Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическое сопровождение обучающихся при переходе на следующую ступень обучения | Полубан Анастасия Юрьевна. Работа №345954

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Переход на следующую ступень обучения является важным этапом в образовательном процессе, который может вызывать у обучающихся как позитивные, так и негативные эмоции. Статья посвящена вопросам психологического сопровождения учащихся в этот период. Рассматриваются основные аспекты, которые помогают детям и подросткам адаптироваться к новым условиям, сохраняя психоэмоциональное здоровье и мотивацию к обучению. Приводятся примеры практических техник и подходов, которые могут быть использованы педагогами-психологами для поддержки обучающихся.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, переход, ступень обучения, адаптация, психоэмоциональное здоровье, мотивация, педагог-психолог.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
Полубан Анастасия Юрьевна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 62 г. о. Горловка
Аннотация: Переход на следующую ступень обучения является важным этапом в образовательном процессе, который может вызывать у обучающихся как позитивные, так и негативные эмоции. Статья посвящена вопросам психологического сопровождения учащихся в этот период. Рассматриваются основные аспекты, которые помогают детям и подросткам адаптироваться к новым условиям, сохраняя психоэмоциональное здоровье и мотивацию к обучению. Приводятся примеры практических техник и подходов, которые могут быть использованы педагогами-психологами для поддержки обучающихся.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, переход, ступень обучения, адаптация, психоэмоциональное здоровье, мотивация, педагог-психолог.
Переход на следующую ступень обучения представляет собой значимый этап в жизни каждого ученика. Для многих детей и подростков это время больших изменений, когда они сталкиваются с новыми требованиями, непривычной социальной средой и изменениями в учебном процессе. Психологическое сопровождение учащихся в этот период становится особенно важным, так как может значительно облегчить процесс адаптации и помочь избежать возможных трудностей.
На каждом этапе образовательной траектории ученик переживает изменения, которые влияют на его самооценку, уверенность в себе и мотивацию к учебе. Переход из начальной школы в среднюю, а затем в старшую является периодом, когда дети сталкиваются с увеличением объема учебного материала, изменением подходов к обучению и социальной динамикой. Важным аспектом является также эмоциональное состояние учащихся, которое может варьироваться от радости и ожидания до тревоги и стресса.
Одной из ключевых задач педагогов-психологов в этот период является помощь ученикам в управлении своими эмоциями и в формировании позитивного отношения к изменениям. Это может включать в себя различные методы и техники, направленные на снижение тревожности и стрессов. Например, создание безопасной и поддерживающей атмосферы в классе, где учащиеся могут открыто делиться своими переживаниями, является важным шагом. Групповые занятия, направленные на развитие эмоциональной грамотности и социальных навыков, могут стать эффективным инструментом в руках педагога.
При переходе на новую ступень обучения важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика. Некоторые дети легче справляются с изменениями, тогда как другим требуется больше времени и поддержки. Индивидуальные консультации и беседы могут помочь выявить специфические потребности обучающегося и разработать план сопровождения, который будет учитывать его уникальные обстоятельства. Важно также вовлекать родителей в этот процесс, информируя их о том, как они могут поддерживать своих детей в этот период.
Психологическое сопровождение может также включать в себя проведение различных тренингов и семинаров, направленных на развитие навыков самоорганизации и тайм-менеджмента. Ученики, обладающие такими навыками, лучше справляются с учебными нагрузками и стрессом, связанным с переходом на новую ступень. Применение интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры и тренинги на командообразование, может способствовать более глубокому усвоению информации и улучшению взаимодействия между учениками.
Применение методов арт-терапии также может оказать положительное влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся. Творческая деятельность позволяет детям выражать свои чувства и переживания, а также способствует развитию уверенности в себе. Арт-терапия может быть организована как в рамках занятий, так и в формате дополнительных мероприятий, что поможет создать пространство для самовыражения и творчества.
Важно помнить, что переход на новую ступень обучения – это не только вызов, но и возможность для личностного роста. Педагоги-психологи должны активно поддерживать стремление учеников к самосовершенствованию и развитию. Формирование у учащихся установки на позитивное восприятие изменений, обучение их справляться с трудностями и преодолевать преграды – ключевые задачи, которые стоят перед педагогом в этом процессе.
Необходимо также учитывать влияние сверстников на эмоциональное состояние ученика. В период перехода часто возникают новые социальные связи, и важно, чтобы ученики умели строить отношения с одноклассниками, находя общий язык и поддерживая друг друга. Педагог-психолог может организовать групповые мероприятия, где учащиеся смогут познакомиться друг с другом, обсудить свои переживания и обменяться опытом. Это может способствовать созданию крепкой социальной поддержки, что особенно важно в период адаптации.
На практике педагоги-психологи могут применять подходы, основанные на когнитивно-поведенческой терапии, чтобы помочь ученикам распознавать и изменять негативные мысли, связанные с переходом. Это может быть реализовано через работу с дневниками эмоций, обсуждение и анализ различных ситуаций, которые могут вызывать тревогу. Понимание своих эмоций и мыслей способствует более адекватному реагированию на изменения и помогает ребенку чувствовать себя более уверенно.
Важным аспектом работы психолога является мониторинг состояния обучающихся на протяжении всего периода адаптации. Проведение регулярных опросов и бесед поможет определить, какие аспекты перехода вызывают наибольшие трудности, и позволит вовремя скорректировать подходы к сопровождению. Педагог-психолог должен быть на связи с учителями и родителями, чтобы создавать единую поддержку для ребенка.
Таким образом, психологическое сопровождение учащихся при переходе на следующую ступень обучения является многоуровневым процессом, требующим от педагогов-психологов комплексного подхода и умения адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого ученика. Создание поддерживающей среды, вовлечение родителей и использование различных методов и техник способны сделать этот переход более плавным и менее стрессовым для обучающихся, способствуя их личностному и образовательному развитию. Понимание и поддержка со стороны взрослых могут сыграть решающую роль в том, чтобы этот важный этап стал не только вызовом, но и возможностью для роста и самосовершенствования.
Список литературы
Воскрекасенко О.А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pyatiklassnikov-osobennosti-faktory-pedagogicheskoe-obespechenie-uspeshnosti
Истомина С.В. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-obuchayuschihsya-pri-perehode-na-uroven-osnovnogo-obschego-obrazovaniya
Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. 2014. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-adaptatsii-podrostkov-ko-vtoroy-stupeni-obucheniya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×