Психологические особенности ребенка с признаками одаренности. | Астукова Александра Сергеевна. Работа №342164
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных сферах.
Психологические особенности ребенка с признаками одаренности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных сферах. У одаренных детей наблюдается высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана
с проявлением того или иного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игрой, конструированием, изобразительной
и другими. Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности.
Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем -
к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше,
чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности
в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренные дети имеют широкий круг интересов и увлечений, они знают множество разнообразных игр, зачастую у них имеется
какое-нибудь увлекательное хобби, их отличает высокая любознательность
и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения
и развивается по мере его взросления. У разных детей он различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище
и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется
уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению
к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов,
для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество
так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать,
что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике.
У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений .Одаренных детей отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем.
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это высокой степенью погруженности в задачу; возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех
на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда
такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным
и сравнительно долговременным заданиям.
Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что выражается
в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом,
в неустойчивости внимания.
Практически прямо противоположные качества демонстрируют
в этом плане одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Такие дети помнят практически
все занятия, которые проводят с ними педагоги, быстро запоминают прочитанное, имена героев. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас. Многие дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность
и другие интеллектуальные и личностные качества.
Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить
по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе
и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и с определенными трудностями. В первую очередь это связано с отношением родителей к одаренности своих детей. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обуславливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию
в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление
к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявления индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение
и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличить творческие
и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий, негативно сказывается на одаренности ребенка.
Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, так как его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.
Литература:
1.Выготский Л.С.Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.М.,1991.
2.Белова Е.С.Одаренность малыша :раскрыть, понять, поддержать.М.,1998.
3. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
4.Дружинин В.Н.Психология общих способностей .СПб., 1999.
5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
6. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии.- 2003.- № 4.- С. 16.
7. Панов В. И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
8.Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю.Головин.- Минск: Харвест, 1998.-800 с.