Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическая реабилитация слепых и слабовидящих детей | Новак Ольга Федоровна. Работа №345500

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются вопросы психологической реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения. Описаны основные направления работы воспитателя по созданию благоприятной психологической среды, формированию у детей уверенности в себе, социальной адаптации и эмоциональной устойчивости. Освещены особенности взаимодействия с детьми, методы психолого-педагогической поддержки, а также значение междисциплинарного подхода в реабилитационном процессе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Новак Ольга Федоровна, воспитатель

ГБОУ Луганской Народной Республики

"Республиканский учебно-реабилитационный центр"

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы психологической реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения. Описаны основные направления работы воспитателя по созданию благоприятной психологической среды, формированию у детей уверенности в себе, социальной адаптации и эмоциональной устойчивости. Освещены особенности взаимодействия с детьми, методы психолого-педагогической поддержки, а также значение междисциплинарного подхода в реабилитационном процессе.

Ключевые слова: психологическая реабилитация, слепые дети, слабовидящие дети, коррекционное образовательное учреждение, психолого-педагогическая поддержка, социальная адаптация, эмоциональная устойчивость.

 

Психологическая реабилитация слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения — это сложный и многогранный процесс, требующий глубокого понимания их особых потребностей. Потеря или значительное нарушение зрения накладывают существенный отпечаток на психику ребенка, вызывая трудности в восприятии окружающего мира, общении с окружающими, а также в самооценке. Основная задача воспитателя — создать условия для преодоления этих трудностей и помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни.

Психологическая реабилитация слепых и слабовидящих детей начинается с формирования у них позитивного восприятия своих особенностей. Воспитатель должен помочь ребенку понять, что его ограниченные возможности зрения не являются препятствием для полноценной жизни, что есть множество способов для достижения успеха в учебе, общении и других сферах. Формирование позитивного отношения к себе включает в себя индивидуальные беседы, коллективные занятия, а также участие в творческих и игровых процессах, где каждый ребенок может проявить свои сильные стороны.

Одним из важнейших аспектов работы воспитателя является формирование у детей уверенности в собственных силах. Нарушение зрения часто вызывает чувство беспомощности и зависимости от окружающих, что может приводить к развитию комплексов. Психологическая поддержка должна быть направлена на развитие у детей навыков самостоятельности, уверенности в том, что они могут справляться с ежедневными задачами, несмотря на свои ограничения. Для этого воспитатель организует специальные занятия, на которых дети учатся ориентироваться в пространстве, использовать вспомогательные средства, такие как трость или специализированные устройства, развивают тактильные навыки.

Значимую роль в психологической реабилитации играет социальная адаптация детей. Слепые и слабовидящие дети часто сталкиваются с трудностями в общении с ровесниками и взрослыми, что может вызывать у них чувство изолированности. Воспитатель должен организовывать процесс взаимодействия детей друг с другом, помогая им строить полноценные и позитивные взаимоотношения. Коллективные игры, беседы и обсуждения являются важными инструментами, с помощью которых дети учатся выражать свои мысли, слушать других, а также понимать эмоциональное состояние окружающих, несмотря на ограниченные возможности визуального восприятия.

Необходимо учитывать, что у слепых и слабовидящих детей могут возникать специфические эмоциональные и поведенческие проблемы, связанные с их состоянием. Например, это может быть чувство страха перед окружающим миром, агрессия или замкнутость, вызванные чувством собственной неполноценности. Важно, чтобы воспитатель проявлял терпение и понимание, оказывая детям поддержку в преодолении этих эмоциональных барьеров. Важным методом работы здесь является арт-терапия, которая помогает детям выражать свои эмоции и переживания через творчество, что способствует внутренней гармонизации и уменьшению тревожности.

В работе с детьми с нарушениями зрения большое значение имеет использование методов психолого-педагогической поддержки. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагая ему подходящие формы занятий и общения. К таким методам можно отнести различные игры на развитие тактильных ощущений, занятия по обучению навыкам ориентации в пространстве, использование адаптированных учебных материалов и пособий. Важно также привлекать к процессу реабилитации родителей, чтобы они могли продолжать поддерживать детей дома и закреплять полученные навыки в повседневной жизни.

Междисциплинарный подход играет важную роль в психологической реабилитации слепых и слабовидящих детей. Воспитатель должен тесно сотрудничать с психологами, логопедами, тифлопедагогами и медицинскими специалистами, чтобы разработать и реализовать индивидуальные программы реабилитации для каждого ребенка. Такой подход позволяет учитывать все аспекты развития личности и максимально эффективно поддерживать детей в их адаптации к условиям жизни с нарушением зрения.

Психологическая реабилитация в коррекционном учреждении также подразумевает развитие у детей навыков эмоциональной устойчивости. Слепые и слабовидящие дети часто сталкиваются с дополнительными стрессовыми факторами, такими как непонимание или давление со стороны окружающих, трудности в учебе или социальные барьеры. Воспитатель должен помогать детям справляться с этими ситуациями, развивая их способности к управлению эмоциями, умению справляться с трудностями и стрессом. Особое внимание уделяется тренировке позитивного мышления и формированию у детей навыков эмоциональной регуляции, что способствует улучшению их психоэмоционального состояния и повышению уверенности в себе.

Таким образом, психологическая реабилитация слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения является важной и сложной задачей, требующей от воспитателя не только профессиональных знаний и навыков, но и чуткости, терпения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Работа воспитателя направлена на формирование у детей позитивного отношения к себе, развитие самостоятельности, социальной адаптации и эмоциональной устойчивости, что является залогом их успешной интеграции в общество и полноценной жизни, несмотря на ограниченные возможности зрения.

 

Список литературы

 

Конюхова Е

.

Ю

. Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей // Педагогическое образование в России

. 2014 № 1

. – С.76-79.

Никулина Г. В.,

Замашнюк

Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В.

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / под. ред.

Г. В. Никулиной / Е. В.

Замашнюк

, А. В. Никитина, Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, А. В. Потемкина. — СПб.: Изд-во РГПУ

им. А. И. Герцена, 2018 — 600 с.

Суворина Н.П.

Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 71–80.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×