Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическое сопровождение детей с ДЦП с помощью изотерапии | Аверкина Наталья Викторовна. Работа №305938

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Изотерапия в рамках психологического сопровождения детей с ДЦП представляе собой терапию (лечение) художественным творчеством детей с ограпниченными возможностями здоровья. Этот метод используется в целях комплексной реабилитации детей и направлен на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими целенаправленными видами творчества. Работая в группе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, применяя современные методы изотерапии, я поставила перед собой цель-развитие эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП с помощью средств изотерапии.

Психологическое сопровождение детей с ДЦП с помощью изотерапии
Аверкина Наталья Викторовна
педагог-психологг. Муром, МБДОУ Детский сад №26 комбинированного вида
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте
является одной из форм усвоения ребенком социального опыта
В.С.Мухина, Е.А. Екжанова.
Изотерапия в рамках психологического сопровождения детей с ДЦП представляет собой терапию (лечение) художественным творчеством детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод используется в целях комплексной реабилитации детей и направлен на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими целенаправленными видами творчества. Работая в группе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, применяя современные методы изотерапии, я поставила перед собой цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП с помощью средств изотерапии.
Основу изотерапии составляет изобразительная деятельность – это вид художественно-творческой деятельности, которая направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому. Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью, а Н.П. Сакулина указывает, что рисование играет роль одного из первых способов самовыражения ребенка. По мнению Г.Ю.Мартьяновой, изобразительные образы отражают все подсознательные процессы, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания и сновидения.
В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Данный подход актуален и к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии. Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка с любой степенью ограничений здоровья. Яркая цветовая гамма рисунка позволяет повысить эмоциональный тонус и улучшить эмоциональное состояние детей, что особенно актуально в случае церебрального паралича, когда ребенок постоянно испытывает негативные переживания по поводу своего заболевания и многочисленных медицинских процедур.
Взгляды многих современных исследователей все больше обращаются в сторону использования различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств. В области специального образования накапливается положительный опыт применения различных средств искусства с целью профилактики и преодоления познавательных, коммуникативных и эмоционально-личностных проблем у детей с различными видами нарушений развития.
Сложная структура психического дефекта при детском церебральном параличе обуславливает необходимость эмоционального отреагирования ребенком своих внутренних конфликтов и негативных переживаний с помощью средств искусства.
Изотерапия не ставит своей целью целенаправленное обучение детей и, следовательно, формирование навыков и умений в каком-либо виде художественной деятельности. Поэтому терапия искусством служит эффективным способом освобождения личности ребенка от внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний, средством повышения самооценки и личностного роста.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выразить мечты и надежды. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе негативных.
Психотерапевтическая функция изотерапии заключается в том, что она помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие, изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах.
В процессе изобразительной деятельности возникают определенные трудности, а имеено, у детей грубо нарушена мелкая моторика, руки сильно скованы, приходится выполнять задания рука в руку, нет ориентации на листе бумаги. Но не смотря на все эти трудности, дети очень любят рисовать, они проявляют к этому большой интерес, пытаются выразить свои эмоции, любят работать в групповой и коллективной форме.
В отношении детей дошкольного возраста Е. Крамер, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и А.Г. Лидерс, А.А. Осипова, О.В. Талипина определяют начальную границу применения изотерапевтических методов периодом 5-7 лет. Ученые объясняют это тем, что в возрасте от 5 до 8 лет у детей наблюдается наибольшая творческая активность, и это – сензитивный период для развития символической деятельности.
В своей работе я апробировала комплексную реализацию новых авторских программ:
- Креативная терапия, разработанная Ивановой Н.И,
- Цветные ладошки- программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, автор - Лыкова И.А.
- Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Левченко И. Ю., Приходько О.Г.
Важнейшим фактором успешного применения изотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является, прежде всего, правильность выбора вида художественной деятельности. При определении темы занятия, техник, материалов и средств я учитывала тип и степень ограничения здоровья. Это особенно важно при комбинированном ограничении здоровья. Выполнение каждого задания требует от ребенка определенных навыков использования средств художественной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья владеют ими в различной, часто ограниченной мере.
Исследование показало, что наиболее доступными для детей с ДЦП являются следующие техники:
- рисование пальцем (пальцами),
- расслабляющее рисование на доске, на большом листе бумаге,
- лепка (пластилин).
Тематическое рисование и лепка имеют своей целью снятие эмоциональной напряженности. Очень эффективны групповые и коллективные формы художественной деятельности, рисование вместе с педагогом, расслабляющее рисование обеими руками на большом листе бумаги (кусками губки, смоченными в краске), раскрашивание начатого рисунка, творческое его завершение.
В данном исследовании стало возможным сочетание различных форм взаимодействия педагога и детей. То есть предоставление дошкольникам с ДЦП права выбора темы творческого замысла, изобразительного материала при оказании взрослым технической помощи при воплощении детской работы.
Необходимо отметить, что для эффективной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, были созданы необходимые условия для изодеятельности. В группах имеются несколько фланелеграфов, подобраны фигурки людей, животных, транспорта, птиц, природных явлений, сказочных персонажей и т.д. Это позволяет перед рисованием выстроить варианты композиций будущих рисунков. Подобранные варианты алгоритмов последовательного изображения объектов, предметов помогают детям строить изображения с опорой на представленную основу.
В процессе исследования было отмечено, что самой доступной для начинающих малышей является “пальцевая живопись”. Пальчиками дети рисуют деревья, цветы, грибы, животных; особенно интересны изображения в смешении красок и накладывании одной на другую. Ладошками дети с увлечением рисуют своё настроение, себя, птиц и животных.
Систематическая комплексная коррекционная работа по изодеятельности является непременным условием развития вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. Изотерапия или рисование оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие (избавление от боязней, страхов, нервных потрясений). Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.
Изучение и апробация опыта психологического сопровождения детей с ДЦП с помощью изотерапии предполагается продолжить с целью получения результатов, отражающих развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз