ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» | Хижняк Ирина Владимировна . Работа №306614
«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.
Успех психологического сопровождения ребенка «группы риска» зависит от своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи, как самому ребенку, так и его родителям и сопровождающим его педагогам.
Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет.
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь. До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна.
К числу внешних условий, оказывающих существенное влияние на становление психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского относятся социокультурные условия жизни. Анализ социально – педагогической ситуации в семьях, показывает, что в ДОУ имеется достаточно большой процент воспитанников, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов (низкий прожиточный минимум, образовательный и социальный статус, вредные привычки родителей, стесненные жилищные условия) отрицательно сказывающихся на их психическом благополучии.
Таким образом большинство детей, относящихся к «группе риска» находятся в обстановке постоянных конфликтов, ссор, безнадзорности, пьянства. Если стрессовая ситуация очень сильна, то у ребенка со слабой нервной системой происходит нервный срыв, переходящий в неврозоподобное состояние, невротические реакции, а иногда и в невроз или фобии, демонстрируя при этом дезадаптивное поведение. Полученный отрицательный опыт социального общения в ситуации психоэмоционального стресса, сопровождающийся отрицательными эмоциями, надолго фиксируется в сознании ребенка и негативно влияет на формирование гармоничных межличностных отношений.
«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.
Данной проблеме много внимания уделяли ведущие специалисты в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии, такие как,В.Амен, А.Адлер, К. Изард, В.В. Суворова, В.Р. Кисловская и др..
Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.
В связи с этим и возникла необходимость в создании особой системы индивидуального сопровождения детей «группы риска» с нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Мною, совместно с педагогами ДОУ разработан проект по коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей группы «риска».
Моя работа по индивидуальному сопровождению ребенка «группы риска» направлена на сохранение и развитие в ребенке социальной уверенности, творческого начала и возможность проявить себя как личность.
Так как ребенок «группы риска» имеет определенные проблемы в эмоционально-личностном или познавательном развитии, нами была определена цель работы: помочь ребенку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать его полноценному психическому и личностному развитию.
Осуществить эту цель можно, только решив следующие задачи:
1.снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
2.развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое;
3.обучить приемам ауторелаксации;
4.помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;
4.воспитать уверенность в себе;
5.сформировать адекватную самооценку;
6.снизить враждебность во взаимоотношениях со сверстниками;
7.развить навыки конструктивного общения.
В своей работе с детьми я придерживаюсь основных принципов психокоррекционной работы, разработанных известными отечественными психологами Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, A.B. Запорожец, Леонтьеввым и др.
Принцип первый – «не навреди» и единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. На каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве – это игра.
Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
Ожидаемые результаты:Дети. Вывод ребенка из «группы риска»: за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; сформированности комплекса произвольности в соответствии с возрастом; снижения уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников в семье и окружающей социальной среде.
Родители. Изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Педагоги. Повышение уровня компетентности, изменения во взглядах на воспитательно-образовательный процесс детей. Развитие индивидуальности, эмоциональной стабильности детей.
Педагог-психолог. Создание системы работы с детьми «группы риска». Эффективность взаимодействия с педагогами и родителями. Снижение количества детей «группы риска».
Таким образом, успех психологического сопровождения ребенка «группы риска» зависит от своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи, как самому ребенку, так и его родителям и сопровождающим его педагогам.