Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологические особенности работы с одаренными детьми в школьной среде | Бодорина Наталья Александровна. Работа №349807

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы педагога-психолога с одаренными детьми в школьной среде. Рассматриваются психологические аспекты и трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети, такие как социальная адаптация, эмоциональные и когнитивные особенности. Приводятся рекомендации по созданию оптимальных условий для развития потенциала одаренных школьников, а также по поддержке их эмоционального и социального благополучия.

Ключевые слова: одаренные дети, школьная среда, педагог-психолог, социальная адаптация, когнитивное развитие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Бодорина Наталья Александровна, педагог-психолог

ГБОУ «Гимназия городского округа Макеевка» ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы педагога-психолога с одаренными детьми в школьной среде. Рассматриваются психологические аспекты и трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети, такие как социальная адаптация, эмоциональные и когнитивные особенности. Приводятся рекомендации по созданию оптимальных условий для развития потенциала одаренных школьников, а также по поддержке их эмоционального и социального благополучия.

Ключевые слова: одаренные дети, школьная среда, педагог-психолог, социальная адаптация, когнитивное развитие.

 

Одаренные дети обладают высоким уровнем когнитивных и творческих способностей, что позволяет им быстрее и глубже усваивать учебный материал. Однако такие дети часто сталкиваются с уникальными психологическими трудностями, связанными с социальной адаптацией, эмоциональными перегрузками и необходимостью соответствовать высоким ожиданиям окружающих. В школьной среде педагог-психолог играет ключевую роль в создании условий для гармоничного развития одаренных учеников, поддержки их эмоционального состояния и помощи в решении возникающих трудностей.

Психологические особенности одаренных детей включают высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей, развитую познавательную потребность и стремление к саморазвитию. Эти дети обычно быстро усваивают новый материал, легко решают сложные задачи и проявляют интерес к многим областям знаний. Однако, несмотря на их когнитивные преимущества, одаренные дети могут испытывать психологические сложности, такие как:

- Социальная изоляция. Из-за своих необычных способностей одаренные дети часто выделяются среди сверстников, что может привести к социальной изоляции и проблемам в общении.

- Эмоциональная нестабильность. Высокая эмоциональная чувствительность, характерная для одаренных детей, может приводить к стрессу, тревожности и даже депрессии, особенно в ситуациях, когда они не соответствуют своим или чужим ожиданиям.

- Перфекционизм. Стремление к идеалу часто мешает таким детям завершать начатые задачи или приводит к страху неудачи, что становится источником внутреннего конфликта.

Изучение психологических особенностей одаренных детей позволяет педагогу-психологу строить подходы, ориентированные на поддержание их личностного и эмоционального равновесия.

Работа с одаренными детьми требует применения специализированных подходов, способствующих их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Для успешного взаимодействия педагогу-психологу рекомендуется учитывать следующие методы и приемы:

1. Развитие эмпатии и навыков общения. Одаренные дети нуждаются в поддержке в сфере коммуникации со сверстниками. Психолог может проводить групповые занятия, направленные на развитие эмпатии и понимание чувств других людей. Это способствует улучшению социальной адаптации.

2. Поддержка эмоциональной стабильности. Важно обучить одаренных детей методам саморегуляции и контроля эмоций. Для этого полезно использовать такие техники, как медитация, дыхательные упражнения и когнитивно-поведенческие приемы для снижения уровня тревожности и стресса.

3. Создание условий для развития познавательного интереса. Педагогу-психологу необходимо взаимодействовать с педагогическим коллективом и семьей ребенка, чтобы создать условия для развития его способностей, предлагая дополнительные задания, участие в конкурсах и олимпиадах, исследовательскую деятельность.

4. Индивидуальная поддержка. Психологическое сопровождение должно быть индивидуализированным. Важно регулярно обсуждать с одаренным ребенком его интересы, цели и затруднения, помогая ему справляться с внутренними конфликтами и давлением со стороны окружающих.

5. Снижение давления и развитие адекватной самооценки. Важно работать с родителями одаренных детей, чтобы избежать чрезмерных ожиданий. Необходимо объяснять родителям и ребенку важность формирования здоровой самооценки и принятия возможности ошибок и неудач, что способствует улучшению эмоционального состояния.

Рассмотрим примеры программ и практик для работы с одаренными детьми.

Программы с акцентом на развитие когнитивных способностей и критического мышления помогают одаренным детям глубже изучать интересующие их области, сохраняя при этом баланс между обучением и отдыхом.

Групповые занятия и тренинги, направленные на формирование навыков общения и эмпатии, способствуют снижению уровня социальной изоляции и улучшению отношений с одноклассниками.

Индивидуальные консультации с педагогом-психологом помогают детям управлять своими эмоциями, справляться со стрессом и тревожностью. Такие занятия укрепляют уверенность в себе и уменьшают негативные переживания.

Педагог-психолог может организовывать семинары и консультации для родителей одаренных детей, объясняя им особенности воспитания и развития. Это помогает родителям лучше понимать психологические потребности ребенка и оказывать ему необходимую поддержку.

В заключение отметим, что работа с одаренными детьми требует от педагога-психолога учета их уникальных психологических особенностей и потребностей. Одаренные дети часто сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, испытывают высокую эмоциональную чувствительность и сталкиваются с давлением ожиданий со стороны окружающих. Комплексный подход, включающий индивидуальную и групповую работу, психологическую поддержку и развитие навыков саморегуляции, позволяет создать благоприятные условия для их обучения и личностного развития. Эффективная поддержка со стороны педагога-психолога способствует не только раскрытию потенциала ребенка, но и сохранению его психологического благополучия.

 

Список литературы

1. Куликова, Л. П. (2019). «Социальная адаптация одаренных детей в школьной среде: методические рекомендации для педагогов-психологов». Вопросы современной психологии, 6(1), 12–20.

2. Морозова, М. В. (2021). «Развитие эмпатии и навыков общения у одаренных школьников». Журнал психолого-педагогических исследований, 8(2), 47–53.

3. Платонов, Ю. С. (2022). «Особенности работы с родителями одаренных детей в школе: теоретические и практические аспекты». Практическая психология в образовании, 10(4), 36–44.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×