Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические и физиологические аспекты стресса у педагогов: как распознать и преодолеть | Джеломанова Валентина Антоновна. Работа №342576. Номер работы: №342576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются психологические и физиологические аспекты стресса у педагогов. Описываются причины возникновения стресса, его влияние на профессиональную деятельность и здоровье учителей, а также предлагаются методы диагностики и преодоления стресса, направленные на поддержание эмоционального и физического благополучия педагогов.

Ключевые слова: стресс, педагоги, эмоциональное выгорание, психологическая поддержка, физиологические аспекты, профилактика стресса, профессиональное здоровье.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА У ПЕДАГОГОВ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ

 

Джеломанова Валентина Антоновна, педагог-психолог

ГБОУ "Мангушская школа № 1 Мангушского М.О"

 

Аннотация. В статье рассматриваются психологические и физиологические аспекты стресса у педагогов. Описываются причины возникновения стресса, его влияние на профессиональную деятельность и здоровье учителей, а также предлагаются методы диагностики и преодоления стресса, направленные на поддержание эмоционального и физического благополучия педагогов.

Ключевые слова: стресс, педагоги, эмоциональное выгорание, психологическая поддержка, физиологические аспекты, профилактика стресса, профессиональное здоровье.

 

Профессиональная деятельность педагога связана с высокой эмоциональной и умственной нагрузкой, что делает учителей одной из самых подверженных стрессу категорий работников. Ежедневное взаимодействие с большим количеством учеников, выполнение административных задач, необходимость постоянно поддерживать высокий уровень внимания и ответственности приводят к накоплению стресса. Следовательно, важно вовремя распознавать психологические и физиологические аспекты стресса, чтобы предотвратить его негативное воздействие на здоровье педагога и его профессиональную деятельность.

Психологические аспекты стресса у педагогов часто связаны с эмоциональным выгоранием. Эмоциональное выгорание проявляется в виде хронической усталости, апатии, чувства бессилия и разочарования в своей работе. Педагог может терять мотивацию и интерес к своей деятельности, что ведет к снижению эффективности преподавания и качества взаимодействия с учениками. Например, учитель, находящийся в состоянии стресса, может стать менее терпеливым, что отрицательно сказывается на его отношении к учащимся и общему эмоциональному фону в классе.

Физиологические аспекты стресса проявляются на уровне организма и могут включать в себя такие симптомы, как головные боли, повышение артериального давления, расстройства сна, хроническую усталость и снижение иммунитета. Длительное воздействие стресса на организм педагога может привести к развитию серьёзных заболеваний, таких как гипертония, сердечно-сосудистые заболевания и даже психосоматические расстройства. Таким образом, стресс оказывает негативное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье педагога.

Для того чтобы распознать признаки стресса у педагогов, важно учитывать как психологические, так и физиологические факторы. Например, учащиеся, коллеги и руководители могут заметить изменения в поведении учителя, такие как раздражительность, снижение мотивации или нарушения концентрации. Сами педагоги также могут осознать, что их эмоциональное состояние ухудшается, и что они испытывают постоянное чувство усталости или подавленности. Диагностика стресса может включать в себя использование опросников для самооценки эмоционального состояния, а также консультации с психологом, который может выявить скрытые признаки стресса и предложить меры поддержки.

Для преодоления стресса у педагогов важно применять комплексный подход, который включает в себя как психологические, так и физиологические методы. В психологическом плане эффективным методом является обучение учителей навыкам управления стрессом и эмоциональной саморегуляции. Например, тренинги по развитию эмоционального интеллекта и управлению временем могут помочь педагогам справляться с эмоциональными перегрузками и находить баланс между работой и личной жизнью.

Физиологические методы направлены на улучшение общего физического состояния педагогов. Регулярные физические упражнения, дыхательные практики и соблюдение режима сна и отдыха могут значительно снизить уровень стресса. Например, йога, плавание или прогулки на свежем воздухе помогают расслабить мышцы и улучшить общее самочувствие, что способствует повышению устойчивости к стрессовым ситуациям.

Помимо этого, важно учитывать, что поддержка со стороны коллег и администрации также играет значительную роль в профилактике стресса у педагогов. Создание комфортных условий труда, возможность обсуждения профессиональных трудностей и участие в командных мероприятиях помогают снизить напряжённость и эмоциональные перегрузки. Педагоги, чувствующие поддержку со стороны коллег, менее подвержены стрессу и лучше справляются с его последствиями.

Таким образом, можно сделать вывод, что стресс у педагогов является серьёзной проблемой, требующей комплексного подхода к диагностике и преодолению. Понимание психологических и физиологических аспектов стресса, своевременная помощь и поддержка, как на уровне индивидуальной работы, так и на уровне всей школы, позволяют предотвратить развитие эмоционального выгорания и сохранить здоровье педагогов.

 

Список литературы

Маслова, М. В. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их

преодоления / М. В. Маслова, Т. 

И.

 

Митичева

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 855-857.

Минакова, А. О. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов о

бразовательных организаций / А. 

О.

 

Минакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 156-158.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×