Психологические и физиологические аспекты стресса у педагогов: как распознать и преодолеть | Полянская Елена Вячеславовна. Работа №351688. Номер работы: №351688
Аннотация. Статья посвящена изучению стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), его психологических и физиологических аспектов, а также возможным подходам к преодолению этого состояния. Рассматриваются основные признаки стресса, его влияние на здоровье и профессиональную деятельность педагогов. Особое внимание уделено стратегии управления стрессом и созданию благоприятных условий для эмоционального и профессионального благополучия работников дошкольных учреждений.
Ключевые слова: стресс, педагоги ДОУ, психологические аспекты, физиологические аспекты, профессиональное выгорание, эмоциональное благополучие, управление стрессом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА У ПЕДАГОГОВ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ
Полянская Елена Вячеславовна, педагог-психолог
Образовательный комплекс Новые горизонты МБОУ СОШ №36 «Фантазёры», Московская область, д. Бородино
Аннотация. Статья посвящена изучению стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), его психологических и физиологических аспектов, а также возможным подходам к преодолению этого состояния. Рассматриваются основные признаки стресса, его влияние на здоровье и профессиональную деятельность педагогов. Особое внимание уделено стратегии управления стрессом и созданию благоприятных условий для эмоционального и профессионального благополучия работников дошкольных учреждений.
Ключевые слова: стресс, педагоги ДОУ, психологические аспекты, физиологические аспекты, профессиональное выгорание, эмоциональное благополучие, управление стрессом.
Работа педагога в дошкольном образовательном учреждении требует высокой эмоциональной и физической отдачи, что делает представителей этой профессии особенно уязвимыми к стрессу. Постоянное взаимодействие с детьми, высокая ответственность, необходимость решения множества задач одновременно, а также порой недостаточная поддержка со стороны администрации или родителей могут стать причинами значительного напряжения. Стресс, если его вовремя не распознать и не предпринять меры для его снижения, способен существенно повлиять на физическое и психологическое состояние педагога, а также на качество выполняемой им работы.
Психологические аспекты стресса у педагогов проявляются в снижении мотивации, эмоциональном истощении, чувстве неудовлетворённости профессиональной деятельностью. В стрессовом состоянии педагог может испытывать раздражительность, тревожность, потерю уверенности в своих профессиональных навыках, трудности в общении с коллегами, детьми и их родителями. Эти изменения, накапливаясь, могут приводить к профессиональному выгоранию — состоянию, при котором человек теряет интерес к своей работе, ощущает апатию и утрачивает способность к продуктивной деятельности.
Физиологические аспекты стресса связаны с реакцией организма на длительное напряжение. Стресс активирует систему «борьбы или бегства», что приводит к выбросу гормонов, таких как адреналин и кортизол. При кратковременном стрессе эти изменения помогают организму справляться с внешними вызовами, но при хроническом воздействии они приводят к истощению ресурсов организма. Педагоги, находящиеся в состоянии хронического стресса, могут жаловаться на головные боли, нарушения сна, хроническую усталость, проблемы с сердечно-сосудистой системой и снижением иммунитета.
Проблема стресса у педагогов ДОУ усугубляется тем, что они зачастую не имеют возможности полностью отстраниться от стрессовых факторов или снизить интенсивность работы. Важно, чтобы педагогам предоставлялась поддержка, направленная на профилактику стресса и создание условий для их эмоционального благополучия. Психолог в ДОУ играет ключевую роль в этой работе, помогая педагогам осознавать свои состояния, справляться с эмоциональным напряжением и укреплять устойчивость к стрессу.
Первым шагом к преодолению стресса является его своевременное распознавание. Педагогам необходимо уметь замечать у себя ранние признаки стресса, такие как повышенная раздражительность, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания или нарушение режима сна. Понимание того, что стресс может быть естественной реакцией на сложные ситуации, помогает избежать чувства вины за собственное состояние и мотивирует к поиску решений.
Психологи рекомендуют применять техники управления стрессом, которые включают как психологические, так и физиологические подходы. Например, методы саморегуляции, такие как дыхательные упражнения, помогают быстро снизить уровень напряжения. Регулярная физическая активность, такая как прогулки или йога, способствует снижению уровня кортизола в крови и укрепляет общее состояние организма. Развитие навыков осознанности через медитацию или практику благодарности помогает педагогам справляться с эмоциональными перегрузками.
На уровне организации важно создавать благоприятные условия труда, которые способствуют снижению уровня стресса у педагогов. Это может включать проведение тренингов по управлению стрессом, развитие культуры поддержки среди коллег, а также обеспечение гибкости в рабочих процессах. Руководство ДОУ должно уделять внимание эмоциональному состоянию своих сотрудников, проводя регулярные опросы, организуя психологические консультации и создавая пространство для обмена опытом и решения профессиональных задач.
Стресс педагогов, если он не преодолевается, может негативно сказаться не только на их здоровье, но и на атмосфере в коллективе, а также на качестве взаимодействия с детьми. Дошкольники очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, и напряжение педагога может влиять на эмоциональную обстановку в группе. Создание условий для эмоционального благополучия педагогов — это не только забота о здоровье сотрудников, но и залог комфортного развития детей в ДОУ.
Таким образом, борьба со стрессом у педагогов ДОУ должна быть комплексной, включающей как индивидуальные усилия самого педагога, так и поддержку со стороны психолога и администрации. Осознание причин стресса, освоение методов саморегуляции, создание благоприятной рабочей среды и формирование культуры заботы о психологическом благополучии являются важными составляющими преодоления стресса и повышения качества профессиональной жизни педагогов.
Список литературы
1. Сизова И. Ю. Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов / И. Ю. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 437-441.
2. Славина Ю. Б. Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника / Ю. Б. Славина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 32-37.