Психологические аспекты работы с детским хором | Наниз Лариса Рамазановна. Работа №351735
Аннотация. Работа с детским хором требует от преподавателя не только музыкальной квалификации, но и внимательного подхода к психоэмоциональным особенностям учащихся. Психологические аспекты хорового пения играют ключевую роль в формировании не только вокальных навыков, но и в развитии социально-эмоциональных компетенций детей. В статье рассматриваются основные психологические принципы, которые следует учитывать педагогу при обучении детей хоровому пению, а также методы, помогающие создавать комфортную и продуктивную атмосферу для творчества. Ожидаемый результат — гармоничное развитие ребенка как личности и исполнителя.
Ключевые слова: психология, детский хор, эмоциональное восприятие, коллективная работа, педагогика, социализация, музыкальное воспитание.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРОМ
Наниз Лариса Рамазановна, преподаватель хорового пения
ГБО ДО РА "ДШИ а.Понежукай"
Аннотация. Работа с детским хором требует от преподавателя не только музыкальной квалификации, но и внимательного подхода к психоэмоциональным особенностям учащихся. Психологические аспекты хорового пения играют ключевую роль в формировании не только вокальных навыков, но и в развитии социально-эмоциональных компетенций детей. В статье рассматриваются основные психологические принципы, которые следует учитывать педагогу при обучении детей хоровому пению, а также методы, помогающие создавать комфортную и продуктивную атмосферу для творчества. Ожидаемый результат — гармоничное развитие ребенка как личности и исполнителя.
Ключевые слова: психология, детский хор, эмоциональное восприятие, коллективная работа, педагогика, социализация, музыкальное воспитание.
Работа с детским хором является не только педагогическим, но и психологическим процессом. Музыкальное воспитание детей невозможно без учета их психологических особенностей, ведь музыкальное восприятие, как и любой другой вид деятельности, тесно связано с эмоциональным состоянием ребенка, его личностным развитием и взаимодействием с окружающими. Преподаватель хорового пения должен быть готов учитывать и использовать эти аспекты для того, чтобы обучение было эффективным и гармоничным, а участие в хоре стало не только средством развития музыкальных навыков, но и способствовало общему личностному росту учащихся.
Одним из ключевых психологических аспектов работы с детским хором является внимание к эмоциональному состоянию детей. Хоровое пение — это вид коллективной деятельности, который, с одной стороны, требует от детей сосредоточенности и умения работать в группе, а с другой — способности передавать эмоции через музыку. Чтобы дети могли выражать свои чувства в музыке, они должны быть эмоционально открыты и уверены в своих силах. Это требует создания безопасной и доверительной атмосферы на занятиях. Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку, замечать изменения в его настроении и помогать преодолевать эмоциональные барьеры.
К примеру, многие дети на первых занятиях хорового пения испытывают стеснение или тревогу, особенно если они еще не уверены в своем голосе или не привыкли к коллективной работе. В таких случаях педагог может использовать простые психологические приемы для снятия напряжения и создания комфортной обстановки. Один из таких методов — игры на разогрев, где дети могут петь и двигаться свободно, не задумываясь о точности интонации, что помогает снять напряжение и способствует лучшему эмоциональному расслаблению. Также важным элементом является позитивная обратная связь: даже если ребенок не идеально исполнит задание, преподаватель должен отметить его усилия и успехи, что создаст у ребенка ощущение поддержки и уверенности.
Дети в детском хоре, особенно в младших возрастах, могут испытывать сложности в установлении контакта друг с другом, и важно помочь им научиться работать в группе. Хоровое пение требует синхронности и взаимодействия, и чтобы коллектив работал как единое целое, дети должны научиться не только слушать себя, но и слышать своих партнёров. Важно развивать у детей такие качества, как внимание, эмпатия и способность к взаимодействию. Педагог может использовать различные упражнения, направленные на развитие слухового внимания и координации. Одним из таких упражнений может быть пение в круге, где каждый ребенок по очереди поет небольшую фразу, а остальные повторяют её. Это упражнение помогает развить внимание к другому исполнителю, а также способствует созданию атмосферу взаимной поддержки.
Помимо общего взаимодействия в коллективе, на занятия также важно обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети с разным уровнем музыкальных способностей, темпераментом и личной историей могут по-разному реагировать на занятия, и педагогу необходимо научиться учитывать эти различия. Например, более стеснительные дети могут нуждаться в дополнительной поддержке и мотивации, чтобы начать активно участвовать в групповом пении. С другой стороны, дети с ярко выраженной лидерской позицией могут склонны брать на себя слишком много внимания и мешать другим членам коллектива сосредоточиться на задании. Важно, чтобы педагог умел направлять энергию таких детей в конструктивное русло, а также вовремя вмешивался, если какая-то ситуация выходит из-под контроля.
Существует также важный психологический аспект, связанный с возрастной специфичностью восприятия музыки детьми. В младших классах дети склонны воспринимать музыку через яркие образы и эмоции, а не через точную интерпретацию музыкальных форм и техник. Педагог должен уметь работать с этим, направляя эмоции детей в нужное русло. Например, при работе с простыми песнями, педагог может предложить детям представить себе определенные образы: «что чувствует герой этой песни?» или «как эта мелодия может звучать в твоем сердце?» Это позволяет детям легче воспринимать музыку и вносить в нее свою индивидуальность.
С возрастом, по мере того как дети взрослеют, они начинают понимать музыку и более сложные ее формы, что открывает новые горизонты для работы с их восприятием. В подростковом возрасте у детей часто возникают внутренние конфликты, связаны с самоидентификацией, и работа в коллективе может помочь им научиться понимать и выражать свои чувства. Важно помнить, что подростки часто могут воспринимать музыку как способ самоутверждения, и преподавателю необходимо помочь им найти свой голос в коллективе, не подавляя их стремление к индивидуальности.
Один из эффективных методов работы с подростками в хоре заключается в использовании разнообразного репертуара. Чем больше ребенок знакомится с разными музыкальными стилями, тем более гибким становится его музыкальное восприятие. Важно, чтобы дети могли не только исполнять классику, но и участвовать в исполнении современных произведений, в которых они смогут увидеть связь с собственной жизнью. Важно использовать такие формы работы, как сольные исполнения или мелкие ансамбли, чтобы дать детям возможность почувствовать свою значимость и развить уверенность в себе.
Кроме того, для подростков особое значение имеет признание их усилий и достижений в коллективе. Важно создавать атмосферу уважения и признания каждого участника хора, независимо от его уровня подготовки. Иногда небольшая похвала или признание успехов могут сыграть решающую роль в том, чтобы ребенок продолжал заниматься хоровым пением и чувствовал свою значимость в коллективе.
Еще один важный аспект работы с детским хором — это влияние музыкальной деятельности на социализацию детей. Хоровое пение помогает детям научиться работать в группе, договариваться, быть ответственными за общий результат и развивать навыки коммуникации. Эти качества важны не только в музыкальном коллективе, но и в реальной жизни. Педагог должен помочь детям понять, что хоровое пение — это не просто техническое исполнение, а форма общения и сотрудничества, которая требует уважения и ответственности за других.
Таким образом, работа с детским хором — это не только обучение техническим навыкам, но и важный психологический процесс, связанный с развитием эмоциональных и социальных компетенций детей. Педагог должен быть внимателен к психологическому состоянию каждого ученика, помогать ему преодолевать внутренние барьеры, развивать уверенность в своих силах и учить работать в коллективе. Хоровое пение может стать мощным инструментом в воспитании гармоничной личности, способной к творческому самовыражению и эффективному взаимодействию с окружающими.
Список литературы
Пигров
К.К. Руководство хором. /Под редакцией К.Б. Птицы/ - М., Музыка,
201
4. - 219 с.
Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования 4-е изд.,
испр
.
и доп. - М., Музыка, 2016. - 214 с.