Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства» | Челпанов Игорь Владимирович . Работа №254293

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Челпанов Игорь Владимирович
«Психологические аспекты деятельности

концертмейстера в музыкально-образовательной сфере

инструментального исполнительства»

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания

в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. К настоящему моменту, деятельность концертмейстера является одной из самых распространённых для пианиста.

  Несмотря на ряд существенных отличий с ансамблевыми, педагогическими и исполнительскими видами деятельности пианиста, для концертмейстера, работающего в данной сфере, остаются актуальными универсальные критерии профессионального мастерства: концертмейстерская интуиция, чутьё, такт, гибкость, которые обеспечивают ансамблевое единство и художественную целостность музыкальной концепции.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «Психологические аспекты деятельности

концертмейстера в музыкально-образовательной сфере

инструментального исполнительства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил

концертмейстер

Челпанов И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

«Психологические аспекты деятельности

концертмейстера в музыкально-образовательной сфере

инструментального исполнительства»

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания

в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. К настоящему моменту, деятельность концертмейстера является одной из самых распространённых для пианиста.

Несмотря на ряд существенных отличий с ансамблевыми, педагогическими и исполнительскими видами деятельности пианиста, для концертмейстера, работающего в данной сфере, остаются актуальными универсальные критерии профессионального мастерства: концертмейстерская интуиция, чутьё, такт, гибкость, которые обеспечивают ансамблевое единство и художественную целостность музыкальной концепции.

Ансамблевое единство является следствием музыкального взаимодействия особого качественного уровня, общения языком музыки, которая является древнейшим каналом человеческой коммуникации, средством обмена информацией, сформировавшимся значительно раньше речи. Таким образом, совместное исполнение в ансамбле можно интерпретировать как общение на музыкальном языке в прямом смысле, а для этого необходимо, чтобы собеседники владели этим языком. Значительно чаще в учебно-музыкальной сфере концертмейстер, работая с учащимися, певцом или инструменталистом, собственными силами обеспечивает двустороннюю обратную связь и взаимопонимание, компенсируя недостатки

музыкальной коммуникации профессиональными качествам, именуемыми

интуицией. В большинстве случаев ансамблевая слитность зависит от качества взаимоотношений, уровня человеческого взаимопонимания между концертмейстером и инструменталистом.

Концертмейстеру необходимо уметь общаться как словами, так и

музыкой. Вербальный способ не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия.

В исполнительском музыкознании до сих пор уделялось мало внимания

исследованию категории мастерства применительно к деятельности

концертмейстера. Чрезвычайная сложность определения критериев профессионального мастерства объясняется феноменальностью главного качества, которым непременно должен обладать концертмейстер -интуицией.

Часто эмоциональная выразительность произведения сама по себе оказывает на слушателя сильное воздействие, не требуя от интерпретатора специальной кропотливой работы по расшифровке музыкального языка. В ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям.

Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют "особым чутьём", "концертмейстерской жилкой", "концертмейстерской интуицией", относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.

Концертмейстеру следует помнить об основных предпосылках,

необходимых для развития интуиции. Первое необходимое условие - заинтересованность, направленная вовне, а также эмоциональность, коммуникабельность, способность к сочувствию, любовь или приятие всего мира. На другом полюсе, соответственно, располагаются эгоизм, эгоцентризм, эмоциональная скупость, отчуждение, замкнутость и высокомерие.

Второе условие, необходимое для интуиции, логически вытекающее из

первого - отсутствие чувства собственной важности, значимости, погружение

в мысли о самом себе. Для улавливания многообразной информации об окружающем мире сознание, как качественно отрегулированный приёмник, должно быть свободно от искажающих помех, шумов, посторонних мыслей.

Совсем не случайно интуитивные качества описывают как умение настроится на нужную волну (со-настройка в ансамбле). Своим музыкальным искусством и интуицией концертмейстер способен наладить не только собственные гармоничные отношения с окружающими, но и помочь тем, кто находится рядом и нуждается в понимании, общении и партнёрском творчестве.

Изучение особенностей концертмейстерской деятельности позволило

определить, что профессиональная мобильность музыканта-концертмейстера

имеет комплексную природу и включает не только профессиональные знания, исполнительские умения и навыки, но и целый комплекс личностнопсихологических и социально-коммуникативных характеристик.

В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования.

В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных

концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле

выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение

солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную

яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя.

Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи,

разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления

сцено-фобии, страха перед повторением ошибок. Ц.Кюи отмечал в искусстве концертмейстера в первую очередь психологические особенности, такие как " музыкальность, гибкость, чуткость, способность примениться к каждому исполнителю, поддержать его, где нужно, подчинится где нужно, руководить им".

Профессиональные творческие союзы выдающихся солистов (певцов и

инструменталистов) и пианистов-концертмейстеров создаются на принципах

равнозначности исполнительского мастерства, музыкальной культуры и эрудиции, опыта концертной деятельности. Профессиональных музыкантов

объединяет в ансамбль обоюдное желание играть вместе, психологическая

совместимость, которая определяется как оптимальное сочетание особенностей партнёров.

Иной представляется работа пианиста-концертмейстера как помощника,

наставника, работающего с учениками-солистами в вокальных и инструментальных классах детских музыкальных школ и детских школ искусств. Здесь концертмейстер не выбирает себе партнёров; участники ансамбля являются представителями различных возрастов, что подразумевает разный уровень слухового и исполнительского опыта.

Работа в классе требует от концертмейстера знания не только своей

партии, но и владение сведениями о строе, тембровых, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения, что способствует более грамотному и чуткому сопровождению. Практика показывает, что концертмейстер, имеющий

большой опыт работы в каком-либо инструментальном классе, овладевает определёнными знаниями в области методики обучения игры на солирующем музыкальном инструменте и нередко при необходимости может

заменить педагога по специальности.

Огромная ответственность лежит на концертмейстере не только в

повседневной работе, но и в процессе концертных выступлений с юными

солистами. Здесь концертмейстер не только партнёр в ансамбле, но надёжный тыл для юного солиста. Необходимо чувствовать состояние голоса, дыхания, психологически- эмоциональную настроенность партнёра. Забыл солист слова - мгновенно, чётко подсказать; пропустил долю такта, фразу, а иногда и целую строчку - мгновенно "поймать", подхватить. При этом ни малейшим движением не выдать ошибки солиста.

Особую сложность в ансамбле представляют ученики, у которых страдает ритмическая пульсация или недостаточно развита память на темпы. Иногда же солист в силу особого эмоционального состояния на сцене совершенно уверен, что он взял верный темп - причем отклонения бывают разные. В этом случае концертмейстер имеет право очень деликатно, почти незаметно влиять, корректировать на сцене темповые отклонения от задуманного. Важной психологической установкой для концертмейстера всегда является, с одной стороны, - проявить себя личностью, художником, обладающим яркой индивидуальностью. С другой - проявить ансамблевую

чуткость, подчиниться логике развития партии певца или инструменталиста.

Нервная система, психологический настрой концертмейстера, играющего с учеником-солистом, постоянно должны быть направлены на партнёра.

Длительная совместная работа позволяет концертмейстеру достаточно

близко познакомиться с характером и темпераментом юного исполнителя.

Опыт показывает, что для успешного ансамбля не обязательно сходство

характеров. Особенно динамично развиваются отношения концертмейстера и

учеников, занимающихся активной концертной и конкурсной деятельностью.

Интенсивные межличностные контакты, их творческая и психологическая

насыщенность, общность интересов и целей деятельности ведут к установлению доверительных, дружеских отношений. Это становится особенно возможным, если концертмейстер обладает хорошо развитыми эмпатийными способностями, то есть способен к сопереживанию, умеет проникнуть во внутренний мир ребёнка, почувствовать его эмоциональное состояние. В условиях академического концерта, конкурсного выступления педагог всегда находится в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая партнёром в ансамбле, не только сопереживает, но и реальными

действиями оказывает помощь и поддержку молодому музыканту.

Психологические аспекты деятельности концертмейстера заставляют по-новому взглянуть на педагогические и исполнительские стороны этой профессии, исследование разнообразных видов взаимодействия в процессе работы в инструментальном ансамбле с учащимися, указывает на существенные отличия не только между концертмейстером-пианистом. Педагогом-пианистом и исполнителем-пианистом, но и на разницу психологических качеств пианиста, работающего с профессиональными исполнителями-инструменталистами, и концертмейстера в сфере музыкального образования. Эти отличия заключаются в свойствах характера,

особенностях мировосприятия, психодинамических особенностях

темперамента, что диктует необходимость психологического подхода к

исследованию данного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс . - М.,2002.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.;Л., 1947.

Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. - М..

1988.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. - М.1996.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×