Психологические факторы профессионального стресса у менеджеров | Фаузтдинова Лилия Александровна. Работа №278665. Номер работы: №278665
Автор: Фаузтдинова Лилия Александровна
Воздействие стресс-факторов на человека приводит к психологическому напряжению, которое может влиять на все уровни жизни человека: соматический, психологический, социальный.
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию, который формируется и развивается в условиях профессиональной деятельности. Развитие стресс-реакций у работников возможно не только в «недостаточно развитых» по некоторым показателям коллективах, но и в прогрессивных, хорошо управляемых организациях. Это связано как с особенностями трудового коллектива, так и с содержанием профессиональной деятельности, межличностными взаимоотношениями между сотрудниками и руководством.
Фаузтдинова Лилия Александровна
Магистрант МФПУ Синергия
Психологические факторы профессионального стресса у менеджеров
Согласно концепции Г. Селье , который впервые описал неспецифические проявления стресса, у человека в ответ на различные внешние воздействия повышенной сложности (стрессоры), могут возникать эмоциональные состояния, которые изменяют поведение и деятельность. Для таких состояний характерна мобилизация внутренних физиологических и психологических ресурсов. Наряду с мобилизацией, эти состояния могут вызвать нарушения, как острые, так и отсроченные на уровне организма и психики. Установлено, что действие стресс-факторов на протяжении трех лет приводит к росту числа острых состояний и реакций в организме и психике (психозы, инфаркты). Если действие стресс-факторов не прекращается, то в последствие начинают развиваться расстройства на соматическом уровне в виде хронических болезней (ишемическая болезнь сердца, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). [19, С. 205]
Воздействие стресс-факторов на человека приводит к психологическому напряжению, которое может влиять на все уровни жизни человека: соматический, психологический, социальный.
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию, который формируется и развивается в условиях профессиональной деятельности. Развитие стресс-реакций у работников возможно не только в «недостаточно развитых» по некоторым показателям коллективах, но и в прогрессивных, хорошо управляемых организациях. Это связано как с особенностями трудового коллектива, так и с содержанием профессиональной деятельности, межличностными взаимоотношениями между сотрудниками и руководством.
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция и организма, и психики, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие их профессиональному опыту (уровню их знаний, умений и навыков).
Среди причин профессионального стресса, согласно результатам исследований этой проблемы в Европейских странах, работники выделяют: высокие темпы работы (56% рабочих), жесткие сроки ее выполнения (60%), ее монотонность (40%) невозможность оказать какое-либо влияние на существующие в организации порядки и трудовые задачи (35 % рабочих). Наличие стрессовых факторов, связанных с работой, способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих имеют головную боль, 23% - боль в области шеи и плеч, 23% - жалуются на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине, тревожность и депрессию. [10, С. 89]
Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться в России и за рубежом в последние три-четыре десятилетия вследствие ряда причин.
Получила распространение концепция биологического и медицинского стресса, впервые описанная
Гансом
Селье
в 30-е годы прошлого столетия. Г.
Селье
впервые развел понятия «физиологический» и «психологический» стресс. На основе данной концепции в последние годы появились исследования по проблемам влияния стресс-факторов в производственной деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека. Данные исследований явились основой для разработки проблем психологического стресса в трудовой деятельности.
Изучение психологического стресса активизировалось возникающими мировыми проблемами: увеличением числа природных катастроф, бедствий, техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах).
В последнее время возрастает внимание к изучению «человеческого фактора» в профессиональной деятельности. Изучаются индивидуальные особенности психических процессов, свойств и состояний
личности специалистов разных опасных, ответственных и «вредных» профессий. Особенно это касается сфер деятельности, в которых усложняется техника и содержание профессиональных задач, условия трудового процесса.
Многочисленные исследования указывают на то, что в настоящее время значительная часть мирового населения страдает расстройствами организма и психики, причиной которых является стресс на работе. Хронический профессиональный стресс является одной из основных проблем современного общества.
Уже Г. Селье в своих ранних работах о стрессе указывал на значение осмысления, понимания ситуаций, в которых пребывает человек. Идеи Селье о психологическом стрессе получили свое развитие в новых направлениях исследований стресса. Эти исследования стресса во многом опираются на положения когнитивной теории. Автором когнитивной теории стресса изначально являлся Ричард Лазарус. Основная идея этой теории в том, что субъективная оценка человеком ситуации, когнитивные процессы определяют глубину и силу эмоциональных реакций. В этом случае включаются механизмы оценки значимости реального и предстоящего взаимодействия человека со средой.
Стресс-менеджмент, изучающий способы предупреждения и управления стрессом в организациях и профессиональной деятельности, как самостоятельное научно-практическое направление выделилось в начале 1990-х годов. В настоящее время существует потребность в разработке новых методов развития стрессоустойчивости и поддержания здоровья персонала в организациях. «Организационный стресс- менеджмент предполагает профилактику отрицательных стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов управления, нейтрализации или смягчения негативных последствий такого стресса, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала». [7, С. 43]
Важной составляющей стресс-менеджмента является выявление особенностей психических состояний работников. Таким образом, стресс- менеджмент - это комплексное «управление стрессогенностью рабочего пространства и стрессовым реагированием работников».
В зарубежной и отечественной научной литературе используются два понятия стресса рабочего пространства — организационный и професссионалъный стресс. Понятия «профессиональный» и «организационный стресс» пересекаются, но полностью не совпадают. В зарубежной литературе используется понятие «стресс на работе» или «трудовой стресс». При этом не выделяются отдельно стрессоры, связанные со спецификой профессиональной деятельности.
По мнению Балабановой Е. С., «система оценки профессионального стресса - более сложная, чем оценка стресса на работе». [1, С. 27]
Профессиональный стресс - это сложное явление, которое возникает в ответ на трудности и специфические требования со стороны профессии. Профессиональный стресс во многом определяется личностными особенностями, субъективными представлениями личности о профессии и профессиональном развитии [7, С.96]
Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.
Организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с потребностью преодолеть несовершенные условия труда в конкретной организации, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте .
Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс - это сложный феномен, который вызывается внутренними факторами организации (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними стресс-факторами . Стресс-факторы в итоге зависят от успешности взаимодействия организации с микро и макро-средой. В итоге, организационный стресс является проявлением напряжения механизмов адаптации в ответ на конкретную ситуацию в организации и деятельности.
При этом существует некоторый оптимальный уровень рабочей напряженности (стресса), который стимулирует работников к профессиональному развитию и личностному росту, способствует их лояльному отношению к организации.
Вероятность переживания работниками негативного стресса тем ниже, чем выше привлекательность работы в организации и больше удовлетворенность профессиональной самореализацией.
Основной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Несоответствие между личностью и организационной средой проявляется на нескольких уровнях: субъективном; поведенческом; когнитивном; физиологическом; организационном.
В специальных исследованиях выявлены основные организационные факторы, которые негативно влияют на процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников.
В их число входят:
Неудобное рабочее место;
Недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;
Не ясность в определение должностных обязанностей;
Неритмична я работа;
Неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня и другое);
Удаленность работы от места жительства;
Невысокая заработная плата;
Отсутствие возможности повышения квалификации;
Неясные перспективы продвижения по службе;
Недостаточная квалификация руководства;
Негативные особенности социальной среды;
-Неизвестность о планах развития компании;
Несправедливое материальное поощрение работников,
Отстраненность от активного участия в принятии решений.
Доминирование и дефицит фактора времени
;
Недостаточность или высокая интенсивность общения;
Монотония
. [11,С. 170]
К стресс-факторам на работе также относят ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, сложные и экстремальные условия деятельности для некоторых профессий (летчик, космонавт, полярник, диспетчер АС и др.). Особой причиной организационных стрессов является фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Установлено, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома и «профессионального выгорания». [13,С. 23]
К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов относятся: болезни, изменения в организме на физиологическом уровне, текучесть кадров, ухудшение качества труда, изменение трудовой мотивации в сторону ухудшения, снижение привлекательности работы в организации. Также выделяют психологические последствия (нарушения волевого контроля, конфликты, состояния депрессии и переутомления, неудовлетворенности жизнью).
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена большим количеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Для работы менеджеров торговых организаций характерно частое вмешательством непредсказуемых факторов внешней среды, многочисленные социальные контакты разного уровня, преобладание непосредственного общения с другими людьми. Большую роль в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе.
Менеджер — это профессиональный управляющий, руководитель предпринимательство стиля. Он способен к гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность. Менеджер несет ответственность за свой самостоятельный вклад в результаты предприятия или своего отдела, ответственность за работу других.
В самом общем плане менеджер - «это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль». [18,С. 67]
Деятельность менеджера торговых организаций связана с такой сферой деятельности, как торговля и продажи. Менеджер торговых предприятий руководит деятельностью менеджеров по продажам и сам в свою очередь занимается продажами. Дословно «менеджер по продажам" означает "управляющий продажами". Самое главное в его работе - продажа товара, продвижение его на рынке, проведение маркетинговых исследований, поиск клиентов, юридическое и бухгалтерское сопровождение сделок. Менеджер принимает самостоятельные решения, строит отношения с клиентами, увеличивает продажи, взаимодействует с покупателями, разрабатывает планы продаж, формирует у клиентов потребности в товаре, обрабатывает текущие заказы.
Менеджер торговых предприятий выполняет больший объем работы. Его деятельность требует большего опыта и более глубоких знаний, чем деятельность других специалистов в сфере продаж. Поэтому большую значимость имеет не только умение продавать, но и личные качества менеджера по продажам.
Профессионально-важными качества менеджеров в сфере торговли являются: коммуникативная компетентность, способность выстраивать позитивные взаимоотношения с людьми, позитивное отношение к себе и покупателю, высокий уровень профессиональной мотивации. Среди личностных особенностей выделяют интеллект, умеренную обязательность и ответственность, теплота и открытость, желание нравится другим людям.
В деятельности менеджера, независимо от уровня управления и специфики профессиональной деятельности, выделяют специфические стрессоры.
Основные стрессоры управленческой деятельности.
1 .Высокий уровень информационной нагрузки. Высокая когнитивная нагрузка, вызванная большим объемом информации, выступает сильным негативным фактором, приводящим к высокому уровню напряженности, к стрессу.
2.Информационная неопределенность.
Руководитель вынужден искать недостающую информацию, либо принимать решения в условиях неопределенности и риска.
З.Ответственность (за себя и за других, за результаты деятельности подразделения организации).
Дефицит
времени.
Наличие временных ограничений и сроков, в которые нужно решить профессиональные задачи.
Интенсивные
коммуникации и напряженные межличностные отношения.
Внутриличностные
(ролевые) конфликты. [22,С. 230]
Особенно сильно этот фактор проявляется в деятельности женщин- менеджеров. Заключается в необходимости выполнения двух и более функциональных ролей одновременно (например, роль управляющей и семейная роль жены, матери). Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, руководитель низшего управленческого звена выступает в роли руководителя в своей группе и одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящему руководству и должен следовать роли подчиненного.
Решения
многих задач, функций и обязанностей одновременно.
Непредсказуемые факторы внешней среды (нестабильность экономики, снижение доходов потребителей, изменение потребностей клиентов, конкуренция с другими торговыми предприятиями).
Исследования личностных особенностей менеджеров, провоцирующих развитие симптомов стресса и выгорания показали, что важным условием стрессустойчивости в профессиональной деятельности является общая мотивационная направленность личности, ее ориентация «на себя», либо на «дело» (социально-профессиональная). Доминирование личных мотивов снижает стрессоустойчивость, а преобладание профессиональных мотивов повышает ее.
Исследуя российских менеджеров, Н. Е. Водопьянова выявила, что на степень выраженности профессионального стресса и синдрома психического выгорания влияет выбор стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Высокие показатели эмоционального истощения и редуцирования личных достижений были отмечены у менеджеров, которые предпочитают «избегание» (уход) решения проблем. Наименее склонны к выгоранию менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» [7,С. 105 ].
Эмоциональное истощение отрицательно связано с самооценкой, эмоциональной устойчивостью и положительно - с деперсонализацией. То есть, истощение тем выше, чем ниже самооценка и больше негативного самоотношения. У менеджеров с высоким уровнем эмоционального истощения наблюдается редуцирование личных достижений: снижение уровня притязаний, отказ от ранее поставленных целей, перекладывание ответственности за решение проблем на других и т. п.
Менеджеры с активными и творческими стратегиями поведения, оптимистичной жизненной установкой в меньшей степени подвержены профессиональному стрессу. [16,С. 154].
В исследованиях российских менеджеров среднего звена выделяют три группы характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.
1. Личностные характеристики: общительность, социальная активность, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, высокая экспрессивность, практичность, средние значения конформизма и подозрительности, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, оптимизм, профессиональный опыт.
Использование продуктивных стратегий преодоления стресса:
просоциальные
модели (расширение социальных контактов, поиск социальной и профессиональной поддержки), уверенные действия (
ассертивность
), активные проблемно-ориентированные и эмоциональн
о-
сфокусированные действия, ориентация на конструктивные способы регулирования конфликтов (компромисс, сотрудничество), широкий репертуар преодолевающих моделей поведения, гибкость их применения в соответствии с ситуацией.
Менеджерские умения: творческий подход к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений, умение сплачивать коллектив, высокий уровень управленческих умений
.
Возраст и стаж профессиональной деятельности имеют неоднозначные связи с выраженностью разных стресс-симптомов. При системном подходе к психологическому стрессу различия в симптомах стресса у представителей разных возрастных и профессиональных групп выявляются в особенностях их структуры. Например, структура профессионального стресса у топ- менеджеров отличается от структуры психологического стресса у линейных менеджеров (А. Б. Леонова и А. А. Качина). Различия в симптоматике стрессовых состояний в разных группах менеджеров проявляются на разных качественных уровнях. Эти различия можно объяснить особенностями содержания выполняемой управленческой деятельности и субъективным отношением к профессиональным трудностям.
Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин.
У женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами-менеджерами более сильно представлена негативная симптоматика переживаний не только стрессовых состояний, но и личностных деформаций. Эти различия между мужчинами и женщинами-менеджерами скорее не связаны с изменениями в структуре синдромов профессионального стресса, а отражают разницу в формах эмоционального реагирования на затруднительные ситуации между мужчинами и женщинами. Разные формы эмоционального реагирования мужчин и женщин во многом закрепленны в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения. Более выраженные признаки профессионального стресса отмечаются у женщин, занимающих высокие руководящие посты, по сравнению с женщинами-менеджерами линейного уровня (Водопьянова Н. Е.). С возрастом стресс-синдромы в профессиональной деятельности также видоизменяются, что можно объяснить личностными изменениями на разных этапах профессионального становления.
В управленческой деятельности гендерные исследования касаются анализа различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенностей межличностных отношений с учетом мужской и женской психологии, особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Исследования деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что в некоторых характеристиках есть определенные отличия. Вместе с тем, серьезных различий в умственных способностях, способностях к управлению, у представителей обоих полов выявлено не было. Женщины чаще «выплескивают» отрицательные эмоции во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя накопившиеся эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются. При этом, в некоторых ситуациях женщина-менеджер способна на жесткие управленческие технологии, но в «мягкой пластике». Женщины-менеджеры обладают большей открытостью и гибкостью по отношению к постоянно меняющейся внешней среде. Но из-за существующих стереотипов женщинам необходимо прилагать в несколько раз больше усилий для достижения успеха в профессиональной деятельности и достижения руководящих должностей, чем мужчинам. Эти факторы могут являться источниками стресса для женщин в профессиональной деятельности. Поэтому мы можем предположить, что у женщин симптомы стресса и эмоциональное выгорание развиваются быстрее, что в итоге отражается на эффективности работы.
Среди факторов, влияющих на развитие профессионального стресса у менеджеров, исследователи выделяют личностные характеристики: интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, особенности профессиональной мотивации. Зарубежные исследователи отмечают, что на развитие симптомов профессионального стресса в большей степени влияют факторы, связанные с работой, типом организационной культурой и стилями организационного поведения, нежели личностные факторы менеджеров.
В наибольшей степени провоцирует развитие профессионального стресса в деятельности менеджера такие личностные особенности, как импульсивность, низкая эмоциональная устойчивость, непродуктивные стили поведения в конфликтных ситуациях. Менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены профессиональному стрессу.
Заключение
Понятия «профессиональный» и «организационный стресс» пересекаются, но не совпадают полностью. Профессиональный стресс более сложное явление, которое возникает в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии. Профессиональный стресс детерминирован личностными особенностями, представлениями специалиста о профессии и профессиональном развитии.
Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.
Стресс синдромы - это негативные последствия взаимодействия личности труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях, формируются под воздействием разных стресс-факторов
Выделяют разные уровни описания стресс-синдромов: уровень состояний, уровень восприятия и отношения к ситуациям, уровень личностных и поведенческих изменений. При системном подходе к изучению синдромов профессионального стресса необходимо изучать и учитывать симптомы развития стресс-синдромов на разных уровнях. Стресс в профессиональной деятельности возникает тогда, когда требования работы и внешней среды превосходят имеющиеся у личности ресурсы.
Выделяют специфические особенности стресс-синдромов у представителей управленческих профессий в зависимости от пола, возраста и должностного статуса. Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин
В наибольшей степени провоцирует развитие профессионального стресса в деятельности менеджера такие личностные особенности, как импульсивность, низкая эмоциональная устойчивость, непродуктивные стили поведения в конфликтных ситуациях. Менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены профессиональному стрессу.
Таким образом, подробно рассмотрев результаты, полученные в ходе анализа данных по 3 методикам, мы можем сделать следующие выводы:
Менеджеры, независимо от пола, в высокой степени подвержены профессиональному стрессу, однако формирование симптомов стресса и «выгорания» в профессиональной деятельности у менеджеров-мужчин происходит медленнее, чем у менеджеров-женщин.
У менеджеров-мужчин признаки всех трех стадий развития стресса и выгорания находятся на фазе формирования, в то время как у женщин является сформированной стадия «Тревожное напряжение», то есть отчетливо проявляются признаки стрессового состояния в виде тревоги и напряжения.
Основным симптомом эмоционального выгорания мужчин- менеджеров является эмоциональная отстранённость, выражающаяся в приглушенности собственных эмоций, в сужении круга общения, отстраненности от клиентов, негативном отношении к коллегам.
Можно предположить, что женщины-менеджеры подвержены профессиональному стрессу и «выгорают» в основном за счёт профессиональной мотивации и существующих гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы относительно положения женщины в сфере управления продажами и бизнесом, вызывают у нее меньшую удовлетворённость работой менеджера в отличие от мужчин. Поэтому женщина меньше удовлетворена собой как профессионал-менеджер и по этому поводу склонна испытывать тревогу и напряжение.
Женщины-менеджеры более склонны к эмпатии и эмоциональной отзывчивости в сравнении с мужчинами-менеджерами, что помогает женщинам оставаться доброжелательными и позитивно настроенными по отношению к клиентам и сотрудникам. У женщин преобладает включённость в работу и дела других людей.
У мужчин-менеджеров ярко выражены такие личностные характеристики, как: абстрактность мышления, доминантность, эмоциональная стабильность, дипломатичность. У женщин-менеджеров на высоком уровне - абстрактность мышления, доминантность, дипломатичность, все остальные характеристики находятся в зоне средних значений.
Наибольшие различия в личностных портретах менеджеров выявлены по таким характеристикам, как эмоциональная стабильность и тревожность: женщины-менеджеры более тревожны и менее эмоционально- устойчивые. То есть, наибольшие различия в личностном портрете менеджеров в зависимости от пола касаются особенностей эмоционально- волевой сферы личности.
Список использованных источников
Панова Л.С. Факторы профессионального стресса и основные способы
совладания
с
ним\\Молодой
ученый. 2020. № 19 (309). С. 158-161.
Зеленова
М.В. Профессиональный стресс: профилактика и коррекция
В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Материалы IV международной научно-практической конференции.
Науч
. ред. Т.В.
Христидис
. 2019. С. 118-122.
Хадарцев
А.А., Токарев А.Р. Профессиональный стресс (механизмы развития, диагностика и коррекция проявлений) / Тула, 2020.-209с.
Цветков С.В. Влияние профессионально-личностных качеств педагога на показатели устойчивости к профессиональному стрессу
В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 215-220.
Сычева М.А. Профилактика профессионального выгорания. Особенности управления профессиональным стрессом
В
сборнике: Перспективы социально-экономического развития России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 139-142.
Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс]: учебник/ Абдурахманов Р.А.— Электрон
.
т
екстовые данные.— Саратов:
Ай
Пи Эр
Медиа
, 2018.— 368
c
.
Исследование симптомов профессионального стресса у руководителей ресторанного бизнеса
Дя
Р.А. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 278-283.
Качественные и количественные методы исследований в психологии
:
учебник для
бакалавриата
и магистратуры / Н. П. Бусыгина. — М.
:
Издательство
Юрайт
, 2017. 423 с.
Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 1. Теории личности : учебник и практикум для академического
бакалавриата
/ Р. С.
Немов
. — 6-е изд.,
перераб
.и
доп. — М. : Издательство
Юрайт
, 2016. — 349 с.