Психологическая устойчивость стрелка 12-15 лет | Васильев Виктор Владимирович . Работа №343284
В этой статье рассматривается понятие психологической устойчивости на примере стрелкового спорта. Основные методы воспитания психологической устойчивости и формирования оптимального рабочего состояния для достижения наилучшего результата. Механизмы воздействия на на спортсмена как из вне, так и воздействие на состояние спортсмена им же самим.
Психологическая устойчивость стрелка 12-15 лет
Мы живем в удивительное время! Время современных технологий, когда новые открытия и изобретения поражают своей невообразимостью. Еще 20 лет назад человек не мог предположить, что смартфон станет неотъемлемой частью жизни. 10 лет назад люди не думали, что на улицах могут появиться беспилотные автомобили. И всего несколько лет назад казалось невозможным вживление чипа в организм человека. Все меняется! И процесс изменений непрерывно ускоряется. Это касается и самого человека.
Если посмотреть на среднестатистического ребенка 13 лет из 90-х и сравнить с подростком из настоящего времени, мы увидим колоссальную разницу! Речь может идти о владении технологиями, профильными и общими знаниями, об умениях и навыках, воспитании, отношении к окружающему миру и многом другом. К большому сожалению, далеко не всегда современные дети опережают по ряду возможных показателей своих сверстников из прошлого. И это не их вина. Поэтому классические методы воспитания просто необходимо адаптировать под требования современности. И для достижения желаемых результатов не ребенок должен подстраиваться под преподавателя, а преподавателю следует преподносить информацию понятным воспитаннику языком.
Речь в статье пойдет о психологической устойчивости спортсмена-стрелка 12-15 лет. Тема актуальна для специалистов в области стрелкового спорта. Данный возраст является сложным этапом на пути становления спортсмена. Этот же период – время, когда физическая, техническая базы сформированы, и результаты стрелка начинают расти. Можно начать уделять большее внимание тактической и психологической подготовке.
Психологическая устойчивость – это часть психологической подготовки. Под психологической подготовкой принято понимать педагогический процесс, направленный на развитие волевых качеств спортсмена [1, с.15]; систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления [2, с.280].
Под психологической устойчивостью понимают состояние оптимального функционирования психики в условиях стрессогенного воздействия ситуаций. Основным показателем устойчивости является гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.
В свою очередь автор теории стресса Ганс Селье, считал, что люди не могут и не должны избегать стресса, так как факторы, вызывающие стресс, являются важнейшими активизаторами в жизни любого человека.
Получается, что для постоянного профессионального роста спортсмена и его результатов необходим стресс и способность противостоять ему, как две чаши весов, сохраняющих баланс. При избытке стресса, роста результата не будет – при недостатке стресса, организм не будет работать в полную силу.
Исследования показали, что успешно выступающие спортсмены, характеризуются более высокими уровнями концентрации, уверенности в себе и низким уровнем тревожности. Также положительными мыслями и использованием идеомоторных приемов, с целью визуализации успешного выступления [3, с.549].
Особенностью стрелкового спорта является то, что техника подготовки выстрела зависит от психического состояния стрелка. В отличие от других видов спорта, повышенная возбужденность не придает сил, а выводит спортсмена из эмоционального равновесия. И попадание в «десятку» один-два раза не говорит о мастерстве. Например, в упражнении ПП-60 (пистолет пневматический – 60 выстрелов) 60 зачетных выстрелов, и это не считая пробных и финала, где каждый отдельный выстрел – это отдельный старт атлета. Показателем мастерства и высокой психологической устойчивости можно смело называть производство отлично подготовленного выстрела (старта) раз за разом 60, 120, 180…600 выстрелов подряд и т.д.
Психологическую устойчивость, как и любое качество спортсмена, можно тренировать и корректировать. Находить те инструменты и механизмы, которые приведут состояние стрелка в оптимальное, что будет являться фундаментом для достижения максимального результата на каждом этапе становления.
Основные методы формирования психологической устойчивости:
- Внушение. Под внушением понимают целенаправленное воздействие одного человека на другого, с целью создания определенного психологического состояния или побудить к какому-либо действию. В спорте тренер воздействует на спортсмена с целью формирования оптимального состояния для успешного выступления. Средства воздействия: слова, эмоции, образы, специальные упражнения и т.д.
- Убеждение. Убеждением можно назвать процесс формирования понимания или принятия человеком какой-либо концепции, идеи, предложения. Убеждает спортсмена тренер, приводя различные доводы и аргументы, объясняя причины и следствия выбора методики (способа, тактики, приема и т.д.) выполнения действий. Например, в стрелковом спорте, зачастую, приходится убеждать стрелка в том, что выстрел должен быть неожиданным. В противном случае, реакция мышц на любую стороннюю мысль приведет к плохому результату.
- Самовнушение – самостоятельное воздействие человека на свое психическое состояние, представления, чувства. Основными средствами служат слова и образы, которые подбираются каждым спортсменом индивидуально.
- Самоободрение – поддержка, положительное подкрепление самого себя.
- Самостимуляция – процесс, в котором сам организм является источником стимулов для каких-либо реакции и действий. Важно увидеть и вычленить эти взаимосвязи для того, чтобы использовать в спортивной деятельности. Например, производя качественно подготовленный выстрел, организм спортсмена получает удовольствие от ощущений, которые он испытывает в процессе его подготовки (и речь не о пробоине). Стимулом может являться именно поиск и повтор действий, которые привели к тому самому ощущению. Процесс самостимуляции можно назвать сложным для спортсмена, ввиду нехватки знаний и опыта. Поэтому в поиске необходимого стимула может помогать наставник.
- Самоприказ – способность приказать самому себе в самых сложных условиях. Отражает умение спортсмена контролировать свои поступки и действия. В отличие от прочих методов, метод самоприказа является наиболее жестким по отношению к самому себе, при этом, очень действенным. Например, в стрелковом спорте, в процессе обработки спуска при подготовке выстрела, самоприказом будет являться фраза «Палец тянет!»
Обработка спуска является сложнокоординационным действием, где указательный палец давит на спусковой крючок, большой палец участвует в закреплении лучезапястного сустава, а остальные пальцы отвечают за удержание оружия. Поэтому применение метода самоприказа действенно и необходимо.
- Самоубеждение – способность сознательно воздействовать на личные установки, при помощи логического мышления применяя словесные формулы, содержащие доводы, аргументы, доказательства и т.д.
- Аутогенная тренировка (по И. Г. Шульцу) – самовоспитание с помощью специальных упражнений. Метод саморегуляции психических и вегетативных функций человека. Аутогенная тренировка – широкий метод, который используется в медицине, психотерапии, спорте, творчестве и многих других сферах. Метод аутогенной тренировки можно назвать – самогипнозом. Метод аутогенной тренировки довольно сложен для самостоятельного освоения подростку. Например, существуют определенные исходные положения тела, для более легкого и качественного освоения. Такие как, «поза кучера». Специальные приемы и словесные формулы для введения самого себя в оптимальное состояние. Например (по книге Алексеева А.В., Я спокоен. Как защитить себя от стресса):
– Я совершенно спокоен.
– Правая (левая) рука очень тяжелая.
– Правая (левая) рука очень теплая.
– Сердце бьется спокойно и сильно.
– Дыхание совершенно спокойное, мне дышится легко.
– Солнечное сплетение излучает тепло.
– Лоб приятно прохладен.
Эта формула нацелена на формирование состояния безмятежности и спокойствия. В спорте с ее помощью можно снять предстартовое волнение, использовать в разминке для подготовки к старту, во время выполнения упражнения (медленная стрельба), для подготовки к финалам и т.д.
В зависимости от того, какая цель поставлена перед спортсменом, формулу можно менять. Если это делать правильно, метод аутогенной тренировки станет сильным инструментом в тренировочном процессе.
Помимо словесной формулы, можно задействовать образы. Спортсмен, который многократно повторял действие (например, упражнение МП-30С, стрельба по появляющейся мишени), может прокручивать в своей голове выполнение того же упражнения от начала и до конца, учитывая все малейшие детали: действия, команды и т.д. Здесь важно не просто увидеть картинку, но и попытаться воспроизвести те чувства и ощущения, которые спортсмен испытывает на практике. Этот способ нацелен не просто на формирование психологической устойчивости к старту, но и на совершенствование техники и рост спортивного результата.
Все эти методы и средства можно внедрять в подготовку стрелков с 12-13 лет, когда у подростка уже начинает работать абстрактное мышление (словесно-логическое). Важно понимать, что все эти методы должны использоваться под контролем наставника. В противном случае, пущенные на самотек перечисленные методы не принесут результата, а в некоторых случаях можно получить и негативный эффект.
Лалаян, А.А. Всесоюзные совещания по психологии спорта. (1956-1967 гг.). – Ереван: [б.и.], 1973.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
Колошеина, В.В. Психологическая устойчивость в спорте // Молодой ученый – М, 2019