Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическое сопровождение родителей выпускников при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ | Старкова Ирина Анатольевна. Работа №338799. Номер работы: №338799

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Когда ребёнок сдаёт ЕГЭ, это стресс не только для него, но и для родителей. Последние иногда прессуют детей, требуя сконцентрироваться только на учёбе. К сожалению, это не только не помогает побороть тревогу, но и может навредить.

 

Экзамены — это ответственный, тревожный и напряженный период в жизни ребёнка. Поэтому важно, чтобы в этот момент рядом были близкие люди и оказывали поддержку. Экзамен – это испытание как для родителей, так и для детей.

 

Но! Как же родители могут помочь своим детям? Репетиторы, дополнительные занятия, интернет. Но этого не достаточно. Вы можете помочь своему ребенку, если перестанете тревожиться.Что можно сделать и как действовать будет подробно рассказано и прожито на занятии с элементами тренинга «Психологическое сопровождение родителей выпускников при подготовке детей к ОГЭ/ ЕГЭ»

 

 

 

«Психологическое сопровождение родителей выпускников при подготовке детей к ОГЭ/ ЕГЭ»

Экзамен – это испытание как для родителей, так и для детей.

Но! Как же родители могут помочь своим детям? Репетиторы, дополнительные занятия, интернет. Но этого не достаточно. Вы можете помочь своему ребенку, если перестанете тревожиться.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Необходимо всем разделиться на пары. Возьмите лист и карандаш, обведите ладонь. Теперь в каждом пальчике напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ЕГЭ.

После выполнения задания каждая пара сравнивает ладони. Обсуждение: что общего, в чем отличие?

Вывод: вас всех очень многое объединяет (называем общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит хорошо понимают друг друга.

Мы все с вами хорошо представляем насколько тяжело приходится вашему ребенку в период экзаменов. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность. Сможет ли родитель поддержать своего ребенка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (ответы)

Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.

Упражнение «Оптимист и пессимист»

Всем раздаются листочки с высказываниями оптимистов и пессимистов. Родители по очереди зачитывают высказывания пессимистов, задача остальных дать позитивный ответ и найти его в высказываниях оптимиста.

Нарративная письменная практика «Письмо из будущего» (8 мин)

Комментарий для ведущего. Выполнение данной техники направлено на создание позитивной истории в отношении экзамена, расширение временной перспективы за стрессовое событие.

Для многих людей то, что написано, становится более значимым и осмысленным. Написание письма самому себе из будущего запускает саморегуляционные процессы психики, направленные на реализацию поставленной цели. Образ того, что трудная ситуация уже разрешена, снимает фрустрацию по поводу невозможности ее преодоления и формирует установку на позитивное развитие событий. При этом у человека открывается возможность увидеть, осмыслить вытесненную информацию, актуализировать внутренние (прошлый опыт преодоления, конструктивные модели совладания) и внешние (опора на социальное окружение) ресурсы, которые помогут пережить трудные жизненные ситуации.

Предлагаемое нами письмо имеет определенную структуру в виде последовательности из неоконченных предложений. Каждое из них начинается с фразы, которая актуализирует определенные личностные конструкты, вытесненные в результате стрессовой ситуации. Это дает возможность посмотреть на экзамены под другим углом, с учетом разных точек опоры на внешние и внутренние ресурсы. Кроме этого, легализуются и нормализуются чувства, связанные с предстоящим событием. Очередность фраз позволяет исследовать (находясь в безопасном месте) свои возможности преодоления сложной ситуации, выявляя сначала внешние, а затем и внутренние ресурсы.

Инструкция. Для подготовки обучающихся к выполнению данного задания необходимо прежде задать два вопроса:
1) Поднимите руку те, кто любит мечтать и фантазировать?
2) Поднимите руку те, кто хотя бы теоретически верит в машину времени?

Это неожиданные вопросы для участников. Они позволяют создать необходимый эмоциональный настрой, повысить мотивацию к участию в упражнении, заинтересовать и дать представление о том, что для выполнения задания нужно будет использовать свои творческие способности.

Инструкция для учащихся. Сейчас вам предстоит написать необычное письмо. Такое, какое вы, возможно, никогда не писали. Представьте, что у вас есть возможность отправлять письма во времени. И вот вы оказались в июле 2024 года. Уже все экзамены сданы, и вы можете написать письмо себе — тому ученику, который сейчас находится в январе- феврале и которому только предстоит сдавать экзамены. Что бы вы себе написали? Начните письмо словами «Привет, Василий» (обращаясь к себе по имени) или так, как вы хотели бы его начать. «Я пишу тебе…» — укажите откуда. Заканчивая письмо, подпишите его своим именем и фамилией (ведь это пишете вы себе) и поставьте дату: 15 июля 2024 года (например). Если вам хотелось бы еще что-то написать, чего в предлагаемой форме нет, поставьте «P. S.» и напишите это.

Материал к упражнению. Письмо

______________________________________________________________________________________________________ Я пишу тебе ___________________________________________________________________________________________

Сейчас июль и хорошая погода. Я помню, что в марте тебе было непросто, иногда тревожно и даже страшно. Тогда ты думал, что ОГЭ (ЕГЭ) ___________________________________________________________________________________

Твой ребенок говорил ___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Учителя говорили ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

И тебе казалось, что ____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________ Но сейчас, когда вокруг меня лето и ОГЭ (ЕГЭ) уже позади, я хочу тебе сказать _________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Бояться — это нормально, потому что _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Ведь ты знаешь, что для того, чтобы сдать успешно ОГЭ (ЕГЭ), у твоего ребенка есть ____________________________

______________________________________________________________________________________________________

И кроме этого у него еще есть ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Я просто хочу сказать, что многое в твоих руках!!!

Дата _________________

Подпись______________

P. S ___________________________________________________________________________________________________

 

В письме последовательно описываются важные моменты. В таблице показано, какую смысловую нагрузку и задачу выполняет каждое из них.

Предложение

Значение и направленность

Вступление

Обращение в письме от своего имени снижает сопротивление, позволяет быть более откровенными при работе с незаконченными предложениями. Кроме того, происходит фокусировка на своих внутренних процессах и личном опыте

Я пишу тебе…

Создание образа ресурсного безопасного места дает возможность соприкоснуться с негативными чувствами в отношении стрессовой ситуации, принять факт их наличия — вследствие этого появляется возможность нормализовать эти чувства

Сейчас июль и хорошая погода. Я помню, что в феврале тебе было непросто, иногда тревожно и даже страшно. Тогда ты думал, что ОГЭ (ЕГЭ)…

Определение актуальных переживаний в отношении экзамена, «называние» проблемы или трудности позволяет вывести проблему из сферы бессознательных переживаний и перевести ее в область осознаваемых процессов

Твои родители говорили… Твои учителя говорили… Твои друзья говорили… И тебе казалось, что…

Обращение к ресурсам социального окружения и определение родителей, педагогов и друзей как участников процесса, выявление установок ближайшего окружения и своих собственных в отношении экзаменов показывает более реальную картину, дает возможность «увидеть» дополнительные ресурсы, соотнести собственное видение возможностей преодоления стрессовой ситуации с ожиданиями окружающих

Но сейчас, когда вокруг меня лето и ОГЭ (ЕГЭ) уже позади, я хочу тебе сказать…

Обращение к собственному уникальному опыту преодоления стрессовых ситуаций

Бояться — это нормально, потому что…

Нормализация чувств, тревоги и страха, «разрешение» самому себе испытывать те чувства, которые возникают в отношении экзамена, даже если они негативные, их принятие

Ведь ты знаешь, что для того, чтобы сдать успешно ОГЭ (ЕГЭ), у тебя есть…

Обращение к личностным ресурсам, обеспечивающим эффективность деятельности

И кроме этого у тебя еще есть…

Обращение к личностным ресурсам, обеспечивающим удовлетворение базовых потребностей

Я просто хочу сказать, что многое в твоих руках.

 

Дата и подпись

Это позволяет расширить временную перспективу, дает возможность более адекватно оценить ситуацию экзамена, превращая его в один из многих жизненных этапов, который нужно пройти

P. S.

Постскриптум — важный элемент письма, который позволяет отреагировать чувства и сформулировать личные послания

 

Упражнение «Клякса»

На слайде клякса на белом фоне.

- что вы видите на слайде?

Ответы родителей (как правило отвечают про кляксу/ пятно).

Наша задача сделать акцент на белом листе. Мы замечаем то, что хотим замечать, но помимо этого есть еще много «белого», что нам и нужно научиться замечать.

 

Упражнение «Заполни пустоту»

Предлагаю написать вокруг ладошки то, что вы заметили хорошего в своей жизни и то, что есть действительно важного в этой жизни.

 

Рефлексия

Что важного забираете с собой

Что понравилось??

 

«Дорогие родители. У ваших детей скоро начнутся экзамены. Знаю, что вы все очень сильно беспокоитесь, чтобы они сдали их хорошо.

Но, пожалуйста, помните: среди учеников на этом экзамене будет художник, которому нет нужды досконально понимать математику. Будет предприниматель, для которого не так важна история или английская литература. Музыкант, которому не понадобится химия. Спортсмен, для которого физкультура важнее физики.

Здорово, если ваш ребенок получит хорошие оценки. Но, пожалуйста, не лишайте их уверенности в себе и достоинства, если этого не произойдет.

Скажите им, что это нормально, что это просто экзамен. Они созданы для куда более значительных вещей в жизни. Скажите им, что какими бы не были их оценки, вы любите их и не будете их судить.

Пожалуйста, сделайте это — и просто наблюдайте, как затем они будут завоевывать мир. Один экзамен или плохая отметка не отберет у них мечты и талант.

И, пожалуйста, не считайте докторов и инженеров единственными счастливыми людьми на планете.


____________________________________________________________________ Я пишу тебе __________________________________________________________

Сейчас июль и хорошая погода. Я помню, что в марте тебе было непросто, иногда тревожно и даже страшно. Тогда ты думал, что ОГЭ (ЕГЭ) _______________________

Твой ребенок говорил ___________________________________________________

____________________________________________________________________

Учителя говорили ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Ты говорил ребенку_____________________________________________________

____________________________________________________________________

И тебе казалось, что ____________________________________________________

Но сейчас, когда вокруг меня лето и ОГЭ (ЕГЭ) уже позади, я хочу тебе сказать ______

____________________________________________________________________

Бояться — это нормально, потому что ______________________________________

____________________________________________________________________

Ведь ты знаешь, что для того, чтобы сдать успешно ОГЭ (ЕГЭ), у твоего ребенка есть __

____________________________________________________________________

И кроме этого у него еще есть_____________________________________________

____________________________________________________________________

Я ПРОСТО ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО МНОГОЕ В ТВОИХ РУКАХ!!!

Дата _________________

Подпись______________

P. S._________________________________________________________________

 

 

____________________________________________________________________ Я пишу тебе __________________________________________________________

Сейчас июль и хорошая погода. Я помню, что в марте тебе было непросто, иногда тревожно и даже страшно. Тогда ты думал, что ОГЭ (ЕГЭ) _______________________

Твой ребенок говорил ___________________________________________________

____________________________________________________________________

Учителя говорили ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Ты говорил ребенку_____________________________________________________

____________________________________________________________________

И тебе казалось, что ____________________________________________________

Но сейчас, когда вокруг меня лето и ОГЭ (ЕГЭ) уже позади, я хочу тебе сказать ______

____________________________________________________________________

Бояться — это нормально, потому что ______________________________________

____________________________________________________________________

Ведь ты знаешь, что для того, чтобы сдать успешно ОГЭ (ЕГЭ), у твоего ребенка есть __

____________________________________________________________________

И кроме этого у него еще есть_____________________________________________

____________________________________________________________________

Я ПРОСТО ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО МНОГОЕ В ТВОИХ РУКАХ!!!

Дата _________________

Подпись______________

P. S._________________________________________________________________

 

 

 

Тестирование проходит в незнакомой обстановке

 

 

Незнакомая обстановка, по мнению психологов, мобилизует человека

 

Тесты оценивают незнаемые эксперты, а не твои педагоги

 

 

Значит, на отметке не скажется личная неприязнь педагога к тебе, и она будет максимально объективной

 

 

Тестовые задания содержат материал практически из всех разделов данного предмета

 

Есть вероятность, что хотя бы какая-то часть материала тебе хорошо известна

Во время тестирования рядом отсутствуют друзья, которые могли бы тебе подсказать

Это значит, что и ты можешь спокойно проигнорировать призывы о помощи от незнакомых тебе людей

 

Результаты тестирования приходится долго ждать

Зато о недостаточно высоком балле ты узнаешь уже после тог, как успешно сдашь парочку экзаменов

 

Наличие камер раздражает и нервирует

Это поможет, если против тебя будет выдвинуто несправедливое обвинение, например в использовании гаджетов

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×