Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические аспекты преподавания математики: мотивация и преодоление страха перед сложными задачами | Буньо Людмила Алексеевна. Работа №350183. Номер работы: №350183

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты, влияющие на успех преподавания математики в основном и среднем общем образовании. Основное внимание уделяется вопросам мотивации учащихся, выявлению причин страха перед сложными задачами и подходам к их преодолению. Статья предлагает практические рекомендации для учителей, направленные на создание позитивной учебной среды, способствующей повышению интереса и уверенности учащихся в собственных математических способностях.

Ключевые слова: психология обучения, математика, мотивация, страх перед математикой, сложные задачи, уверенность в себе, педагогические подходы, учебная среда.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ: МОТИВАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ПЕРЕД

СЛОЖНЫМИ ЗАДАЧАМИ

Буньо Людмила Алексеевна, учитель математики

ГБОУ “УВК “Школа - ДОУ им. героя Советского союза М.П.Могильного Володарского муниципального округа”, ДНР с. Республика

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты, влияющие на успех преподавания математики в основном и среднем общем образовании. Основное внимание уделяется вопросам мотивации учащихся, выявлению причин страха перед сложными задачами и подходам к их преодолению. Статья предлагает практические рекомендации для учителей, направленные на создание позитивной учебной среды, способствующей повышению интереса и уверенности учащихся в собственных математических способностях.

Ключевые слова: психология обучения, математика, мотивация, страх перед математикой, сложные задачи, уверенность в себе, педагогические подходы, учебная среда.

Математика занимает ключевое место в образовательной системе, формируя у учащихся логическое мышление, аналитические способности и умение решать проблемы. Однако многие ученики сталкиваются с трудностями, вызывающими страх и снижением мотивации. Эти аспекты могут значительно затруднять процесс обучения и влиять на итоговые результаты. Понимание психологических факторов, которые влияют на мотивацию и восприятие математики, является необходимым шагом для педагогов, желающих создать эффективное учебное пространство.

Психологические аспекты мотивации

Влияние внутренней и внешней мотивации

Мотивация учеников может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация возникает из интереса к предмету и желанию обучаться, тогда как внешняя связана с влиянием оценки со стороны учителей и родителей, социальной репутацией и другими внешними факторами.

Внутренняя мотивация помогает учащимся находить радость в решении математических задач, ощутить удовлетворение от преодоления трудностей и достижения результатов. Чтобы развить внутреннюю мотивацию, учителю следует демонстрировать увлеченность предметом, создавать условия для самостоятельного поиска решений и поощрять креативность.

Внешняя мотивация, хоть и полезна, требует умеренного подхода. Например, система баллов и наград может работать, однако важно не перерастить в зависимость от внешних вознаграждений. Очень полезными будут обратная связь и положительное подкрепление, которые помогут создавать у учащихся уверенность в своих силах.

Формирование положительного имиджа математики

Важно изменить негативные стереотипы, связанные с математикой. Многие ученики слышат о математике как о «страшном» предмете, наполненном трудностями и неудачами. Положительное отношение к математики можно сформировать через:

Разнообразие форматов подачи материала.

Использование игровых методик и задач из реальной жизни, чтобы показать практическую значимость математики.

Вовлечение учеников в командные проекты, что способствует созданию положительного эмоционального фона.

Психологические эффекты страха

Страх перед математикой, известный как математический тревожность, может проявляться в виде физической реакции (потоотделение, учащенное сердцебиение) и умственного затмения при столкновении со сложной задачей. Этот феномен может блокировать способность учащихся применять свои знания.

Осознание страха – первый шаг к преодолению. Учитель может провести занятия, посвященные обсуждению чувства тревоги, что позволит учащимся осознать, что этот страх распространен и что с ним можно бороться.

Применение методов релаксации – создание спокойной обстановки, использование практик глубокого дыхания или медитации перед решением сложных задач могут помочь уменьшить тревожность.

Преодоление страха перед сложными задачами

Стратегии работы с трудными задачами

При работе с сложными задачами учитель может использовать ряд стратегий:

Декомпозиция задач – разбивание сложной задачи на более мелкие и понятные элементы; это помогает увидеть цель и уменьшает страх перед общей сложностью.

Пошаговые примеры – демонстрация последовательного решения задач, что позволит учащимся учиться на примерах и замедлиться для усвоения информации.

Обсуждение результатов – после решения проблемы организация обсуждения, где учащиеся могут делиться методами и подходами, что делает процесс более явным и снижает страсть к единичным результатам.

Индивидуальный подход

Каждый учащийся уникален, и его стиль обучения может отличаться. Применение индивидуального подхода в обучении, основанного на сильных и слабых сторонах каждого ученика, помогает создать среду, где каждый может развивать свои навыки без страха и давления.

Психологические аспекты преподавания математики, такие как мотивация и страх перед сложными задачами, играют важную роль в образовательном процессе. Учителя могут оказать значительное влияние на своих учащихся, применяя различные подходы для создания позитивной учебной атмосферы, где каждый учащийся чувствует себя уверенно и мотивированно. Поддержка, понимание и позитивный подход к обучению могут существенно изменить восприятие математики как предмета, повысив интерес и уверенность учеников в своих силах. Развитие этих аспектов должно стать неотъемлемой частью преподавания математики в школе, чтобы помочь ученикам справляться с вызовами и наслаждаться процессом обучения.

Список литературы

Александр Николаевич Веракса, Юрий Петрович Зинченко, Айдар Минимансурович Калимуллин, Георгий Петрович Костюк, Сергей Евгеньевич Рукшин, Лариса Александровна Цветкова, Иван Валериевич Ященко «Математическая тревожность», околонаучные изыски и методологические тупики // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskaya-trevozhnost-okolonauchnye-izyski-i-metodologicheskie-tupiki

Бекоева Марина Ивановна Активизация учебной деятельности школьников при овладении математическими методами познания // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov-pri-ovladenii-matematicheskimi-metodami-poznaniya Неждет Ялчынкая Математический страх у учеников и способы его преодоления // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskiy-strah-u-uchenikov-i-sposoby-ego-preodoleniya

Н А. Манаков, А М. Ерёмин Базовая проблема физико-математического образования: приобретенная беспомощность // МНКО. 2020. №1 (80).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×