Психологические основы воздействия ученика в системе сотрудничества | Олеся Валерьевна Пономарёва. Работа №338054
Необходимым условием успешной реализации педагогического процесса в системе образования является грамотно организованное, профессиональное взаимодействие между педагогом и учениками. Подчеркнем, что именно взаимодействие, а не просто общение как передача знаний. Традиционные для прошлой педагогики субъект-объектные отношения в ходе обучения и воспитания представляются таковыми преимущественно с позиции авторитарного учителя, появляются по сути субъект-субъектными отношениями. И это в корне меняет саму организацию, методологию и технологию педагогической деятельности и всего образовательного процесса.
Семинар № 4 ( Вопрос № 1 « Психологические основы воздействия на ученика в системе сотрудничества.)
Необходимым условием успешной реализации педагогического процесса в системе образования является грамотно организованное, профессиональное взаимодействие между педагогом и учениками. Подчеркнем, что именно взаимодействие, а не просто общение как передача знаний. Традиционные для прошлой педагогики субъект-объектные отношения в ходе обучения и воспитания представляются таковыми преимущественно с позиции авторитарного учителя, появляются по сути субъект-субъектными отношениями. И это в корне меняет саму организацию, методологию и технологию педагогической деятельности и всего образовательного процесса.
Традиционно выделяют следующие компоненты целостной профессиональной педагогической деятельности:
1)
гностический
– содержит в себе познавательную и исследовательскую деятельность учителя, направленную на расширение, углубление и систематизацию собственных профессиональных знаний и умений;
2)
конструктивный
– обеспечивает планирование педагогом своей деятельности и ее результатов;
3)
организаторский
– определяет целенаправленный ход всего педагогического процесса как систематического взаимодействия его субъектов, т.е. предполагает его планомерную специальную организацию, мотивацию, оптимизацию;
4)
коммуникативный
– обеспечивает организацию взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса (учителем, учащимися, родителями, коллегами)
Коммуникация (общение) учителя и учащихся – один из ведущих, результативных компонентов профессиональной педагогической деятельности, в котором реализуется целый ряд функций учителя.
Перечень этих функций можно свести к следующим:
•
информационной,
заключающейся в трансляции, в подаче профессиональных знаний, умений учащимся;
•
мобилизационной,
направленной на мотивацию и активизацию познавательной и учебной деятельности учащихся, поддержание и развитие у них творческого и самостоятельного подхода к получению знаний;
•
развивающей,
направленной на формирование способностей и всех других индивидуально-психологических особенностей личности учащегося;
•
ориентационной,
заключающейся в воспитании у учащихся нравственных и мировоззренческих принципов, системы ценностей, в привитии социально одобряемых норм и способов поведения.
Практически значимым для развития и саморазвития учащихся выступает грамотно организованное и эффективно исполненное в ходе взаимодействия педагогическое воздействие. В отечественной педагогике выделяют прямое (открытое) и косвенное (опосредствованное) воздействие. При прямом воздействии учитель непосредственно обращается к учащемуся с определенными предложениями, оценками или требованиями. Осуществляя косвенное воздействие, педагог реализует свою деятельность посредством ближайшего окружения конкретного субъекта. Изменяя что-либо в социальном окружении, часто через референтное лицо или группу, учитель стремится повлиять на личность или поведение ученика. При этом такие характеристики осуществляемого воздействия, как его продуктивность (эффективность), характер и направленность, могут быть различными. Так, целенаправленное влияние – это продукт сознательной деятельности педагога, когда заранее и четко определены цель, задачи и методы воздействия, а также ожидаемый результат. Нецеленаправленное влияние является незапланированным, случайным и непреднамеренным.
Возникает сугубо практический вопрос: какое воздействие (целенаправленное или нецеленаправленное, прямое или косвенное) предпочтительнее для педагога и учащихся? Ведь любое вмешательство обучающего или воспитывающего может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Профессиональный педагог и учитель всегда должен действовать не стихийно, не импульсивно, но осознанно контролировать собственное профессиональное поведение. Экспромты и принятие нестандартных интуитивных решений возможны п порой, конечно, необходимы в каждой профессии. Но в любой психологической работе с людьми (а именно к такой работе относится нелегкий труд учителя) за всяким внешне неподготовленным педагогическим действием или воздействием должны стоять глубокие, исчерпывающие знания, психологическая культура и соответствующий, систематизированный опыт исполнителя.
Многомерный и многоуровневый процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно и субъективно сложен. На его успешность влияет целый ряд общих факторов и конкретных условий: образование и возраст учителя; стаж педагогической деятельности; неисчислимые личностные профессионально важные качества педагога, в особенности, отношение к выполняемой работе, ученикам и другим членам педагогического коллектива, да и ко всему обществу.
Следует отметить что взаимодействие и коммуникации учителя в учебно-воспитательном процессе затрагивают по крайней мере три социальные сферы: классная среда (школьники), их родители и межличностные отношения в педагогическом коллективе. Общая успешность профессиональной деятельности определяется не только организованностью взаимоотношений и общений с учащимися, но и эффективностью межличностных отношений педагога с коллегами по работе, с родителями учащихся.
В свете нынешней модернизации отечественного образования и проблемной ситуации, сложившейся во многих образовательных учреждениях, все более явственным и необходимым
становится участие психологии в решении многих возникающих трудностей и проблем. Для этого настоятельно требуется (в качестве фона, предпосылки) повышение общесоциальной, общекультурной образованности учащихся, их родителей и педагогов, важными компонентами которой выступают социально-психологическая грамотность и культура населения.