Психологическая подготовка спортсменов-стрелков | Митинев Юрий Николаевич. Работа №348649
Задачами психологической подготовки стрелка является развитие психических процессов участвующих в работе над выстрелом, их организация при решении различных задач подготовки, овладение умениями и навыками формирования психического состояния готовности к соревнованиям и его регуляция в зависимости от складывающейся ситуации.
Психология спорта, являясь одной из отраслей общей психологии, изучает закономерности проявлений психики человека в условиях спортивной деятельности. Особенности стрелкового спорта выдвигают свои требования к психике спортсмена-стрелка, оказывают свое влияния на её формирование, накладывают свой отпечаток на протекание психических функций в процессе деятельности. Психология стрелкового спорта рассматривает проявления и участие психических механизмов в работе стрелка, с целью нахождения наиболее рациональных путей его подготовки.
Тренер-преподаватель Ю.Н. Митенев
В зарубежной методической литературе пулевую стрельбу относят к "Психологическим видам спорта". Спортивные действия не только периферически-моторный процесс, но и, что важно, психически регулирующая и психически регулируемая деятельность.Это не означает большую сложность психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а отображает больший удельный вес психологических факторов в общем объёме работы стрелка, высокую зависимость результатов стрельбы от психического состояния спортсмена, узкий диапазон эмоционального возбуждения являющегося оптимальным для показа в соревнованиях результатов освоенных в тренировке. Большое количество стресс-факторов соревнований способных вызвать психическую напряженность, приводящую к дезорганизации навыков.
Всё это создаёт сложность управления подготовкой стрелков старших категорий. Потенциалы совершенствования спортивного мастерства сместились здесь в психические механизмы, деятельность которых не имеет внешних проявлений, недоступна контролю со стороны, во многом не осознается и самим спортсменом.
Задачами психологической подготовки стрелка является развитие психических процессов участвующих в работе над выстрелом, их организация при решении различных задач подготовки, овладение умениями и навыками формирования психического состояния готовности к соревнованиям и его регуляция в зависимости от складывающейся ситуации.
Психология спорта, являясь одной из отраслей общей психологии, изучает закономерности проявлений психики человека в условиях спортивной деятельности. Особенности стрелкового спорта выдвигают свои требования к психике спортсмена-стрелка, оказывают свое влияния на её формирование, накладывают свой отпечаток на протекание психических функций в процессе деятельности. Психология стрелкового спорта рассматривает проявления и участие психических механизмов в работе стрелка, с целью нахождения наиболее рациональных путей его подготовки.
В повседневной жизни выражения: психика, сознание, мышление зачастую выступают как синонимы. Применяя, их мы, обычно, не учитываем содержащихся в них различий. Рассмотрение проблем стрелкового спорта требует конкретизации понятий содержащихся в этих терминах.
В практике спорта задачи психологической подготовки нередко видят только в решении проблем связанных с выступлением на соревнованиях. Это неверно. Психические процессы присутствуют во всех сторонах подготовки стрелка, являясь неотъемлемой составной частью как тренировочной, так и соревновательной стрельбы.
Ощущения и их отражения в сознании – восприятия.
В работе над выстрелом стрелок сталкивается, главным образом, со зрительными и мышечно-суставными ощущениями. Зрительным ощущениям принадлежит центральное место. Под контролем и организующим влиянием зрения проходит вся работа над выстрелом. По мере овладения техникой стрельбы возрастает и роль мышечно-суставных ощущений. Они дают информацию о привычности позы изготовки, устойчивости стояния, тонусе мышц, закреплении связочного аппарата, развитии спусковых усилий. Эти ощущения не подменяют функцию зрения в работе над выстрелом, но существенно облегчают и дополняют его работу.
На уровне высшего мастерства, когда технические действия выполняются в значительной степени автоматизировано, ведущую роль начинают играть ощущения сенсорной области отражающие направленность внимания, эмоциональное состояние, чувство готовности к в ведению стрельбы. Содержание восприятий связано с решаемой спортсменом задачей. Это активный процесс, которым можно управлять, важно влияние установки на то, что мы хотим воспринимать. Так новичок видит в выжиме спуска только усилие необходимое для его преодоления, тогда как мастер спорта, из опробования спуска нового для себя экземпляра оружия, получает и дополнительную информацию о характере требуемого спускового усилия.
Как вывод: не следует производить отладку оружия непосредственно перед соревнованиями. Возникающие непривычные ощущения будут отвлекать внимание спортсмена, адаптация к ним требует времени.
Так высоко подготовленный стрелок контролирует свою готовность к выстрелу не только по точности наведения оружия, но и по ощущениям надёжности этого состояния. Он воспринимает тончайшие нарушения неподвижности своего тела ещё до того, как это отразится на состоянии оружия. Это позволяет своевременно замедлить развитие спускового усилия или отложить выстрел.
Память
Память – запечатление, сохранение, воспроизводство. При всём многообразии видов памяти основное значение имеет, в стрелковом спорте, зрительная, мышечная, двигательная и эмоциональная память.
Зрительная память.Нередко роль зрения сводят к контролю точности положения мушки в прорези и её совмещения с точкой прицеливания. Однако участие зрения в работе над выстрелом значительно шире. Оно оказывает непосредственное влияние на организацию сложно согласованной деятельности мышечных групп, участвующих в выполнении прицельного выстрела. Воспроизводимый в зрительной памяти образ (цель действия) способствует, на подсознательном уровне, регуляции двигательных процессов направленных на достижение поставленной цели. Нередко на практике зрительной памяти отводится неоправданно большая роль, снижающая значение других видов памяти в работе стрелка.
Мышечная память.Большое количество элементов составляющих выполнение прицельного выстрела не может одновременно контролировать внимание спортсмена. Чем ближе завершающая фаза работы над выстрелом, тем всё больше внимание спортсмена сосредотачивается на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, спусковых усилиях. Предшествующие действия, такие как: тонус мышц, удерживающих руку с оружием, усилие хватки, закрепление плечевого и запястного суставов, вытесняются из сознания. В то же время, такой комплекс различающихся по содержанию действий нуждается в контроле, иногда в принуждении. Эта сторона работы должна обеспечиваться за счет мышечной памяти. Её развитие – один из резервов технического совершенствования стрелка. Целесообразно, десять-пятнадцать минут до начала тренировочного занятия направлять внимание на восприятие импульсов мышц, что окажет пусковое воздействие на их работу.
В дальнейшем заданная программа мышечной деятельности будет осуществляться автоматизировано.
Двигательная память.Она лежит в основе согласования деятельности мышечных групп участвующих в выполнении прицельного выстрела. Особое значение она приобретает в упражнениях скоростной стрельбы по появляющимся и движущимся целям. Отработка таких элементов, как подъем оружия, перенос прицеливания на следующую мишень, сопровождение движущейся цели, производимые без участия зрения, вынуждая стрелка сосредотачиваться на мышечно-суставных ощущениях, значительно ускоряют освоение упражнения.
Эмоциональная память.Участие в соревнованиях всегда сопровождается возбуждением эмоциональной сферы спортсмена. Пережитые и сохраненные в памяти чувства, связанные с прошедшими соревнованиями, выступают как сигналы, побуждающие к действию либо удерживающие от действий вызывавших в прошлом негативные чувства. В прошлом опыте каждого стрелка были запоминающиеся моменты воодушевления ведением соревновательной стрельбы, когда работа шла легко и уверенно всё получалось, давая высокие результаты. Но бывали и случаи, когда эмоциональная напряженность приводила на грань провала. Отступать некуда! Это состояние вызывало ярость отчаяния, умножало силы, стрелок обретал чувство решительности, смелости, собранности. Начиналась стрельба самого высокого уровня, компенсирующая результаты неудачного начала упражнения. Такие состояния оптимальной готовности к ведению соревновательной стрельбы должны сохраняться в эмоциональной памяти спортсмена. Овладение методиками психорегуляции поможет в этом. Эмоциональная память может оказаться сильнее других видов памяти. Следует учитывать, что она прочно закрепляет и психические состояния, негативно отражающиеся на работоспособности спортсмена на соревнованиях. Вытеснить их из хранилищ подсознания бывает сложно.
Внимание
Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание. На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данный момент, ограничив в доступ сознания всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления. Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на её выполнение до начала работы.
Предварительное продумывание содержания предстоящих действий программирует внимание: на что смотреть, что видеть, как реагировать на увиденное. Внимание организует пусковые воздействия мышц указательного пальца и контролирует развитие усилия спуска. При этом оно имеет как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Внутрь направленное внимание даёт информацию об общем состоянии готовности, неподвижность стояния, тонус мышц, надёжность устойчивости оружия, работа указательного пальца, внешне направленное - контролирует положение мушки относительно точки прицеливания.
Большое количество элементов составляющих работу стрелка над выстрелом не означает, что все они одновременно и в полной мере контролируются сознанием. Объём внимания ограничен, одновременно в поле внимания может находиться до семи объектов. Стрелок концентрируется на центральной задаче, остальные оттесняются, ясность внимания к ним снижается соответственно их значимости. В последующий момент центральное значение может приобрести другой элемент работы. Сосредоточению внимания стрелка на производимых действиях могут мешать как неуверенность, опасение неудачи, так и излишняя самоуверенность, неоправданная решительность. Отвлечение посторонними мыслями может привести к ошибкам в работе над выстрелом, которые остаются незамеченными.
Предварительная фаза:внутрь направленное внимание, восприятие мышечных процессов, оказание установочного влияния на программу деятельности, контроль состояния готовности, пусковые воздействия на включение в работу, установление обратных связей.
Завершающая фаза:концентрация на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, управлении спуском, отметке выстрела. В тренировке сосредоточения на элементах предварительной фазы должно занимать центральное место. Чем правильнее и прочнее будут сформированы навыки их выполнения, тем легче и надёжнее решаются задачи завершающей фазы прицельного выстрела. В соревнованиях, после мысленной проработки технических действий, предваряющих зачётную стрельбу, внимание концентрируется на завершающей фазе выстрела. При этом элементы предварительной фазы должны осуществляться автоматизировано, за счёт сформированных навыков.
Мышление
Не следует понятие мышление отождествлять с понятием сознание. Большое количество осознанных действий осуществляется без привлечения мысленных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний.
Так при нормально идущей стрельбе хорошо подготовленный стрелок осуществляет привычную схему технических действий. Пока работа протекает гладко, не требует новых решений, говорить о мышлении - нет оснований. Но возникли нарушения. Например, появились отрывы. Сразу же активизируется мышление: необходимо установить причину, определить программу дальнейших действий. Возникновение проблемной ситуации всегда вызывает задержку движения. Это неизбежное явление следует учитывать, особенно стрелкам, специализирующимся в скоростных упражнениях. Роль и значение мышления в работе стрелка зависит от содержания выполняемой им в данный момент деятельности. Оно может иметь важное положительное значение, но может оказывать и негативное влияние на результаты стрельбы.
В соревнованиях, техническая сторона работы стрелка должна проходить вне активных мыслительных процессов, стереотипные, хорошо разученные действия осуществляются на автоматическом уровне. Всё заранее известно, многократно отработано, не требует корректировки. В то же время соревновательная стрельба имеет свои особенности, выдвигает свои проблемы, решение которых требует активной мыслительной деятельности. Так, например, при хорошо идущей стрельбе возникает соблазн подсчитывать результаты проведенных серий, прогнозировать конечный результат упражнения, место среди участников. Возникает чувство удовлетворенности, меняется психическое состояние, и результат стрельбы резко падает. Задача в том, чтобы не допустить этого, сохранить уровень психической напряженности, способствующий ведению стрельбы. Спортсмен должен уметь управлять своими мыслями, вызывать в сознании образы, нейтрализующие эмоциональное воздействие соревновательных ситуаций.
ЭМОЦИИ
Как часто объяснение неудачного выступления стрелка в соревнованиях сводят к общей формулировке недостатку его психологической подготовленности. Но психологическая подготовка спортсмена- стрелка включает большое количество психологических факторов относящихся не только к соревнованиям, но и к тренировке. Подготовка стрелка требует определения конкретного звена психологической подготовки, разрыв которого привёл к неудаче. Чаще всего это эмоции. Эмоции – переживание человеком своего отношения к окружающему миру, к самому себе. Эмоции - одно из древнейших образование нервной системы, биологический смысл которых состоял в выборе целесообразного поведения, в мобилизации сил на борьбу с опасностью, включение резервных сил организма в крайне сложных ситуациях. В наше время значение эмоций как биологически целесообразных процессов в значительной степени утрачено, однако механизм эмоций сохранился.
Выступление на соревнованиях всегда связано с эмоциональными переживаниями. Возникшее эмоциональное состояние может сопровождать стрелка на всём протяжении упражнения. В тоже время оно очень динамично, может менять напряжённость и направленность при изменении ситуации спортивной борьбы, переходя из позитивной формы влияния в негативную и обратно. Такими ситуациями могут быть непривычно высокие результаты произведенных выстрелов, возникновение мыслей о близости выполнения желанного норматива, реальность достижения победы в соревнованиях. Всё это может вызвать переключение мыслей с содержания выполняемых действий на торжество ещё не одержанной победы, что и приводит, как правило, к разрушению состояния готовности к работе и резкому снижению результатов. В других случаях досадные срывы, связанные с эмоциональной напряжённостью, осознание угрозы провала, вызывают состояние мобилизации, решительности, раскованности и результаты стрельбы резко возрастают. Следует различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения.