Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к исторических и культурным ценностям | Феоктистова Оксана Михайловна. Работа №340437
Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам нравственно-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историческими и культурными ценностями. Описываются основные принципы формирования патриотических чувств у детей, а также методы работы с ними, включая использование художественной литературы, народного творчества и культурных мероприятий.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, культура, история, ценности, дошкольники, психология.
Важность нравственно-патриотического воспитания в детском возрасте, несомненно, огромна, поскольку именно на этом этапе формируются основы личности, ценностные ориентации и моральные установки будущего человека. Дошкольный возраст особенно подходит для воздействия на формирование нравственного и патриотического мировоззрения, поскольку дети в это время открыты для новых знаний, легко воспринимают окружающий мир и готовы к подражанию взрослым.
Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
Феоктистова Оксана Михайловна, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад № 148
Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам нравственно-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историческими и культурными ценностями. Описываются основные принципы формирования патриотических чувств у детей, а также методы работы с ними, включая использование художественной литературы, народного творчества и культурных мероприятий.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, культура, история, ценности, дошкольники, психология.
Важность нравственно-патриотического воспитания в детском возрасте, несомненно, огромна, поскольку именно на этом этапе формируются основы личности, ценностные ориентации и моральные установки будущего человека. Дошкольный возраст особенно подходит для воздействия на формирование нравственного и патриотического мировоззрения, поскольку дети в это время открыты для новых знаний, легко воспринимают окружающий мир и готовы к подражанию взрослым.
Приобщение дошкольников к историческим и культурным ценностям способствует развитию памяти, воображения, чувства сопереживания и понимания истории своего народа. Это позволяет детям лучше осознать свою причастность к обществу, уважение к своей стране, культуре и языку. В результате, формируется осознанное понимание понятий "добро" и "зло", а также важности соблюдения законов и норм общественной морали.
Психологические аспекты формирования патриотизма у дошкольников играют важную роль в их нравственно-патриотическом воспитании. В этом возрасте формируются основные ценности, убеждения и стереотипы, поэтому важно внимательно подходить к процессу приобщения детей к историческим и культурным ценностям.
Ребенок воспринимает информацию об истории и культуре через эмоциональное освоение ее. Поэтому важно, чтобы обучение было интересным и доступным, чтобы ребенок мог легко воспринимать и усваивать новую информацию. Использование игр, рассказов, песен и других креативных методик способствует более глубокому внедрению патриотических ценностей в психику дошкольников.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут легко усваивать информацию через визуальные образы, другим помогает личный опыт и практические занятия. Психологический подход к формированию патриотизма у дошкольников помогает успешно интегрировать исторические и культурные ценности в их личностное развитие, делая процесс воспитания более эффективным и продуктивным.
Исторические ценности играют значительную роль в формировании патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с историей своей страны позволяет детям погрузиться в прошлое и понять ценность национальных традиций, героических деяний и духовного наследия. Через изучение исторических фактов и событий дети учатся ценить свою родину, уважать ее достижения и беречь историческое наследие для будущих поколений.
Память исторических событий также способствует формированию патриотических чувств. Рассказы о подвигах предков, о героях, которые сражались за свою страну, вдохновляют детей на самоотдачу, мужество и готовность защищать родину. Приобщение к историческим ценностям помогает детям развивать чувство гордости за свою страну, понимание ценности ее культуры и традиций, а также уважение к предшественникам, которые отстаивали независимость и свободу.
Исторические ценности также помогают формировать у детей понимание своей исторической преемственности, важности связи с прошлым и ответственности за будущее своей страны. Они учитывают, что их поведение и поступки могут повлиять на развитие общества и дальнейшее укрепление единства и гармонии в стране. Таким образом, исторические ценности играют ключевую роль в формировании патриотических убеждений и ценностей у детей дошкольного возраста.
Культурные аспекты приобщения детей к национальным ценностям имеют важное значение в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они способствуют формированию у детей чувства гордости за свою культуру, историю и национальное наследие. Для успешного внедрения культурных аспектов в воспитательный процесс необходимо использовать разнообразные методы и формы работы.
Игры, песни, мультфильмы, сказки и легенды, связанные с национальными традициями и обычаями, помогают детям лучше понять и уважать свою национальную и культурную идентичность. Они также способствуют развитию воображения, эмоциональной сферы и креативности у детей.
Важно также активно использовать праздники, обычаи и традиции народов как источник мудрости, понимания и принятия разнообразия культур и людей. Путем участия в праздниках и тематических мероприятиях дети могут лучше усваивать ценности миролюбия, взаимопонимания и терпимости.
Таким образом, культурные аспекты приобщения дошкольников к национальным ценностям играют существенную роль в формировании у них нравственных и патриотических установок, а также способствуют разностороннему развитию личности.
Список литературы
1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. -С. 130-134.
2. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14.
3. Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.( Белгород, 28 октября 2019 г.) - Белгород, 2019. - С. 109-112.