Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическая помощь детям участников (ветеранов) СВО в рамках дошкольного учреждения | Изосимова Анастасия Андреевна. Работа №344977

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психологической помощи детям участников и ветеранов специальной военной операции (СВО) в условиях дошкольного учреждения. Описаны эмоциональные и поведенческие особенности таких детей, а также причины их потенциальных психологических трудностей. Рассматривается роль педагога-психолога в оказании поддержки и коррекции эмоциональных состояний детей. В статье также предложены эффективные методы работы с детьми данной категории, направленные на снижение уровня стресса и тревожности, развитие навыков эмоциональной регуляции и создание безопасной атмосферы в детском саду.

Ключевые слова: психологическая помощь, дети участников СВО, дошкольное учреждение, стресс, эмоциональная поддержка, коррекция поведения, педагог-психолог.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ УЧАСТНИКОВ (ВЕТЕРАНОВ) СВО В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Изосимова Анастасия Андреевна,

педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №17» Забайкальский край

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психологической помощи детям участников и ветеранов специальной военной операции (СВО) в условиях дошкольного учреждения. Описаны эмоциональные и поведенческие особенности таких детей, а также причины их потенциальных психологических трудностей. Рассматривается роль педагога-психолога в оказании поддержки и коррекции эмоциональных состояний детей. В статье также предложены эффективные методы работы с детьми данной категории, направленные на снижение уровня стресса и тревожности, развитие навыков эмоциональной регуляции и создание безопасной атмосферы в детском саду.

Ключевые слова: психологическая помощь, дети участников СВО, дошкольное учреждение, стресс, эмоциональная поддержка, коррекция поведения, педагог-психолог.

 

Участие родителей в военных действиях, таких как специальная военная операция (СВО), оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольники, чьи родители являются участниками или ветеранами СВО, сталкиваются с рядом психологических проблем, которые могут проявляться в форме повышенной тревожности, стресса, агрессии или замкнутости. Особое внимание следует уделять поддержке таких детей в условиях дошкольного учреждения, где педагог-психолог играет ключевую роль в обеспечении эмоционального комфорта и преодолении последствий психологических трудностей.

Дети дошкольного возраста особенно уязвимы к изменениям в семейной системе, и отсутствие одного из родителей, связанное с его участием в военных действиях, может стать причиной возникновения психологического стресса. Последствия этого могут проявляться в изменениях поведения, эмоциональной нестабильности и трудностях в общении с окружающими.

1. Основные эмоциональные реакции у детей участников СВО

Наиболее распространенные эмоциональные реакции детей дошкольного возраста на участие родителей в СВО включают:

- Тревожность. Отсутствие одного из родителей и отсутствие ясности относительно его состояния вызывает у детей страх и неуверенность. Дети могут часто спрашивать о родителе, переживать за его здоровье и безопасность.

- Грусть и чувство утраты. Для дошкольников временная разлука с родителем может восприниматься как потеря. Они могут ощущать тоску, эмоциональную пустоту, а также проявлять признаки депрессии.

- Агрессия. Некоторые дети начинают выражать свои чувства через агрессивное поведение, которое может быть направлено на окружающих или на себя.

- Изоляция. В попытке справиться с внутренними переживаниями дети могут замыкаться в себе, избегать общения с другими детьми и взрослыми.

2. Поведенческие особенности детей участников СВО

Дети, находящиеся под влиянием стресса, вызванного ситуацией в семье, могут демонстрировать следующие поведенческие особенности:

- Частые капризы, истерики, повышенная плаксивость;

- Резкие изменения в поведении (например, активный ребенок становится пассивным и наоборот);

- Проблемы с концентрацией внимания, снижение интереса к играм и образовательным занятиям;

- Трудности в установлении контакта со сверстниками.

Эти проявления требуют внимательного наблюдения со стороны педагогов и психологов, а также разработки индивидуальных стратегий помощи.

Педагог-психолог в дошкольном учреждении играет важную роль в поддержке эмоционального благополучия детей участников и ветеранов СВО. Основной задачей специалиста является выявление психологических трудностей у ребенка, оказание ему эмоциональной поддержки и помощь в адаптации к изменившимся условиям.

1. Ранняя диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений

Раннее выявление признаков тревожности, стресса или агрессивного поведения у ребенка позволяет своевременно начать коррекционную работу. Для диагностики педагог-психолог может использовать:

- Наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, общения с другими детьми и взрослыми;

- Индивидуальные беседы с ребенком, направленные на выявление его эмоционального состояния;

- Взаимодействие с родителями для получения полной картины об эмоциональном и поведенческом состоянии ребенка дома.

Диагностика помогает определить степень выраженности стресса у ребенка и разработать подходящие методы психологической помощи.

2. Психологическая помощь и коррекция

Педагог-психолог разрабатывает индивидуальные программы помощи детям участников СВО, направленные на преодоление эмоциональных и поведенческих трудностей. В зависимости от степени выраженности стресса и возраста ребенка, такие программы могут включать:

- Игровую терапию. В процессе игры дети могут выражать свои чувства и переживания, что помогает им лучше осознавать и управлять своими эмоциями. Игровая терапия способствует снижению уровня тревожности и агрессии.

- Арт-терапию. Творческие занятия, такие как рисование, лепка или музыкальные упражнения, помогают детям безопасно выразить свои чувства. Арт-терапия эффективна для работы с эмоциональными блоками, страхами и внутренним напряжением.

- Техники релаксации и дыхательные упражнения. Эти методы помогают ребенку снизить уровень стресса, расслабиться и научиться контролировать свои эмоции.

Помимо работы с ребенком, психолог также консультирует воспитателей и родителей, помогая им понять причины изменений в поведении и эмоциях ребенка и предлагая способы поддержки в домашних условиях.

Для эффективной работы с детьми, чьи родители участвуют в СВО, необходимо применять комплексный подход, включающий как индивидуальные, так и групповые методы работы. Важно создать для ребенка безопасную и поддерживающую среду в дошкольном учреждении.

1. Создание безопасной и поддерживающей среды

Для детей, испытывающих стресс, важно ощущать поддержку и безопасность в группе детского сада. Это можно достичь через:

- Постоянство и предсказуемость распорядка. Четкая структура дня, знакомые воспитатели и стабильная обстановка помогают детям справляться с тревогой.

- Эмоционально теплое отношение со стороны педагогов. Воспитатели должны быть внимательны к эмоциональным состояниям детей, проявлять чуткость и поддержку.

- Инклюзивные групповые занятия. Групповые игры и занятия, направленные на сотрудничество и взаимную поддержку, помогают детям установить положительные социальные связи, что снижает уровень тревожности.

2. Групповые занятия с элементами психотерапии

Групповые занятия с детьми, направленные на развитие эмоциональной регуляции, самовыражение и коммуникативные навыки, способствуют снижению тревожности и улучшению эмоционального состояния. В рамках таких занятий можно использовать:

- Ролевые игры, моделирующие различные жизненные ситуации. Это помогает детям проигрывать тревожные моменты и учиться справляться с ними.

- Сказкотерапию. В работе с дошкольниками особое место занимает сказкотерапия, где дети могут идентифицировать себя с персонажами и через это осмысливать свои эмоции.

- Техники визуализации и медитации. Простые упражнения на воображение, направленные на создание образов спокойствия и безопасности, помогают детям справляться с тревогой и страхами.

3. Взаимодействие с родителями

Педагог-психолог активно взаимодействует с родителями, которые играют ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка. Важно, чтобы родители понимали, как поддерживать ребенка в условиях разлуки или после возвращения из СВО. Консультации для родителей могут включать:

- Объяснение эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Родители должны понимать, что агрессия или замкнутость могут быть следствием стресса, а не каприза.

- Рекомендации по созданию дома безопасной и поддерживающей атмосферы. Родителям следует уделять больше времени на эмоциональную связь с ребенком, избегать конфликтов и стрессовых ситуаций.

- Советы по восстановлению связи с ребенком после возвращения родителя. Психолог может предложить стратегии для постепенного восстановления эмоциональной связи и доверия в семье после длительного отсутствия родителя.

В заключение можно отметить, что психологическая помощь детям участников (ветеранов) СВО в условиях дошкольного учреждения является важным элементом работы педагога-психолога. Эти дети нуждаются в особой поддержке, так как сталкиваются с уникальными эмоциональными трудностями, связанными с разлукой с родителями и изменениями в семье.

 

Список литературы

1.Быков, А. В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Шульга, Т. И. Психологическое сопровождение семьи : учебное пособие для вузов / Т. И. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×