Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические факторы профессионального стресса у менеджеров | Фаузтдинова Лилия Александровна. Работа №278665. Номер работы: №278665

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фаузтдинова Лилия Александровна
Воздействие стресс-факторов на человека приводит к психологическому напряжению, которое может влиять на все уровни жизни человека: соматический, психологический, социальный.

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию, который формируется и развивается в условиях профессиональной деятельности. Развитие стресс-реакций у работников возможно не только в «недостаточно развитых» по некоторым показателям коллективах, но и в прогрессивных, хорошо управляемых организациях. Это связано как с особенностями трудового коллектива, так и с содержанием профессиональной деятельности, межличностными взаимоотношениями между сотрудниками и руководством.

 

Фаузтдинова Лилия Александровна

Магистрант МФПУ Синергия

 

Психологические факторы профессионального стресса у менеджеров

Согласно концепции Г. Селье , который впервые описал неспецифические проявления стресса, у человека в ответ на различные внешние воздействия повышенной сложности (стрессоры), могут возникать эмоциональные состояния, которые изменяют поведение и деятельность. Для таких состояний характерна мобилизация внутренних физиологических и психологических ресурсов. Наряду с мобилизацией, эти состояния могут вызвать нарушения, как острые, так и отсроченные на уровне организма и психики. Установлено, что действие стресс-факторов на протяжении трех лет приводит к росту числа острых состояний и реакций в организме и психике (психозы, инфаркты). Если действие стресс-факторов не прекращается, то в последствие начинают развиваться расстройства на соматическом уровне в виде хронических болезней (ишемическая болезнь сердца, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). [19, С. 205]

Воздействие стресс-факторов на человека приводит к психологическому напряжению, которое может влиять на все уровни жизни человека: соматический, психологический, социальный.

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию, который формируется и развивается в условиях профессиональной деятельности. Развитие стресс-реакций у работников возможно не только в «недостаточно развитых» по некоторым показателям коллективах, но и в прогрессивных, хорошо управляемых организациях. Это связано как с особенностями трудового коллектива, так и с содержанием профессиональной деятельности, межличностными взаимоотношениями между сотрудниками и руководством.

Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция и организма, и психики, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие их профессиональному опыту (уровню их знаний, умений и навыков).

Среди причин профессионального стресса, согласно результатам исследований этой проблемы в Европейских странах, работники выделяют: высокие темпы работы (56% рабочих), жесткие сроки ее выполнения (60%), ее монотонность (40%) невозможность оказать какое-либо влияние на существующие в организации порядки и трудовые задачи (35 % рабочих). Наличие стрессовых факторов, связанных с работой, способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих имеют головную боль, 23% - боль в области шеи и плеч, 23% - жалуются на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине, тревожность и депрессию. [10, С. 89]

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться в России и за рубежом в последние три-четыре десятилетия вследствие ряда причин.

Получила распространение концепция биологического и медицинского стресса, впервые описанная

Гансом

Селье

в 30-е годы прошлого столетия. Г.

Селье

впервые развел понятия «физиологический» и «психологический» стресс. На основе данной концепции в последние годы появились исследования по проблемам влияния стресс-факторов в производственной деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека. Данные исследований явились основой для разработки проблем психологического стресса в трудовой деятельности.

Изучение психологического стресса активизировалось возникающими мировыми проблемами: увеличением числа природных катастроф, бедствий, техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах).

В последнее время возрастает внимание к изучению «человеческого фактора» в профессиональной деятельности. Изучаются индивидуальные особенности психических процессов, свойств и состояний

личности специалистов разных опасных, ответственных и «вредных» профессий. Особенно это касается сфер деятельности, в которых усложняется техника и содержание профессиональных задач, условия трудового процесса.

Многочисленные исследования указывают на то, что в настоящее время значительная часть мирового населения страдает расстройствами организма и психики, причиной которых является стресс на работе. Хронический профессиональный стресс является одной из основных проблем современного общества.

Уже Г. Селье в своих ранних работах о стрессе указывал на значение осмысления, понимания ситуаций, в которых пребывает человек. Идеи Селье о психологическом стрессе получили свое развитие в новых направлениях исследований стресса. Эти исследования стресса во многом опираются на положения когнитивной теории. Автором когнитивной теории стресса изначально являлся Ричард Лазарус. Основная идея этой теории в том, что субъективная оценка человеком ситуации, когнитивные процессы определяют глубину и силу эмоциональных реакций. В этом случае включаются механизмы оценки значимости реального и предстоящего взаимодействия человека со средой.

Стресс-менеджмент, изучающий способы предупреждения и управления стрессом в организациях и профессиональной деятельности, как самостоятельное научно-практическое направление выделилось в начале 1990-х годов. В настоящее время существует потребность в разработке новых методов развития стрессоустойчивости и поддержания здоровья персонала в организациях. «Организационный стресс- менеджмент предполагает профилактику отрицательных стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов управления, нейтрализации или смягчения негативных последствий такого стресса, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала». [7, С. 43]

Важной составляющей стресс-менеджмента является выявление особенностей психических состояний работников. Таким образом, стресс- менеджмент - это комплексное «управление стрессогенностью рабочего пространства и стрессовым реагированием работников».

В зарубежной и отечественной научной литературе используются два понятия стресса рабочего пространства — организационный и професссионалъный стресс. Понятия «профессиональный» и «организационный стресс» пересекаются, но полностью не совпадают. В зарубежной литературе используется понятие «стресс на работе» или «трудовой стресс». При этом не выделяются отдельно стрессоры, связанные со спецификой профессиональной деятельности.

По мнению Балабановой Е. С., «система оценки профессионального стресса - более сложная, чем оценка стресса на работе». [1, С. 27]

Профессиональный стресс - это сложное явление, которое возникает в ответ на трудности и специфические требования со стороны профессии. Профессиональный стресс во многом определяется личностными особенностями, субъективными представлениями личности о профессии и профессиональном развитии [7, С.96]

Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.

Организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с потребностью преодолеть несовершенные условия труда в конкретной организации, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте .

Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс - это сложный феномен, который вызывается внутренними факторами организации (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними стресс-факторами . Стресс-факторы в итоге зависят от успешности взаимодействия организации с микро и макро-средой. В итоге, организационный стресс является проявлением напряжения механизмов адаптации в ответ на конкретную ситуацию в организации и деятельности.

При этом существует некоторый оптимальный уровень рабочей напряженности (стресса), который стимулирует работников к профессиональному развитию и личностному росту, способствует их лояльному отношению к организации.

Вероятность переживания работниками негативного стресса тем ниже, чем выше привлекательность работы в организации и больше удовлетворенность профессиональной самореализацией.

Основной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Несоответствие между личностью и организационной средой проявляется на нескольких уровнях: субъективном; поведенческом; когнитивном; физиологическом; организационном.

В специальных исследованиях выявлены основные организационные факторы, которые негативно влияют на процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников.

В их число входят:

Неудобное рабочее место;

Недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;

Не ясность в определение должностных обязанностей;

Неритмична я работа;

Неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня и другое);

Удаленность работы от места жительства;

Невысокая заработная плата;

Отсутствие возможности повышения квалификации;

Неясные перспективы продвижения по службе;

Недостаточная квалификация руководства;

Негативные особенности социальной среды;

-Неизвестность о планах развития компании;

Несправедливое материальное поощрение работников,

Отстраненность от активного участия в принятии решений.

Доминирование и дефицит фактора времени

;

Недостаточность или высокая интенсивность общения;

Монотония

. [11,С. 170]

К стресс-факторам на работе также относят ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, сложные и экстремальные условия деятельности для некоторых профессий (летчик, космонавт, полярник, диспетчер АС и др.). Особой причиной организационных стрессов является фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Установлено, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома и «профессионального выгорания». [13,С. 23]

К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов относятся: болезни, изменения в организме на физиологическом уровне, текучесть кадров, ухудшение качества труда, изменение трудовой мотивации в сторону ухудшения, снижение привлекательности работы в организации. Также выделяют психологические последствия (нарушения волевого контроля, конфликты, состояния депрессии и переутомления, неудовлетворенности жизнью).

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена большим количеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Для работы менеджеров торговых организаций характерно частое вмешательством непредсказуемых факторов внешней среды, многочисленные социальные контакты разного уровня, преобладание непосредственного общения с другими людьми. Большую роль в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе.

Менеджер — это профессиональный управляющий, руководитель предпринимательство стиля. Он способен к гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность. Менеджер несет ответственность за свой самостоятельный вклад в результаты предприятия или своего отдела, ответственность за работу других.

В самом общем плане менеджер - «это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль». [18,С. 67]

Деятельность менеджера торговых организаций связана с такой сферой деятельности, как торговля и продажи. Менеджер торговых предприятий руководит деятельностью менеджеров по продажам и сам в свою очередь занимается продажами. Дословно «менеджер по продажам" означает "управляющий продажами". Самое главное в его работе - продажа товара, продвижение его на рынке, проведение маркетинговых исследований, поиск клиентов, юридическое и бухгалтерское сопровождение сделок. Менеджер принимает самостоятельные решения, строит отношения с клиентами, увеличивает продажи, взаимодействует с покупателями, разрабатывает планы продаж, формирует у клиентов потребности в товаре, обрабатывает текущие заказы.

Менеджер торговых предприятий выполняет больший объем работы. Его деятельность требует большего опыта и более глубоких знаний, чем деятельность других специалистов в сфере продаж. Поэтому большую значимость имеет не только умение продавать, но и личные качества менеджера по продажам.

Профессионально-важными качества менеджеров в сфере торговли являются: коммуникативная компетентность, способность выстраивать позитивные взаимоотношения с людьми, позитивное отношение к себе и покупателю, высокий уровень профессиональной мотивации. Среди личностных особенностей выделяют интеллект, умеренную обязательность и ответственность, теплота и открытость, желание нравится другим людям.

В деятельности менеджера, независимо от уровня управления и специфики профессиональной деятельности, выделяют специфические стрессоры.

Основные стрессоры управленческой деятельности.

1 .Высокий уровень информационной нагрузки. Высокая когнитивная нагрузка, вызванная большим объемом информации, выступает сильным негативным фактором, приводящим к высокому уровню напряженности, к стрессу.

2.Информационная неопределенность.

Руководитель вынужден искать недостающую информацию, либо принимать решения в условиях неопределенности и риска.

З.Ответственность (за себя и за других, за результаты деятельности подразделения организации).

Дефицит

времени.

Наличие временных ограничений и сроков, в которые нужно решить профессиональные задачи.

Интенсивные

коммуникации и напряженные межличностные отношения.

Внутриличностные

(ролевые) конфликты. [22,С. 230]

Особенно сильно этот фактор проявляется в деятельности женщин- менеджеров. Заключается в необходимости выполнения двух и более функциональных ролей одновременно (например, роль управляющей и семейная роль жены, матери). Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, руководитель низшего управленческого звена выступает в роли руководителя в своей группе и одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящему руководству и должен следовать роли подчиненного.

Решения

многих задач, функций и обязанностей одновременно.

Непредсказуемые факторы внешней среды (нестабильность экономики, снижение доходов потребителей, изменение потребностей клиентов, конкуренция с другими торговыми предприятиями).

Исследования личностных особенностей менеджеров, провоцирующих развитие симптомов стресса и выгорания показали, что важным условием стрессустойчивости в профессиональной деятельности является общая мотивационная направленность личности, ее ориентация «на себя», либо на «дело» (социально-профессиональная). Доминирование личных мотивов снижает стрессоустойчивость, а преобладание профессиональных мотивов повышает ее.

Исследуя российских менеджеров, Н. Е. Водопьянова выявила, что на степень выраженности профессионального стресса и синдрома психического выгорания влияет выбор стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Высокие показатели эмоционального истощения и редуцирования личных достижений были отмечены у менеджеров, которые предпочитают «избегание» (уход) решения проблем. Наименее склонны к выгоранию менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» [7,С. 105 ].

Эмоциональное истощение отрицательно связано с самооценкой, эмоциональной устойчивостью и положительно - с деперсонализацией. То есть, истощение тем выше, чем ниже самооценка и больше негативного самоотношения. У менеджеров с высоким уровнем эмоционального истощения наблюдается редуцирование личных достижений: снижение уровня притязаний, отказ от ранее поставленных целей, перекладывание ответственности за решение проблем на других и т. п.

Менеджеры с активными и творческими стратегиями поведения, оптимистичной жизненной установкой в меньшей степени подвержены профессиональному стрессу. [16,С. 154].

В исследованиях российских менеджеров среднего звена выделяют три группы характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.

1. Личностные характеристики: общительность, социальная активность, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, высокая экспрессивность, практичность, средние значения конформизма и подозрительности, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, оптимизм, профессиональный опыт.

Использование продуктивных стратегий преодоления стресса:

просоциальные

модели (расширение социальных контактов, поиск социальной и профессиональной поддержки), уверенные действия (

ассертивность

), активные проблемно-ориентированные и эмоциональн

о-

сфокусированные действия, ориентация на конструктивные способы регулирования конфликтов (компромисс, сотрудничество), широкий репертуар преодолевающих моделей поведения, гибкость их применения в соответствии с ситуацией.

Менеджерские умения: творческий подход к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений, умение сплачивать коллектив, высокий уровень управленческих умений

.

Возраст и стаж профессиональной деятельности имеют неоднозначные связи с выраженностью разных стресс-симптомов. При системном подходе к психологическому стрессу различия в симптомах стресса у представителей разных возрастных и профессиональных групп выявляются в особенностях их структуры. Например, структура профессионального стресса у топ- менеджеров отличается от структуры психологического стресса у линейных менеджеров (А. Б. Леонова и А. А. Качина). Различия в симптоматике стрессовых состояний в разных группах менеджеров проявляются на разных качественных уровнях. Эти различия можно объяснить особенностями содержания выполняемой управленческой деятельности и субъективным отношением к профессиональным трудностям.

Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин.

У женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами-менеджерами более сильно представлена негативная симптоматика переживаний не только стрессовых состояний, но и личностных деформаций. Эти различия между мужчинами и женщинами-менеджерами скорее не связаны с изменениями в структуре синдромов профессионального стресса, а отражают разницу в формах эмоционального реагирования на затруднительные ситуации между мужчинами и женщинами. Разные формы эмоционального реагирования мужчин и женщин во многом закрепленны в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения. Более выраженные признаки профессионального стресса отмечаются у женщин, занимающих высокие руководящие посты, по сравнению с женщинами-менеджерами линейного уровня (Водопьянова Н. Е.). С возрастом стресс-синдромы в профессиональной деятельности также видоизменяются, что можно объяснить личностными изменениями на разных этапах профессионального становления.

В управленческой деятельности гендерные исследования касаются анализа различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенностей межличностных отношений с учетом мужской и женской психологии, особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Исследования деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что в некоторых характеристиках есть определенные отличия. Вместе с тем, серьезных различий в умственных способностях, способностях к управлению, у представителей обоих полов выявлено не было. Женщины чаще «выплескивают» отрицательные эмоции во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя накопившиеся эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются. При этом, в некоторых ситуациях женщина-менеджер способна на жесткие управленческие технологии, но в «мягкой пластике». Женщины-менеджеры обладают большей открытостью и гибкостью по отношению к постоянно меняющейся внешней среде. Но из-за существующих стереотипов женщинам необходимо прилагать в несколько раз больше усилий для достижения успеха в профессиональной деятельности и достижения руководящих должностей, чем мужчинам. Эти факторы могут являться источниками стресса для женщин в профессиональной деятельности. Поэтому мы можем предположить, что у женщин симптомы стресса и эмоциональное выгорание развиваются быстрее, что в итоге отражается на эффективности работы.

Среди факторов, влияющих на развитие профессионального стресса у менеджеров, исследователи выделяют личностные характеристики: интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, особенности профессиональной мотивации. Зарубежные исследователи отмечают, что на развитие симптомов профессионального стресса в большей степени влияют факторы, связанные с работой, типом организационной культурой и стилями организационного поведения, нежели личностные факторы менеджеров.

В наибольшей степени провоцирует развитие профессионального стресса в деятельности менеджера такие личностные особенности, как импульсивность, низкая эмоциональная устойчивость, непродуктивные стили поведения в конфликтных ситуациях. Менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены профессиональному стрессу.

 

 

 


Заключение

 

Понятия «профессиональный» и «организационный стресс» пересекаются, но не совпадают полностью. Профессиональный стресс более сложное явление, которое возникает в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии. Профессиональный стресс детерминирован личностными особенностями, представлениями специалиста о профессии и профессиональном развитии.

Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.

Стресс синдромы - это негативные последствия взаимодействия личности труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях, формируются под воздействием разных стресс-факторов

Выделяют разные уровни описания стресс-синдромов: уровень состояний, уровень восприятия и отношения к ситуациям, уровень личностных и поведенческих изменений. При системном подходе к изучению синдромов профессионального стресса необходимо изучать и учитывать симптомы развития стресс-синдромов на разных уровнях. Стресс в профессиональной деятельности возникает тогда, когда требования работы и внешней среды превосходят имеющиеся у личности ресурсы.

Выделяют специфические особенности стресс-синдромов у представителей управленческих профессий в зависимости от пола, возраста и должностного статуса. Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин

В наибольшей степени провоцирует развитие профессионального стресса в деятельности менеджера такие личностные особенности, как импульсивность, низкая эмоциональная устойчивость, непродуктивные стили поведения в конфликтных ситуациях. Менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены профессиональному стрессу.

Таким образом, подробно рассмотрев результаты, полученные в ходе анализа данных по 3 методикам, мы можем сделать следующие выводы:

Менеджеры, независимо от пола, в высокой степени подвержены профессиональному стрессу, однако формирование симптомов стресса и «выгорания» в профессиональной деятельности у менеджеров-мужчин происходит медленнее, чем у менеджеров-женщин.

У менеджеров-мужчин признаки всех трех стадий развития стресса и выгорания находятся на фазе формирования, в то время как у женщин является сформированной стадия «Тревожное напряжение», то есть отчетливо проявляются признаки стрессового состояния в виде тревоги и напряжения.

Основным симптомом эмоционального выгорания мужчин- менеджеров является эмоциональная отстранённость, выражающаяся в приглушенности собственных эмоций, в сужении круга общения, отстраненности от клиентов, негативном отношении к коллегам.

Можно предположить, что женщины-менеджеры подвержены профессиональному стрессу и «выгорают» в основном за счёт профессиональной мотивации и существующих гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы относительно положения женщины в сфере управления продажами и бизнесом, вызывают у нее меньшую удовлетворённость работой менеджера в отличие от мужчин. Поэтому женщина меньше удовлетворена собой как профессионал-менеджер и по этому поводу склонна испытывать тревогу и напряжение.

Женщины-менеджеры более склонны к эмпатии и эмоциональной отзывчивости в сравнении с мужчинами-менеджерами, что помогает женщинам оставаться доброжелательными и позитивно настроенными по отношению к клиентам и сотрудникам. У женщин преобладает включённость в работу и дела других людей.

У мужчин-менеджеров ярко выражены такие личностные характеристики, как: абстрактность мышления, доминантность, эмоциональная стабильность, дипломатичность. У женщин-менеджеров на высоком уровне - абстрактность мышления, доминантность, дипломатичность, все остальные характеристики находятся в зоне средних значений.

Наибольшие различия в личностных портретах менеджеров выявлены по таким характеристикам, как эмоциональная стабильность и тревожность: женщины-менеджеры более тревожны и менее эмоционально- устойчивые. То есть, наибольшие различия в личностном портрете менеджеров в зависимости от пола касаются особенностей эмоционально- волевой сферы личности.

 


Список использованных источников

 

Панова Л.С. Факторы профессионального стресса и основные способы

совладания

с

ним\\Молодой

ученый. 2020. № 19 (309). С. 158-161.

Зеленова

М.В. Профессиональный стресс: профилактика и коррекция

В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Материалы IV международной научно-практической конференции.

Науч

. ред. Т.В.

Христидис

. 2019. С. 118-122.

Хадарцев

А.А., Токарев А.Р. Профессиональный стресс (механизмы развития, диагностика и коррекция проявлений) / Тула, 2020.-209с.

Цветков С.В. Влияние профессионально-личностных качеств педагога на показатели устойчивости к профессиональному стрессу

В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 215-220.

Сычева М.А. Профилактика профессионального выгорания. Особенности управления профессиональным стрессом

В

сборнике: Перспективы социально-экономического развития России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 139-142.

Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс]: учебник/ Абдурахманов Р.А.— Электрон

.

т

екстовые данные.— Саратов:

Ай

Пи Эр

Медиа

, 2018.— 368

c

.

Исследование симптомов профессионального стресса у руководителей ресторанного бизнеса

Дя

Р.А. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 278-283.

 

 

Качественные и количественные методы исследований в психологии

:

учебник для

бакалавриата

и магистратуры / Н. П. Бусыгина. — М.

:

Издательство

Юрайт

, 2017. 423 с.

Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 1. Теории личности : учебник и практикум для академического

бакалавриата

/ Р. С.

Немов

. — 6-е изд.,

перераб

доп. — М. : Издательство

Юрайт

, 2016. — 349 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×