Психологические особенности подростков с высоким интеллектом | Мамбетов Максим Нурымбаевич. Работа №337919
Каждый человек, достигший определенного возраста, знает, что такое эмоции, так как с самого раннего детства и в течение всей жизни чувствует этот происходящий в нем психический процесс. Но при описании и объяснении своего эмоционального состояния, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, чувства эмоционально окрашиваются и с трудом поддаются формальному описанию. При этом через эмоции наше восприятие мира выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Ведь эмоции это объективно существующее явление природы; они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность и вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций. Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эмоциональные состояния. Так одним из самых распространенных психических состояний является психическая (эмоциональная) напряженность, и это состояние занимает особое место в эмоциональном мире.
Ключевые слова: психическое состояние; эмоциональная напряженность; подростки с нарушением интеллекта; психолого-педагогическое сопровождение
Аннотация. В статье представлены теоретические подходы к пониманию феномена «эмоциональная напряженность» в психологии. Рассматриваются особенности проявления эмоциональной напряженности у подростков с интеллектуальными нарушениями и его неблагоприятные последствия для развития личности подростка. Ставится проблема важности своевременной диагностики детей с устойчиво высокой эмоциональной напряженностью для коррекции имеющихся психофизических нарушений.
Каждый человек, достигший определенного возраста, знает, что такое эмоции, так как с самого раннего детства и в течение всей жизни чувствует этот происходящий в нем психический процесс. Но при описании и объяснении своего эмоционального состояния, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, чувства эмоционально окрашиваются и с трудом поддаются формальному описанию. При этом через эмоции наше восприятие мира выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Ведь эмоции это объективно существующее явление природы; они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность и вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций. Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эмоциональные состояния. Так одним из самых распространенных психических состояний является психическая (эмоциональная) напряженность, и это состояние занимает особое место в эмоциональном мире.
Проблема изучения психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии в 1963 году профессором Н.Д.Левитовым в связи с возникшими вопросами по воспитанию подрастающего поколения и до настоящего времени является слабоизученной областью психологии и педагогики. «Для полного и всестороннего понимания психической деятельности как отражения предметов и явлений объективного мира в мозгу человека следует рассматривать эту деятельность не только как непрерывно изменяющиеся психические процессы и устойчивые особенности личности, но и как временные и вместе с тем целостные психические состояния», отмечает автор. При определении понятия «эмоциональная напряженность» Э.Л.Носенко опирается на диалектико-материалистическое понимание сущности психики человека как отражения, деятельность при этом рассматривается как процесс, в котором происходит переход отражаемого в отражение. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что для возникновения отражения необходима также деятельность субъекта по отношению к отражаемой деятельности. Под психической напряженностью понимается состояние, возникающее у человека в трудных и критических условиях, являющееся своеобразной формой отражения субъектом трудной ситуации, в которой он находится.
Психическое состояние имеет в человекознании огромное значение, поскольку это состояние существенно определяет характер целеполагания в деятельности человека. В научной литературе авторы разделяются во мнении о понятии “психическое состояние”. В начале 20 века отечественные и зарубежные ученые с разных позиций изучали феномен психической (эмоциональной) напряженности. Теоретические и научные представления при этом разделились при определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. Особенно подробно разделение понятий описывает Н.Д.Левитов. Его определение представляется наиболее полным и простым: «психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».
Состояние психического напряжения авторами исследуется в двух формах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов организма и в тормозных реакциях. Е.П.Ильин описывает физиологические изменения при высокой эмоциональной напряженности человека на примере парашютистов перед прыжком. Исследователь констатирует увеличение мышечной силы и расстройство моторной координация. Э.Л.Носенко описаны речевые изменения при эмоциональной напряженности: активация спонтанной речи – резко возрастает количество привычных речений, слов – «паразитов», клише. Е.А.Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомоторной деятельности при воздействии сильных эмоциональных факторов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выполнения своих функций; 3) полная заторможенность действий. Нужно отметить, что до 60-х годов 20 века при анализе напряженности исследователи связывали ее преимущественно с особенностями ситуаций и стимулов, воздействующих на человека. Такой подход сводился к тому, что исследователи вначале, для того чтобы вызвать реакцию, стремились «найти те факторы окружения, которые действуют в качестве стрессоров».
В свою очередь понятие «психическая напряженность» используется некоторыми авторами для обозначения состояний, оказывающих отрицательное влияние на деятельность, в этом случае оно противопоставляется понятию «напряжение». Так, П.Б.Зильберман считает, что состояние напряженности «должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума».
Таким образом, можно заключить о несостоятельности попыток дать так называемые ситуационные определения психической напряженности, т.е. раскрыть ее природу через «объективные», физические характеристики стимуляции. Наряду с указанием на особый характер условий, порождающих напряженность, исследователи описывают изменения, наблюдаемые при этом как в физиологических системах, так и в деятельности, поведении человека, что характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что, в конечном счете, приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряженности, испытывают нередко чувства безразличия, обреченности и депрессии. Что касается формы напряженности по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трех видов: 1) незначительная, быстро исчезающая; 2) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности и 3) длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры. Именно в этом свойстве состояния напряженности как психические явления выполняют функцию ориентирования субъекта в предметном мире, участвуя в регуляции деятельности.
«...Деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения». Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится.
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые, как уже отмечалось, играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом. Отсюда употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и др. На основе предлагаемой А.Н.Леонтьевым классификации некоторые авторы делают попытку дифференцировать эмоциональные компоненты напряженности. Так, О.В.Овчинникова и В.К.Вилюнас считают, что проблематика напряженности охватывает лишь влияние на деятельность аффектов и эмоций. Они выделяют два подвида эмоциональной напряженности: аффективную и собственно эмоциональную. Авторы пишут: «…Принципиально различное влияние эмоций на деятельность разбивает проблематику стресса соответственно на проблемы аффективного и эмоционального (в узком смысле) стресса, которые можно рассматривать в известных пределах независимо». Так, М.И.Дьяченко выделяет следующие виды психической напряженности: перцептивную (возникающую, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации); интеллектуальную (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации); эмоциональную (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевую (при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационную (связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска). Л.В.Куликов вообще считает, что добавлять к слову
«напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение без эмоциональным. Заявление излишне категорично, хотя по своей сути справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развивающая сильная эмоция. Недаром Н.И.Наенко и О.В.Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким темпом работы. При этом виде напряженности эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональной напряженности.
Л.Г.Дикая рассматривает высокую степень выраженности состояния психической напряженности как неблагоприятное в контексте развития негативных эмоциональных переживаний или отрицательных функциональных состояний. Убедительные данные, подтверждающие факт дезорганизующего воздействия эмоциональной напряженности на способность человека к осуществлению адекватных действий, обобщены в исследованиях ряда авторов, таких как Л.П.Гримак, Д.Н.Завалова, В.А.Пономаренко, Л.Г.Дикая, Э.Л.Носенко и др. Все вышеупомянутые исследования применены и описаны на людях с сохранным интеллектом. Но ведь этим психическим состоянием необделены и дети с нарушенным интеллектом. Как же проявляется эмоциональная напряженность у подростков с нарушением интеллекта, если в норме адекватное отражение в психике человека его «соотнесение с самим собой», и есть эффект деятельности, понимая что специфические особенности умственно отсталых старшеклассников это неполная осознанность, поверхностность, формальность в причислении себя к полу, иногда – неприятие своей половой роли; представления о своей социальной роли размыты, малосодержательны, часто идеализированы и инфантильны.
Внешнее поведение у подростков с нарушением интеллекта как показатель эмоциональной напряженности может вводить в обман и преднамеренно маскироваться, так как одна и та же внешняя форма поведения может выражать разные психические состояния (например, застывшая мимика бывает при напряжении внимания и при рассеянности, при страхе и при удивлении). Учитывая психофизические особенности подростков с интеллектуальными нарушениями, эмоциональная напряженность особенности негативно влияет на характер поведения, общение, социально значимые умения, социальный статус затрудняет их личностное развитие и процесс социальной адаптации. Эмоциональному состоянию подростков с интеллектуальным нарушением и как следствие отклоняющему поведению, посвящено значительное число работ. Тем не менее, преобладает литература ознакомительного и рекомендационного характера имеющие психолого-педагогические исследования, которые основываются как на оценке вербальной информации, так и на результатах экспериментальных или воспитательных воздействий. Между тем, такие исследования должны опираться, как на длительные практические исследования при работе с детьми, так и на изучение психофизических особенностей непосредственного поведения подростка, которые могут быть выявлены только путем объективного исследования, когда исключены всякие направленные воздействия.
В возрастной и педагогической психологии проблема эмоциональных состояний исследовалась мало. Феномен эмоциональной напряженности в детском и подростковом возрасте является темой, наименее изученной в области психических состояний. Представляется важным специальный анализ теоретических подходов к проблеме эмоциональной напряженности в коррекционной школе, а также изучения специфики возникновения напряженности у подростков, обучающихся в условиях коррекционного интерната.
Подростки с интеллектуальными нарушениями, находящиеся в сложных социальных условиях коррекционного образовательного учреждения (интерната), нередко с социальными проблемами в семье, в силу своей высокой чувствительности, испытывают повышенную эмоциональную напряженность, причины которой усугубляют психофизиологические особенности и социальные условия жизни подростка (воспитание в закрытом учреждении интернатного типа, вне семьи). В результате этого, имея особенности развития, подросток имеет ряд психологических проблем – пониженную самооценку, нереализованность личных и творческих возможностей, асоциальность в поведении, повышенную тревожность, фрустрированность, что препятствует полноценной социализации. Выявление и соответствующая интерпретация состояний эмоциональной напряженности подростков с нарушением интеллекта, обучающихся и воспитывающихся в коррекционном интернате, являются актуальными для проведения соответствующей психологической коррекционной деятельности с целью развития и поддержки личности подростка, отвечающей профессиональным и социальным требованиям общества, в целях ее адаптации в современных динамично-изменяющихся социально-экономических условиях.
Подростковая эмоциональная напряженность – один из главных факторов неустойчивого поведения подростков. Выражается напряженность в таких состояниях, как агрессивность, тревожность, фрустрация, ригидность. Наибольшая опасность в таком состоянии старшеклассников связана с текущей и переходящей в перманентную эмоциональную реакцию. В норме, это состояние заканчивается эмоциональной вспышкой, которая способна изменить эмоциональное состояние и, если этого не происходит, перерастает в патологию. Подростки в таком состоянии ощущают беспричинное беспокойство и переживания. Эмоциональная напряженность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. В подростковом возрасте причины эмоциональной напряженности становятся более разнообразными; возникновение такого состояния может быть связано с различными факторами:
положением
дел
в
школе
(школьные
неприятности:
двойки,
замечания,
наказания;
напряжение,
связано с
резким
неприятием
школы
и
учителя);
обстановкой
в
семье
(домашние
неприятности:
отрицательные
переживания
родителей,
наказания);
взаимоотношениями
с
товарищами
(неблагополучие
в
общении
со
сверстниками;
будут
дразнить,
засмеют);
личностными
особенностями
(неуверенность
в
себе,
чувство
неполноценности);
психопатологические
особенности
и
особенности
в
развитии.
Хотя все подростки испытывают некоторое напряжение вследствие специфических для этого возраста психологических трудностей, подростки с интеллектуальными нарушениями находятся как бы в двойной зависимости. Они зависят от того, удовлетворены ли потребности, и потому обычно носят полюсный характер. Всякий объект, который удовлетворяет ту или иную потребность человека, вызывает положительные переживания. Объекты, препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают соответственно отрицательные переживания. Русский психиатр П.Б.Ганнушкин писал: «Чтобы чувство взяло верх над разумом, нужно, чтобы разум был слаб». Эмоции подростка с интеллектуальными нарушениями недостаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Проявлением незрелости личности подростка является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Им свойственна эмоциональная неустойчивость, раздражительность, ипохондричность и плаксивость. Они с легкостью устанавливают взаимоотношения со сверстниками, учителями и легко их нарушают. Характерной чертой для них является повышенная обидчивость, эмоциональная ранимость, аффективная возбудимость. Они отличаются подвижностью, шаловливостью, проказами, в своем поведении часто оказываются на грани допустимого, не замечая, переходят эту грань, превращаясь в асоциальных подростков с аддиктивным поведением. Нарушенное поведение как форма реакции на психологическую трудность у них быстро приобретает стереотипный характер и при неблагоприятном моральном климате превращается в ведущую форму социального поведения. И если формы психолого-педагогического сопровождения становятся благоприятными, изменяется его поведение в эмоциональной сфере, и в случаях, когда нарушенное поведение еще не является стереотипным, оно со временем, изменяется в лучшую сторону.
Проблема воспитания, развития личности, формирования поведения широко освещается в педагогической литературе. В настоящее, современное время, время перемен в педагогике и психологии психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательной коррекционной школе ведется согласно ГОС и предполагает стандартный подход к коррекционной работе с подростками. Однако комплексной и непротиворечивой системы еще не создано в отношении психолого-педагогического сопровождения подростков с эмоционально опасным поведением и это во многом указывает на концептуальную неопределенность, так же не проработанностью методологических основ комплексной системе, требующей индивидуального подхода к данной проблеме. Состояние волевой активности характеризуется сознательной и избирательной целенаправленностью.
Психолого-педагогическое значение исследований эмоциональной напряженности связано с тем, что психолого-педагогическое сопровождение как процесс создания условий для стимулирования личностного развития, предполагает своевременное выявление таких эмоциональных нарушений у подростков на базе коррекционного интерната и организации психолого-педагогической коррекции.