Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Кузнецова Виктория Александровна. Работа №340536

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

 

«Психологические особенности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Кузнецова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.

Психологические особенности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

 

  Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Слайд

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников свидетельствует, что это в основном парциальные этнокультурные программы, нацеленные на ознакомление детей с традиционной культурой народа. Ознакомлению с социальной действительностью, родным краем как средству патриотического воспитания не уделяется должное внимание.

Слайд

Кроме того, рассмотренные программы изданы в России. В нашей республике этой проблеме не уделяется должного внимания.

Слайд

В то же время существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:

- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей;

- малочисленность высокопрофессиональных кадров занимающихся вопросами патриотического воспитания;

-недостаточное

програмно-методическое

обеспечение образовательного процесса;

- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций.

 

Слайд

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то.

Слайд

Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

 

Слайд

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

 В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Слайд

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Слайд

Слайд

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.

Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

Слайд

Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

 

 

 

 

 

 

Слайд

Средняя группа

Старшая группа

В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.

 

Принципы нравственного воспитания:

 

Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе.

Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности.

Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

 

Слайд

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.

 

Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.

Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребенка. Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников.

 

Слайд

Средняя группа

Старшая группа

В средней группе воспитатель, опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний нередко сначала обращает внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п.

 

В средней группе воспитатель, опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний нередко сначала обращает внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п.

 

 

Слайд

Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка.

 

Слайд

Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, воспитатель не должен осуждать самого ребенка.
Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом.

 

Слайд

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

В младших группах воспитатель стремится возможно чаще одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы

.

 

В средней группе оценки его становятся более мотивированными, включают разъяснение всем детям морального смысла действий и поступков.

 

 

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы.

В группах старшего возраста педагог оценивает детей сдержаннее, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом.

 

 

 

 

Слайд

Воспитание воли и характера в дошкольном возрасте

 

Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не

менее

недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости

замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой

сформированности

волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

 

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.

 

 

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

 

Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

 

 

Слайд

Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личностиребенка, поскольку он пытается приспосабливаться нередко противоречивым требованиям.

В итоге хочу сказать:  Чем мы можем гордиться - так это своей историей. Хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.

2.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания. //Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

4.Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 2.

5.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3 - С. 6-13.

6.Жуковская Р.И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста // Советская педагогика. - 1974. - № 4.

7.Зурабова К. Как воспитывать защитника. //Дошкольное воспитание. 2003. - №2. С.39 – 42.

8. Сайт. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×