Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические особенности детей с ТНР | Дорофеева Наталья Юрьевна. Работа №329304

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

 Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, несформированностью смысловой речи, ребенок не может построить фразу. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

 

Психологические особенности детей с ТНР.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я расскажу вам о психологических особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи. Это важно знать, потому что таких детей много и в массовых садах.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, несформированностью смысловой речи, ребенок не может построить фразу. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании психических процессов у детей. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом, т. е. память, мышление, внимание, восприятие, воображение.
Особенности развития восприятия:
нарушение слухового восприятия. В некоторых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи
нарушение зрительного восприятия. Бедность зрительных представлений. Детям характерна бедность представлений об окружающем; пространственные нарушения (например, трудности ориентировки в пространстве при рисовании и конструировании; при складывании картинки из частей).
Особенности развития памяти:
Отмечается снижение продуктивности запоминания
Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
Следует отметить, что уровень памяти снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
неустойчивость
трудности переключения и распределения внимания между действием и словом
трудности в планировании и контроле своих действий (дети не замечают свои ошибки и не исправляют их
частые отвлечения от задания
Особенности развития мышления:
с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
словесные задания логической направленности вызывают трудности.
недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
трудности в установлении причинно-следственных связей
отставание в развитии наглядно- образного мышления
Особенности эмоционально –волевой сферы:
Эмоциональная незрелость
Трудности произвольного поведения, гиперактивность
Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
Нарушение коммуникативной функции, негативизм
Заниженная самооценка
Повышенная обидчивость, ранимость, уход от общения
Тревожность, пугливость, заторможенность
Агрессивное поведение
заторможенность, грубость, непослушание, суетливость
плохо приспосабливаются к изменению обстановки
Особенности деятельности.
Игровая деятельность:
• трудности взаимодействия со сверстниками;
• трудности в играх с правилами;
• часто игры носят подражательный характер;
• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный,
не имеет целенаправленного характера.
Изобразительная деятельность:
• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию;
• бедность сюжетов, узость тематики.
Учебная деятельность:
• низкая общая организованность;
• рассеянность внимания;
• слабость переключения внимания;
• уход от трудностей;
• низкий самоконтроль;
• трудности в анализе образца;
Музыкальная деятельность:
нарушение музыкального восприятия и слуха
нарушения ритма и темпа
недостатки в речевом дыхании
нарушения звукопроизношения
изменения в развитии двигательных способностей
Моторика:
нарушение равновесия, точности движений
нарушение координации движений
нарушение мелкой моторики пальцев рук (нет точности движений, снижена скорость выполнения заданий)
Таким образом, дети с речевыми нарушениями требуют нашего с вами пристального внимания и особой работы.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×