Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологический портрет малолетнего преступника: факторы, формирующие девиантное поведение | Голик Сергей Алексеевич. Работа №353056

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на формирование личности малолетнего преступника. Особое внимание уделено психологическим и социальным аспектам, которые определяют девиантное поведение. Анализируются причины, связанные с эмоциональной нестабильностью, социальным окружением и недостатками воспитания, а также их влияние на подростковую преступность. Автор подчеркивает значимость педагогического подхода в образовательных учреждениях для профилактики девиантного поведения и формирования правосознания у подростков.

Ключевые слова: малолетний преступник, девиантное поведение, подростковая преступность, социальные факторы, психологические аспекты, правовое воспитание, профилактика.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МАЛОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Голик Сергей Алексеевич, преподаватель

ЧПОУ «Анапский индустриальный техникум», филиал в г. Абинске

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на формирование личности малолетнего преступника. Особое внимание уделено психологическим и социальным аспектам, которые определяют девиантное поведение. Анализируются причины, связанные с эмоциональной нестабильностью, социальным окружением и недостатками воспитания, а также их влияние на подростковую преступность. Автор подчеркивает значимость педагогического подхода в образовательных учреждениях для профилактики девиантного поведения и формирования правосознания у подростков.

Ключевые слова: малолетний преступник, девиантное поведение, подростковая преступность, социальные факторы, психологические аспекты, правовое воспитание, профилактика.

 

Проблема малолетней преступности является актуальной для современного общества. Подростки, вступающие на путь преступной деятельности, оказываются в зоне особого внимания не только правоохранительных органов, но и педагогов, которые играют ключевую роль в их социальной адаптации и формировании правосознания. Психологический портрет малолетнего преступника представляет собой сложное сочетание личностных, эмоциональных и социальных факторов, которые в совокупности способствуют девиантному поведению.

С точки зрения психологии, одним из основных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, является эмоциональная нестабильность. Подростки, склонные к импульсивности и недостаточному контролю над своими эмоциями, чаще совершают противоправные поступки. Это может быть связано с переживаниями, вызванными сложной семейной ситуацией, стрессом или дефицитом эмоциональной поддержки. Чувство одиночества, непризнанности и недостатка любви со стороны близких зачастую становятся триггерами для развития агрессии или антисоциального поведения.

Социальная среда также играет ключевую роль в формировании личности малолетнего преступника. Неблагоприятные условия жизни, низкий уровень дохода семьи, отсутствие положительного примера со стороны взрослых или пребывание в окружении, склонном к асоциальному поведению, усиливают риск развития преступной деятельности. В подростковом возрасте особое значение приобретает влияние сверстников. Подростки нередко совершают правонарушения под давлением группы, пытаясь завоевать авторитет или подтвердить свою принадлежность к коллективу.

Семья является фундаментальным институтом, влияющим на личностное развитие ребенка. Недостаток внимания, гиперопека или, напротив, полное безразличие родителей к воспитанию детей формируют у подростка чувство неуверенности, протест против авторитетов и стремление найти признание в асоциальной среде. В семьях, где практикуются насильственные методы воспитания, подростки перенимают модели агрессивного поведения, которые впоследствии проявляются в их собственных действиях.

Образовательная среда, включая техникумы и школы, имеет значительный потенциал в профилактике девиантного поведения. Однако недостаток внимания со стороны педагогов к эмоциональному состоянию учащихся, формальный подход к обучению и отсутствие системной работы по правовому воспитанию могут усугублять проблему. Задача преподавателя заключается не только в передаче знаний, но и в формировании у студентов чувства ответственности, умения работать в коллективе и понимания последствий своих поступков.

Среди факторов, способствующих девиантному поведению, особое место занимают современные информационные технологии. Интернет, социальные сети и цифровая среда оказывают как позитивное, так и негативное влияние на подростков. Доступ к информации, пропагандирующей насилие, аморальное поведение или антиобщественные ценности, может формировать у подростка искаженное восприятие нормы. В то же время цифровая среда предоставляет возможности для образовательной и профилактической работы, что должно активно использоваться в педагогической практике.

Криминологические исследования показывают, что значительная часть малолетних преступников имеет низкий уровень правового сознания. Подростки нередко совершают преступления, не осознавая их юридических последствий. Это связано с недостаточным пониманием законов, отсутствием базовых знаний о правах и обязанностях, а также с дефицитом навыков критического мышления. Педагогическая задача состоит в том, чтобы прививать учащимся навыки анализа и рефлексии, которые помогут им осознавать не только свои права, но и ответственность за свои действия.

Психологический портрет малолетнего преступника включает такие черты, как низкий уровень эмпатии, склонность к рисковому поведению, низкая самооценка и недостаток внутренних ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций. Эти особенности требуют от педагогов индивидуального подхода, направленного на поддержку подростков, оказавшихся в зоне риска. Важно, чтобы педагогическая деятельность включала элементы коррекционной работы, а также создание условий для развития у учащихся устойчивой позитивной мотивации.

Одним из эффективных инструментов в работе с подростками является использование методов, основанных на ситуационном обучении. Например, моделирование правовых ситуаций, разбор кейсов или проведение ролевых игр позволяет учащимся осознать последствия противоправных действий и формирует у них навыки принятия осознанных решений. В техникуме, где изучаются дисциплины, связанные с уголовным правом и криминалистикой, такие методы имеют особую актуальность, так как помогают соединить теоретические знания с практическими навыками.

Важной частью педагогической работы является сотрудничество с психологами, социальными работниками и правоохранительными органами. Междисциплинарный подход позволяет более эффективно выявлять факторы риска и разрабатывать индивидуальные стратегии для поддержки подростков. Например, проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование правосознания, может способствовать снижению уровня малолетней преступности.

Таким образом, формирование психологического портрета малолетнего преступника позволяет глубже понять причины девиантного поведения и разработать стратегии его профилактики. Педагог, работающий в техникуме, играет ключевую роль в этом процессе, формируя у учащихся чувство ответственности, правовое сознание и навыки конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Это требует от преподавателя высокой профессиональной компетентности, гибкости и готовности использовать современные педагогические технологии для работы с учащимися, находящимися в зоне риска.

 

Список литературы

 

1. Бусалаева А. В. Особенности формирования личности несовершеннолетнего преступника / А. В. Бусалаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 343-346.

2. Гаврилова Ф. Б. Характеристика несовершеннолетних лиц, совершивших преступления / Ф. Б. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 111-112.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×