Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологический тренинг как метод активного обучения психологии в СПО | Лежнева Елена Андреевна. Работа №312112

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваеться психологический тренинг как метод активного обучения психологии, классификация активных методов, эффективность тренинга как метода обучения.

Современная система образования в СПО на сегоднешний день претерпевает преобразования, научно-технический прогресс, инновационные технологии, смена приорететов и социальных ценностей влияет на изменения характера и функций профессионального образования.

Компетенции, формируемые у студентов пожарных, отражают не только теоретические аспекты, но и большое количество необходимых специалисту практических навыков и способностей.В связи с этим качественно менятется характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент выступает субьектом процесса обучения, преподаватель его организатором, модератором.

Психологический тренинг как метод активного обучения психологии в СПО

В статье рассматриваеться психологический тренинг как метод активного обучения психологии, классификация активных методов, эффективность тренинга как метода обучения.

Современная система образования в СПО на сегоднешний день претерпевает преобразования, научно-технический прогресс, инновационные технологии, смена приорететов и социальных ценностей влияет на изменения характера и функций профессионального образования.

Компетенции, формируемые у студентов пожарных, отражают не только теоретические аспекты, но и большое количество необходимых специалисту практических навыков и способностей.В связи с этим качественно менятется характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент выступает субьектом процесса обучения, преподаватель его организатором, модератором.

Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении.Акцент переносится с содержания обучения на процесс, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Это обуславливает необходимость обязательного использования активных и интерактивных форм и методов обучения, благодаря которым, происходит актуализация и эффективное присвоение знаний, включение их в систему индивидуального опыта студента. Активные методы помогают связать теоретические знания с практикой, способствуют развитию практических способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Активные методы обучения делятся на групповые и индивидуальные. По характеру учебно-познавательной деятельности методы делятся на имитационные и не имитационные. Имитационные подразделяются на игровые и неигровые. При этом к неигровым методам относят анализ конретных ситаций, действия по инструкции. Игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые проблемы, тренинги в активном режиме.

 

 

Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. В дословном переводе английское train, training означает обучение, воспитание, тренировка, дрессировка, и, по сути, тренинг – это практическая тренировка навыков и умений. Объем подаваемой здесь информации ограничен - теории отводится лишь 10-20% времени, и она преподносится в виде инструкций и пояснений, - для того, чтобы осваиваемые навыки применялись правильно и осознанно. Практика занимает 80-90 % занятия и предполагает активное взаимодействие внутри тренинговой группы.
 Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответсвенностью за результат действия. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответсвенная зависимость участников игры друг от друга.Психологический тренинг на сегодняшний момент является наиболее востребованным методом обучения, предпочитаемым большинством студентов. 

Ю.Н. Емельянов определял тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [1]. И.В. Вачков предлагает определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия. Целью тренинга является повышение компетентности в общении, что может быть конкретизировано в ряде задач, формулировка которых связана с получением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, развитием перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности [2]. Идейно-теоретическими основами психологического тренинга стал широкий спектр разнообразных подходов и концепций (Б.Скинер, А.Бандура), гуманистическая психология (К.Роджерс, А. Маслоу), психоанализ (В.Беннис, Г.Шеппард), социодрама и психодрама (Дж. Морено).

 

 

 

Попыткой типологизации тренинговых подходов и технологий стала модель Ю.Н. Емельянова, который выделил три основные тренинговые технологии: дрессура навыка, осуществление личностных реконструкций и работа по углублению и пониманию социальных ситуаций. Вслед за ним И.В. Вачков обозначает четыре парадигмы ведения тренинга: дрессура, репетиторство, наставничество, развитие субъектности. Эти парадигмы различаются, прежде всего, скоростью приобретения и угасания сформированных поведенческих паттернов, степенью ответсвенности тренера и клиентов за процесс и результат тренинга [2]. Е.В. Емельянов разделяет тренинг навыков, тренинг умений, социльно-психологический тренинг и тренинг личностного роста [3]. Ю.М. Жучков выделяет два процедурно-типологического подхода к тренингу, которые сложились вне рамок исторически сформировавшихся научных школ и сфер практической деятельности: компетенциарный (фокусированный на компетенциях обучения) и экспериентальный (основанный на опыте научения).

В своих работах А. А. Терентьевой были исследованы основные принципы тренинга, которые отличают его от других методов обучения. К ним были отнесены [4, с. 84]:

-

активность всех участников тренинга;

-

принцип субъект-субъектного общения членов группы;

-

принцип обратной связи; принцип осознанного поведения.

М. В. Казачихина выделила основные целевые аспекты тренинга

[5, с. 34]:

-

снятие психологических барьеров и как следствие развитие самопознания;

-

постижение межличностных отношений в группе,например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия друг с другом;

-

овладение определенными умениями, навыками, приемами и техниками необходимыми для совместной деятельности группы.

В настоящее время издается большое количество пособий с описанием тренинговых программ, технологий, набором упражнений

.

В тоже время, недостаточно литературы посвященной теоретическим и методологическим аспектам тренинговой работы, роли и функциям 

«обратной связи»

.

С другой стороны, многие

выпусники- пожарные

, которые обладают теоретической подготовкой, осознают степень

своей практической не готовности в знаниях психологии

и поэтому опасаются

применять полученые знания на практике.

Все это дает основание утверждать, что назрела острая необходимость обязательно использования активных методов, и в частности различных видов психологического тренинга в процессе подготовки студентов-пожарныхНам предоставляется возможность включения тренингов в план практических занятий по изучаемым профильным дисциплинам, что определяет тренировку студентов в использовании знаний на практике.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы:

работу над планом-сценарием тренинга;

работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

самоподготовку преподавателя;

распределение ролей между участниками

Важной особенностью тренинга как метода обучения является такое взаимодействие студентов, которое превращает обычную учебную гурппу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую коррекцию. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социальнопсихологического обучение с целью формировния компетентности, активности и направленности личности в общение с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Безусловно, основой для изменения является расширение компетенций преподавателя психологии, и прежде всего, развитие его стремления к созданию открытого образовательного пространства, способность обеспечить творческий, профессиональный и личностный рост каждого студента.

 

 

 

 Список использованной литературы:

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. 

Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 166с.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. 

М.: Издательство 

«Ось-89»

, 1999. – 256 с.

Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и

их решения в тренинге. 

СПб.: Речь, 2008. – 336 с.

Т

ерентьева А. А. Роль тренинговых технологий в развитии профессиональных и общих компетенций студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 10–2. С. 83–86.

Казачихина М. В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 31–36.

 

Фамилия автора: Лежнева Елена Андреевна

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X