Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников | Роман Асем Ерболкызы. Работа №330040
Аннотация: в статье раскрываются вопросы профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии. Рассматривается процесс профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности и формы информационного сопровождения в юношеском возрасте.
Ключевые слова: профессия, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, юношеский возраст, профконсультация, профинформация.
Человек является саморегулирующей, динамической системой, и это означает, что он постоянно развивается, меняется, раскрывает в себе личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения.
«Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников»
Аннотация: в статье раскрываются вопросы профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии. Рассматривается процесс профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности и формы информационного сопровождения в юношеском возрасте.
Ключевые слова: профессия, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, юношеский возраст, профконсультация, профинформация.
Человек является саморегулирующей, динамической системой, и это означает, что он постоянно развивается, меняется, раскрывает в себе личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения.
Тема профессионального самоопределения была всегда актуальной. Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные времена, когда появляется «разделение труда». Так, Н.С. Пряжников указывает на невоз- можность дальнейшего развития общества без специального внимания к про- блеме профессионального самоопределения.
В научной литературе накоплен достаточно богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, отражающийся в разработках основных положений деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и классических исследованиях Е.А.Климова, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, С.Н.Чистяковой и др.
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными труды зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А.Маслоу, Дж.Голланда, Э.Берна, Д.Сьюпера, Э.Гинзберга, В.Р.Шмидт и др.
В концепции модернизации российской системы образования социально-профессиональное самоопределение рассматривается как цель общего среднего образования.
В связи с этим именно социально-профессиональное самоопределение выдвигается сейчас на первое место. С.Н.Чистякова называет причины сложившегося положения, заключающиеся:
в отсутствии государственной заинтересованности в социальном сопровождении
подготовки
будущих
кадров
еще
на
школьной
скамье
(выпускники);
в нежелании педагогической общественности уделять должное внимание
психолого-педагогической
поддержке
самоопределения
школьников.
В Казахстане только начали говорить и приходить к общему пониманию о профессиональной ориентации, но пока больших и серьезных шагов в этом направлении ещё не предпринято, как и не внедрено никаких механизмов.
На сегодняшний день в школах нет психологов-профориентаторов, которые могли бы проводить психологическую диагностику, потому как в вузах не готовят специалистов по профориентационной деятельности. Школа, единолично решая задачу по профориентации молодежи, сталкивается с такими проблемами, как отсутствие сведений о востребованных специальностях на рынке труда, нехватка информации о современных профессиях, отсутствие специальной подготовки школьных психологов к проведению профориентационной работы.
В Республике функции профориентатора формально закреплены за педагогами школ (в основном это завучи либо школьные психологи), которые вследствие перегруженности обязанностями ограничиваются организацией презентаций вузов в школах. На данный момент сотрудникам школ не предоставляется возможности повышения квалификации по профориентации в соответствии с требованиями современного рынка труда. Основной целью профессиональной ориентации является оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами, способностями, наклонностями личности и потребностями рынка труда.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.
В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:
1
путь
–
процесс
профессионального
самоопределения,
при
котором
учитываются лишь социальные и социально-психологические детерминанты, а
личностные особенности не являются детерминантными. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном
случае
полезависим
от
окружающих
в
своем
профессиональном становлении;
2
путь
–
процесс
профессионального
самоопределения,
при
котором
индивидуально-психологические
особенности
влияют
на
успешность
профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к
успеху в профессии. Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии
и
профессионального
учебного
заведения,
рода
работы
осуществляется
в выпускных классах общеобразовательной школы. У большинства молодых
людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:
Расхождение
понятий
«работа»
и
«профессия»;
Расхождение
между
оплачиваемостью
работы
и
собственными
интересами.
Успех профессионального образования определяется значимым психологическим компонентом как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
В общем виде готовность представляет собой синтез психологических феноменов, таких как настрой личности перед осуществлением деятельности, внутренняя позиция личности, подготовленность к деятельности.
Для учащихся школ основной задачей является формирование общей готовности к самоопределению (в особых случаях это может быть и конкретный выбор, например, выбор специализированной школы для одаренных), а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе.
Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Для решения в исследовании поставленных задач мы включили психодиагностический инструментарий, который состоит из следующих методик: Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) Дж. Холланда; дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова; самоактуализационный тест (САТ).
Эмпирическое исследование проводится в несколько этапов, что позволяет достаточно дифференцировано подойти к изучению психологических особенностей профессионального самоопределения старших школьников.
Таким образом, на сегодняшний день вопросы профессионального самоопределения молодого поколения и изучение различных научных подходов в области проблем профессионального ориентирования и ее специфических особенностей остаются актуализированными и движущими силами научности в сфере выбора профессии.