Психологическое сопровождение обучающихся, родителей и педагогов в период дистанционного обучения | Полубан Анастасия Юрьевна. Работа №345953
Аннотация: В условиях быстрого перехода к дистанционному обучению в последние годы, особенно в контексте глобальной пандемии, психологическое сопровождение обучающихся, родителей и педагогов становится актуальной задачей. Статья исследует важность психоэмоциональной поддержки в образовательном процессе, рассматривает специфические трудности, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, и предлагает практические рекомендации для их преодоления. На основе анализа существующих исследований и практик, статья акцентирует внимание на методах, способствующих созданию комфортной образовательной среды, способствующей успешной адаптации к новым условиям.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, дистанционное обучение, психоэмоциональная поддержка, обучающиеся, родители, педагоги, адаптация.
Полубан Анастасия Юрьевна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 62 г. о. Горловка
Аннотация: В условиях быстрого перехода к дистанционному обучению в последние годы, особенно в контексте глобальной пандемии, психологическое сопровождение обучающихся, родителей и педагогов становится актуальной задачей. Статья исследует важность психоэмоциональной поддержки в образовательном процессе, рассматривает специфические трудности, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, и предлагает практические рекомендации для их преодоления. На основе анализа существующих исследований и практик, статья акцентирует внимание на методах, способствующих созданию комфортной образовательной среды, способствующей успешной адаптации к новым условиям.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, дистанционное обучение, психоэмоциональная поддержка, обучающиеся, родители, педагоги, адаптация.
В последние годы дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, став особенно актуальным в условиях пандемии COVID-19. Этот переход стал серьезным испытанием как для обучающихся, так и для их родителей и педагогов. Каждый из этих участников образовательного процесса столкнулся с уникальными проблемами, требующими профессиональной поддержки. Психологическое сопровождение в условиях дистанционного обучения приобретает особое значение, так как оно может существенно повлиять на успешность образовательного процесса и общее эмоциональное состояние участников.
Дистанционное обучение приносит ряд преимуществ, таких как гибкость в расписании, возможность доступа к образовательным ресурсам из любой точки мира и индивидуализация обучения. Однако, эти плюсы сопровождаются и рядом сложностей. Учебный процесс, происходящий в виртуальной среде, может стать источником стресса и тревоги как для детей, так и для родителей. Обучающиеся могут испытывать недостаток мотивации, ощущать изоляцию и одиночество, что в свою очередь отражается на их успеваемости и эмоциональном состоянии. Родители, в свою очередь, могут сталкиваться с трудностями в поддержании учебного процесса дома, испытывая давление и перегрузку.
Педагоги, работающие в новых условиях, также нуждаются в поддержке. Переход на дистанционное обучение требует от них не только новых навыков в использовании технологий, но и умения поддерживать связь с учениками на эмоциональном уровне. Стрессы, связанные с недостатком взаимодействия и новыми вызовами, могут повлиять на их профессиональное выгорание и общую удовлетворенность работой.
Важность психологического сопровождения в этот период трудно переоценить. Психологи могут оказать значительную помощь в создании комфортной образовательной среды, предлагая методы и инструменты, направленные на снижение уровня стресса и тревоги. Например, организации регулярных онлайн-встреч для обсуждения возникающих вопросов и проблем, проведение групповых психологических сессий может помочь создать поддержку и сообщество.
В рамках дистанционного обучения необходимо уделить внимание созданию комфортной атмосферы. Психологи могут предложить родителям и педагогам стратегии, направленные на создание более благоприятной обстановки для обучения. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя вовлеченными и поддержанными в своих усилиях, что может быть достигнуто через активное слушание и поддержку их инициатив.
Методы психологической поддержки могут включать в себя арт-терапию, упражнения на расслабление и медитацию, которые могут быть легко адаптированы для дистанционного формата. Такие занятия помогают снижать уровень тревожности и развивать эмоциональную устойчивость, что особенно важно в условиях неопределенности.
Обучающимся стоит предложить техники саморегуляции, такие как ведение дневника эмоций, что помогает им осознавать свои чувства и справляться с ними. Это может быть особенно полезно для подростков, которые могут испытывать значительные эмоциональные колебания в этот период. Родители, в свою очередь, могут быть обучены методам эффективного взаимодействия с детьми в условиях дистанционного обучения, что позволит снизить уровень конфликтов и повысить общую атмосферу в семье.
Педагогам рекомендуется активно использовать инструменты для взаимодействия с учениками, которые помогают поддерживать связь и укреплять отношения. Регулярные обратные связи, похвала за достижения и внимание к эмоциональному состоянию учеников могут существенно повысить их мотивацию и вовлеченность в процесс обучения. Психологи могут предложить педагогам различные техники, направленные на создание открытой и поддерживающей атмосферы, что будет способствовать более эффективному обучению.
В заключение, психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения является необходимым условием для успешной адаптации и достижения высоких результатов. Психологи, педагоги и родители должны работать в единой команде, чтобы создать поддержку, которая поможет преодолеть трудности и сформировать положительный опыт обучения в новых условиях. Инвестирование в психологическое здоровье всех участников образовательного процесса, несомненно, приведет к более устойчивым и результативным учебным достижениям.
Список литературы
Васильева А.Н., Алешина Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей, педагогов в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-roditeley-pedagogov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya
Гельдиева С.К., Бердиев А. Роль педагога-психолога в повышении качества образования и воспитательной работы в общеобразовательной школе // Вестник науки. 2023. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-psihologa-v-povyshenii-kachestva-obrazovaniya-i-vospitatelnoy-raboty-v-obscheobrazovatelnoy-shkole
Костина Л.М., Писаренко И.А. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-soprovozhdenie-roditeley-obuchayuschihsya