Психологическая помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности | Алексеева Галина Викторовна. Работа №348347. Номер работы: №348347
Аннотация. В статье обсуждаются особенности психологической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассматриваются ключевые методы и подходы к оказанию поддержки этим детям, акцентируется внимание на важности работы с родителями, педагогами и самого ребенка. В тексте подчёркивается значение ранней диагностики и регулярной психолого-педагогической коррекции для улучшения эмоционального состояния ребёнка и его социальной адаптации.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, психологическая помощь, дети, эмоциональная регуляция, социальная адаптация.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Алексеева Галина Викторовна, педагог-психолог
МКОУ «Рассветовская СОШ» Ленинградская область п. Рассвет
Аннотация. В статье обсуждаются особенности психологической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассматриваются ключевые методы и подходы к оказанию поддержки этим детям, акцентируется внимание на важности работы с родителями, педагогами и самого ребенка. В тексте подчёркивается значение ранней диагностики и регулярной психолого-педагогической коррекции для улучшения эмоционального состояния ребёнка и его социальной адаптации.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, психологическая помощь, дети, эмоциональная регуляция, социальная адаптация.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее часто встречающихся поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот синдром характеризуется дефицитом концентрации внимания, импульсивностью и чрезмерной активностью. Психологическая помощь детям с СДВГ должна быть направлена на коррекцию поведенческих проблем, развитие навыков саморегуляции и социального взаимодействия, а также на создание поддерживающей среды для развития личности ребёнка. Педагог-психолог играет центральную роль в работе с детьми с СДВГ, помогая им лучше адаптироваться к условиям образовательной среды, улучшать поведение и развивать эмоциональные и социальные навыки.
Дети с СДВГ сталкиваются с постоянными трудностями, связанными с выполнением повседневных задач как в учебе, так и в общении с другими людьми. Их внимание часто бывает неустойчивым, они быстро отвлекаются на внешние стимулы и испытывают трудности с концентрацией на одном виде деятельности. Гиперактивность проявляется в неспособности оставаться на месте длительное время, а импульсивность выражается в несдержанных действиях, часто не обдуманных, что вызывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми.
Эти особенности создают значительные препятствия для нормальной социальной адаптации детей, что требует индивидуального подхода в работе с каждым ребёнком. Одна из важных задач психологической помощи заключается в том, чтобы научить детей контролировать своё поведение и эмоциональные реакции, а также создать условия для гармоничного развития их личности.
Психологическая помощь детям с СДВГ должна начинаться с тщательной диагностики, которая позволяет оценить уровень нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. На основе этих данных разрабатывается индивидуальная программа коррекции, включающая в себя различные психотерапевтические методы, обучение навыкам самоконтроля и эмоциональной регуляции.
Работа с детьми с СДВГ, как правило, носит долгосрочный характер и требует регулярного взаимодействия с родителями и педагогами. Одним из ключевых направлений работы является когнитивно-поведенческая терапия, направленная на изменение моделей поведения ребёнка и развитие способности к саморегуляции. Детям предлагаются задания, которые помогают им научиться управлять своей импульсивностью, развивать навыки планирования и последовательного выполнения задач. Психолог также помогает ребёнку осознать и контролировать свои эмоциональные реакции, что особенно важно для снижения уровня агрессии и улучшения межличностных отношений.
Важной частью психологической помощи детям с СДВГ является коррекция учебной деятельности. Психолог работает в тесном контакте с педагогами для создания специальных условий на уроках, которые способствуют лучшему усвоению материала и минимизируют отвлекающие факторы. Это может включать использование визуальных и тактильных стимулов, короткие промежутки активного отдыха, создание наглядных планов уроков, чтобы помочь детям лучше структурировать свою деятельность.
Дети с СДВГ часто испытывают эмоциональные трудности, такие как повышенная тревожность, раздражительность и снижение самооценки. Психологическая помощь направлена на поддержание и развитие позитивной самооценки у ребёнка, а также на обучение методам эмоциональной регуляции. Для этого применяются различные техники, направленные на релаксацию, саморегуляцию и снятие стресса. Важную роль играют игры и упражнения, которые способствуют развитию уверенности в себе и улучшению эмоциональной устойчивости.
Особое внимание уделяется работе с тревожными и депрессивными состояниями, которые могут развиваться у детей с СДВГ на фоне постоянных неудач в школе и трудностей в общении с окружающими. Важно научить ребёнка понимать и выражать свои эмоции, а также преодолевать негативные переживания через поддержку близких людей и навыки управления стрессом.
Поддержка родителей и педагогов играет важную роль в процессе психологической помощи детям с СДВГ. Родители должны быть вовлечены в коррекционную работу, поскольку их участие напрямую влияет на успех ребёнка. Психолог проводит консультации с родителями, обучая их методам поддержки и эффективного взаимодействия с ребёнком, а также помогает им лучше понять природу синдрома и его проявления. Важно, чтобы родители создавали для ребёнка благоприятную и предсказуемую среду, где чётко установлены правила и границы, что помогает уменьшить проявления гиперактивности и импульсивности.
Педагоги, работающие с детьми с СДВГ, также нуждаются в специальной подготовке и поддержке. Психолог консультирует учителей по вопросам организации учебного процесса, обучает их методам управления поведением таких детей и помогает разработать стратегии, направленные на улучшение их учебной успеваемости и взаимодействия с классом.
Психологическая помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который требует от педагога-психолога применения различных подходов и методик. Важно помнить, что каждое вмешательство должно быть направлено на развитие индивидуальных способностей ребёнка, укрепление его уверенности в себе и формирование положительных моделей поведения. Раннее выявление и корректировка СДВГ позволяют снизить негативные последствия для ребёнка, способствуют его успешной адаптации в обществе и повышают шансы на гармоничное развитие в будущем.
Список литературы
1. Ибрагимова Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19.
2. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.