверждал
Zajonc
(1984)
эмоции
могут
появиться
до
мыслей
Минделевидная
система автоматична.
Как только миндалина распознала опасность, эмоции и телесная реакция активируются автоматически. На контрасте: когнитивная система процессинга регулируется не в такой степени автоматичности. Ее отличительной чертой является
гибкость реакции
. Если мы осознаем, у нас появляется выбор.
При
автоматической
реакции
такого
выбора
у
нас
нет
.
Эмоциональные воспоминания, зафиксированные в миндалине, остаются навсегда.
LeDoux
пишет: “бессознательные
воспомнинания
страха формируются в миндалине и “
вжигаются
” в мозг, Скорее всего, они с нами на всю жизнь”. (
p
. 252). эволюционный смысл в том, что человек никогда
не забывает
стимул опасности. Эти воспоминания
сверх-устойчивы
. В ситуации стресса спонтанно возникают даже те страхи,
оторые
казались исчезнувшими. Забывание предотвращает выражение обусловленных реакций страха, но не стирает воспоминания, которые лежат
в основе
реакций. “Забывание” подразумевает контроль префронтальной корой миндалины, а не фактическое исчезновение памяти о событии”.
Таким
образом
,
похоже
,
что
схемы
не
исчезают
полностью
никогда
.
Миндалина не делает исключений.
Функция системы
минделвидного
тела основана на создании обусловленной реакции на травматических стимул, человек его должен запомнить (обусловить) как “страх”. Как только эмоциональная память сохранена в миндалине, каждое новое
попадание в подобную ситуацию будет вызывать реакцию страха. Миндалина создает “искривленный” образ мира, в то время как префронтальная
кора
создает более детализированный образ мира, способствующей более точной ориентировке человека. Таким образом, миндалина
вызывает
реакции страха, а
кора
подавляет реакции, на основании когнитивной оценки ситуации.
Миндалина эволюционно образовалась раньше, чем
префронтальая
кора
.
Когда человек предстает перед опасностью, миндалина запускает реакцию страха, которая за миллионы лет практически не изменилась, и одинакова для всех животных.
« По нашему мнению, в контексте биологических процессов механизм выглядит следующим образом: Эмоции и телесные ощущения сохраняются в системе миндалевидного тела. Когда человек сталкивается с обстоятельствами, напоминающие те события, при которых в детстве произошла фиксация травмирующего опыта, эмоции и ощущения активируются миндалиной бессознательно. Даже если человек их осознает, то активация происходит быстрее, чем процесс осознавания; это означает, что человек все равно испытает страх, прежде чем сумеет рационально сориентироваться в ситуации и выбрать лучший способ реакции. Эта активация происходит автоматически, и скорее всего будет активироваться всегда в течении жизни человека. Однако, степень проявления эмоций и телесных реакций может снижаться по мере “заживления” травматического опыта посредством осознавания и вербальной переработки.»
Факт того, что эмоциональные и когнитивные элементы схемы хранятся в разных отделах мозга, может объяснить почему травматическая реакция не поддается изменениям при использовании рациональных методов воздействия (“это не страшно, перестань бояться!”). Таким образом, эмоции имеют превосходство над мыслями в регуляции травматического опыта.
Когда запускается травматическая реакция, человека захлестывают эмоции и телесные ощущения. Он может увязывать эти переживания с первичным травма-опытом, а может и не увязывать (в этом еще одна роль терапевта: помочь клиенту соединить эмоции и ощущения с конкретными детскими воспоминаниями). В центре схемы – воспоминания, образы, но они часто не осознаются. Терапевт обеспечивает эмоциональную поддержку клиенту в процессе реконструкции этих образов.
Значение терапии.
Первая цель терапии – это осознание. Терапевт помогает клиенту идентифицировать дезадаптивные схемы и осознать эмоции, телесные ощущения, воспоминания (образы), мысли и стратегии совладания, которые увязаны с этими схемами. Как только человек все это понял, тогда он начинает попытки контролировать свои реакции на травматические реакции. Он может начать тренировать свои волю и внимание, чтобы реагировать не автоматично. LeDoux написал:
«Терапия – лишь способ создать синаптическую передачу (в нейронных путях мозга), которая позволяет контролировать миндалину. Эмоциональная память зафиксирована навсегда, цикла отреагирования, похоже, всегда будет инициироваться; большее, на что мы можем надеяться- это на возможноть регулировать силу реагирования. И единственный способ – это контроль миндалины префрантальной корой, то есть осозанный контроль эмоциональных реакций”. (p. 265)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единоборства характеризуются наиболее сложной и разнообразной тактикой. Не случайно их называют тактическими видами спорта, акцентируя внимание на том, что исход состязаний в них часто в решающей мере зависит от тактического мастерства спортсменов. Специфическая черта тактики в спортивных единоборствах — непосредственный контакт соперников, выражающийся в прямых физических воздействиях друг на друга. Такой характер соревновательных контактов обязывает спортсмена мгновенно реагировать на действия соперника и предвосхищать их, для чего требуется развитое оперативное тактическое мышление, в частности, умение мысленно моделировать по ходу поединка намерения соперника еще до того, как они будут реализованы в действиях. Поэтому технико-тактические действия являются основными элементами содержания как технической, так и тактической подготовки.
Технико-тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму – целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или иначе, от содержания всех других разделов его подготовки.
Важны не только методы тренировки и моделирование соревновательных мероприятий, но и занятия с спортивным психологом. Таким образом будет комплексный подход к оптимизации спортивного результата.
Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении многих проблем.
Подвижность нервной системы характеризуется скоростью перестройки реакций нервной системы на изменение раздражения. Эта особенность позволяет спортсменам, быстро реагируя на действия противника, находить наиболее эффективные для текущей ситуации решетки, обеспечивает успешное выполнение мероприятий в видах спорта, характеризующихся разнообразием и быстрой сменой обстановки, спортивных играх и единоборстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта/А.В. Родионов.-
М.:Наука
,2006.-270с.
Выдрин,В.М
.
современные проблемы теории физической культуры как вид культуры / В.М. Выдрин,-
Спб.ГАФК
им. П.Ф. Лесгафта, 2001,-76с.
Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин.-
Пермь,-
2005
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия
»,-
2000
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969г.-310с.
Анохин, П.И. Очерки физиологии физических систем / П.И. Анохин. – М.: Медгиз,1986.
Бабушкин, Г.Д. Специфика деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин.-
Омск:ОГИФК
,-1985,-68с.
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: медицина,1968.
Гогунов
, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/Е.Н.
Гогунов
, Б.И. Мартьянов М.: АСDАЕМА, 2000
Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к специалисту «Основы психологии личности
».-
Пермь:ПГПИ,1990
Бобровский, А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо):
автореф
.
дис
. ... канд.
пед
. наук /А.В. Бобровский. - Омск, 2015. - 24 с.
Гогунов
Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.., 2010. - 177 с.
Горбачев, С.С. Психологические факторы формирования состояния готовности боксера к поединку: материалы
международ
, науч.
конф
. психологов
физич
. культ, и спорта/ С.С. Горбачев, Т.
Гайдалов
. - М.: Анита Пресс, 2016. - С. 89-91.