Психологические особенности аутоагрессивного поведения подростков и способы его коррекции | Князева Надежда Георгиевна. Работа №364400
Выполняя главную задачу своей работы - адаптацию аутоагрессивных подростков, можно заметить такую закономерность, что чем качественнее выполнена первичная диагностика вновь поступивших подростков, тем эффективней дальнейшая работа. Проводя длительные наблюдения за развитием и становлением личностных характеристик учащихся, я пришла к выводу. Что наиболее эффективными методами являются воспитание коллективом, максимальная физическая нагрузка, трудотерапия и повышение культурного уровня подростков. Эти данные получены в результате анализа проделанной работы. Совместная работа всех служб и подразделений это залог успеха. Требования к подросткам должны быть одинаковыми. Выполнение режима для проживающих в общежитии, строгий контроль над посещаемостью, как теоретических, так и практических занятий. При регулярном контроле в начале учебного года в дальнейшем это становиться обычным навыком поведения. Работа педагогов направлена на большую занятость подростков, как в течение дня, так и в вечернее время.
«Психологические особенности аутоагрессивного поведения подростков и способы его коррекции»
С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще.
Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить подростков договариваться друг с другом. Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения.
Что же такое агрессия?
Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессия – это «разовый» поступок, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
Агрессивность – это свойство личности, выраженное в готовности к агрессии, это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Аутоагрессивное поведение - это вид агрессии, который ребёнок/подросток использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизмами и т.д.
Аутодеструктивные формы поведения – это все виды поведенческих отклонений ведущих к разрушению личности.
Самоубийство (суицид) – это свободное и намеренное прекращение своей жизни. При самоубийстве человек имеет цель и мотив, который побуждает его к действию. Причина суицида – неразрешимый конфликт личности с окружением и психосоциальная дезадаптация.
В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в другой мир, также она видится средством наказания обидчиков.
Суицид – это наиболее явная, отчетливая форма аутодеструктивного поведения. Самоубийство подростков – это крик о помощи.
Аутоагрессия, как нарушение норм поведения, в последние годы приобрела массовый характер. Эта проблема находится в центр внимания, как педагогов, так и общественности. Подростковый возраст – это время когда строятся планы на будущее. У подростков склонных к аутодеструкции будущего нет, если не корректировать модель его поведения. Подросток в силу незрелости своего умственного развития и нестойкости психики не осознает в полной мере силы разрушающего воздействия, которое он оказывает на свой организм. Аутоагрессия угрожает жизни и здоровью подростка, так как ведет не только к психической, но и физической деградации личности. Подросток, имеющий одно из деструктивных отклонений, если с ним не работать в плане мотивации к изменению поведения, то количество и качество отклонений идет в сторону увеличения. Нарастание идет со скоростью «снежного кома». Помочь себе сам подросток не может, а просить помощи у педагогов он не хочет, так как он не осознает всей ответственности за себя самого и свое будущее. Вовлечение подростка в один вид отклоняющегося поведения влечет за собой и другой.
Подростки сегодня особенно нуждаются в помощи преподавателей, воспитателей и наставников. Актуальны методы, основанные на учете принципов индивидуального подхода в коррекционной работе с подростками. Средства воспитательной работы должны подбираться исходя из личностных характеристик каждого отдельного подростка. Так же нельзя упускать из виду, что подросток это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных недостатков, есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития подростка, непосредственно связанные с общим развитием личности. Таким образом, основной целью работы создание условий для позитивной социализации подростков, снижение уровня аутоагрессии.
Профилактика аутоагрессивного поведения в наше время – это серьезная проблема, которую необходимо решать комплексно. Выше уже говорилось о том, что пустоты не бывает. Энергия ребят всегда найдет выход. Поэтому нужно создать пространство, в котором комфортно было бы всем и учащимся и преподавателям. По наблюдениям, аутоагрессия подростков имеет глубокие корни, основа которых нереализованность возможностей или как говорят ученые «низкий жизненный старт». Мир для этих подростов видится в сером цвете.
Таким образом наша задача - поднять планку уверенности в себе учащихся, научить их не бояться трудностей, взаимодействовать с обществом.
Главный фактор успешности всех форм работы – четкое взаимодействие всех структур учебно-воспитательного процесса.
В заключение моего выступления хотелось бы дать общие рекомендации о том, как вести себя с учащимся, который на ваш взгляд, склонен к аутоагрессивному поведению или имел в прошлом попытки к самоубийству:
Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.
Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».
Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение
.
Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Кроме этого, снизить риск возникновения суицидальных намерений ребенку помогут:
Творческие планы и замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе, и т.п.), что обеспечивает основы для реальной уверенности в себе.
Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и выстоять жизненные испытания.
Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физических страданий или ущерба.
Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти).
Морально-этические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.
Заключение.
Выполняя главную задачу своей работы - адаптацию аутоагрессивных подростков, можно заметить такую закономерность, что чем качественнее выполнена первичная диагностика вновь поступивших подростков, тем эффективней дальнейшая работа. Проводя длительные наблюдения за развитием и становлением личностных характеристик учащихся, я пришла к выводу. Что наиболее эффективными методами являются воспитание коллективом, максимальная физическая нагрузка, трудотерапия и повышение культурного уровня подростков. Эти данные получены в результате анализа проделанной работы. Совместная работа всех служб и подразделений это залог успеха. Требования к подросткам должны быть одинаковыми. Выполнение режима для проживающих в общежитии, строгий контроль над посещаемостью, как теоретических, так и практических занятий. При регулярном контроле в начале учебного года в дальнейшем это становиться обычным навыком поведения. Работа педагогов направлена на большую занятость подростков, как в течение дня, так и в вечернее время. Подростки даже в состоянии выраженной агрессии доступны коррекции. Во всех случаях должна быть альтернатива для выхода энергии подростка. Молодые люди в праве иметь возможность в любой момент позаниматься спортом, рисовать, танцевать или сделать что-то полезное для себя и окружающих. Переключение внимания на различные занятия и увлечения ведет за собой выход энергии из негатива в позитив. Все знают, что в природе ничего не исчезает и есть возможность не только подавить бешеную энергетику подростка, а научиться направлять в позитивное русло.