Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические аспекты формирования мотивации к обучению у школьников: роль педагога-психолога | Горшкова Татьяна Викторовна. Работа №352664. Номер работы: №352664

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты формирования учебной мотивации у школьников и значимость деятельности педагога-психолога в этом процессе. Проанализированы основные теории мотивации, выявлены ключевые психологические факторы, влияющие на мотивацию к обучению, такие как личностные особенности, образовательная среда и взаимодействие с педагогами. Особое внимание уделено практическим подходам, которые могут использовать педагоги-психологи для повышения учебной мотивации. Приводятся рекомендации по созданию условий, способствующих развитию познавательной активности и интереса к обучению.

Ключевые слова: мотивация, обучение, школьники, педагог-психолог, образовательная среда, личностное развитие, познавательная активность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Горшкова Татьяна Викторовна, педагог-психолог

ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина, Самарская область, Ж.-Д. Ст. Клявлино

 

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты формирования учебной мотивации у школьников и значимость деятельности педагога-психолога в этом процессе. Проанализированы основные теории мотивации, выявлены ключевые психологические факторы, влияющие на мотивацию к обучению, такие как личностные особенности, образовательная среда и взаимодействие с педагогами. Особое внимание уделено практическим подходам, которые могут использовать педагоги-психологи для повышения учебной мотивации. Приводятся рекомендации по созданию условий, способствующих развитию познавательной активности и интереса к обучению.

Ключевые слова: мотивация, обучение, школьники, педагог-психолог, образовательная среда, личностное развитие, познавательная активность.

 

Мотивация играет ключевую роль в образовательном процессе, так как именно она определяет степень вовлечённости и успешности школьника в обучении. Современные школьники сталкиваются с множеством вызовов, которые могут ослабить их интерес к учёбе: высокие академические требования, социальные и эмоциональные сложности, недостаток поддержки со стороны семьи и учителей. В этой связи роль педагога-психолога становится особенно значимой. Он выступает посредником между ребёнком, педагогическим коллективом и родителями, помогая создать условия, в которых мотивация к обучению становится естественной и устойчивой.

Основные аспекты формирования учебной мотивации

Психологические факторы мотивации

Учебная мотивация формируется под влиянием различных факторов, среди которых:

Личностные особенности школьника. К ним относятся темперамент, уровень самооценки, устойчивость к стрессу, особенности мышления. Например, дети с низкой самооценкой чаще испытывают страх неудачи, что может снижать их учебную активность.

Эмоционально-волевая сфера. Высокая мотивация характерна для учеников, которые умеют управлять своими эмоциями, справляться с неудачами и сохранять настойчивость.

Потребности и интересы. Учебная деятельность должна соотноситься с личными целями и интересами ребёнка.

Социальные факторы

Влияние семьи. Поддержка родителей, их интерес к учебным успехам ребёнка, а также стиль воспитания (особенно демократический) играют решающую роль в формировании положительной мотивации.

Образовательная среда. Уровень педагогической поддержки, доступность ресурсов для обучения, атмосфера в классе — всё это способствует формированию либо угасанию интереса к учёбе.

Теории мотивации

Теория самоопределения. Эта теория подчёркивает важность автономии, компетентности и чувства причастности. Ребёнок более мотивирован, если чувствует, что его усилия приводят к реальным результатам, а его мнение учитывается.

Теория ожиданий и ценностей. Ученик будет мотивирован, если он ожидает успеха в задании и видит ценность в его выполнении.

Роль педагога-психолога в повышении учебной мотивации

Диагностика мотивации

Педагог-психолог проводит диагностику мотивационной сферы школьников, используя опросники, тесты и наблюдения. Это позволяет выявить учащихся с низким уровнем мотивации, а также определить её причины: внешние или внутренние.

Развитие интереса к обучению

Для повышения мотивации важно поддерживать познавательный интерес. Педагог-психолог может использовать игровые элементы, проектные задания, дискуссии, которые стимулируют активное участие школьников.

Работа с самооценкой

Многие проблемы с мотивацией связаны с низкой самооценкой. Педагог-психолог помогает детям развивать уверенность в себе, предоставляя возможности для успеха, подчеркивая их сильные стороны.

Создание благоприятной образовательной среды

Психолог работает в сотрудничестве с педагогами, помогая формировать поддерживающую атмосферу в классе. Это включает обучение педагогов эффективным методам поощрения, управление конфликтами и разработку индивидуального подхода к ученикам.

Сотрудничество с родителями

Родители часто недооценивают свою роль в учебной мотивации детей. Психолог проводит консультации, направленные на повышение их педагогической грамотности, помогает наладить продуктивное взаимодействие между ребёнком и семьёй.

Практические рекомендации

Учитывать индивидуальные особенности. Каждому ребёнку требуется уникальный подход, который учитывает его способности, интересы и стиль обучения.

Поощрять автономию. Ученики становятся более мотивированными, когда им предоставляется выбор в процессе обучения.

Фокусироваться на процессе, а не только на результате. Важно поддерживать интерес к самому процессу учёбы, а не только к оценкам.

Использовать положительное подкрепление. Слова поддержки, похвала и признание достижений способствуют росту уверенности в себе.

Формирование учебной мотивации — сложный и многогранный процесс, который требует внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Однако ключевую роль играет педагог-психолог, обладающий инструментами для выявления проблем, поддержки учащихся и создания мотивационной образовательной среды. Эффективная работа педагога-психолога способствует не только повышению успеваемости, но и личностному развитию школьников, их уверенности в себе и стремлению к знаниям.

 

Список литературы

Губарьк

ова Е. Г. Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников // Профессиональная ориентация.

2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-diagnosticheskoy-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-proforientatsii-shkoln

ikov

Наталья Борисовна Юшкова Профессиональные подходы в работе педагога-психолога по проблеме влияния мотивации на психоэмоциональное состояние учащихся 5–8-х классов // Психология и педагогика служебной деятельности.

2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/art

icle/n/professionalnye-podhody-v-rabote-pedagoga-psihologa-po-probleme-vliyaniya-motivatsii-na-psihoemotsionalnoe-sostoyanie-uchaschihsya

Родионова, Е. И. Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе / Е. И

. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70309/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×