Психологическое сопровождение старших школьников с задержкой психического развития | Смолин Денис Викторович. Работа №349392
Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения старших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Основное внимание уделено ключевым подходам и методам, позволяющим поддерживать эмоциональное и личностное развитие учащихся. Предложены практические примеры, которые помогут педагогам-психологам адаптировать школьников к старшим классам, повысить их уровень социальной адаптивности, а также подготовить к переходу на следующий жизненный этап.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, задержка психического развития, старшие школьники, адаптация, социальная адаптивность, профессиональное самоопределение, эмоциональная поддержка.
Психологическое сопровождение старших школьников с задержкой психического развития
Смолин Денис Викторович, педагог-психолог
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мошковская общеобразовательная школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья» Мошковского района
Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения старших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Основное внимание уделено ключевым подходам и методам, позволяющим поддерживать эмоциональное и личностное развитие учащихся. Предложены практические примеры, которые помогут педагогам-психологам адаптировать школьников к старшим классам, повысить их уровень социальной адаптивности, а также подготовить к переходу на следующий жизненный этап.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, задержка психического развития, старшие школьники, адаптация, социальная адаптивность, профессиональное самоопределение, эмоциональная поддержка.
Психологическое сопровождение старших школьников с задержкой психического развития требует особого подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности учеников. К этому этапу у большинства школьников с ЗПР проявляются затруднения в самостоятельности, сниженная мотивация к обучению, социальные барьеры, трудности в принятии решений и общении. Работа с ними требует поддержки в развитии когнитивных навыков, социализации и повышения их уверенности в себе. Педагогу-психологу важно не только помочь таким учащимся адаптироваться к требованиям школы, но и подготовить их к жизни за ее пределами.
Одним из ключевых аспектов сопровождения старших школьников с ЗПР является развитие навыков социальной адаптации. Подростки с задержкой психического развития часто испытывают сложности в коммуникации и установлении межличностных связей. В ходе психологической работы важно помочь им научиться понимать и принимать социальные нормы, разрабатывать способы взаимодействия с окружающими. Например, на занятиях можно разыгрывать ситуации из реальной жизни, в которых школьники учатся реагировать на типичные социальные запросы. Так, можно использовать ролевые игры, где подростки, например, разыгрывают диалоги на темы «приветствие в незнакомой компании», «разрешение конфликта», «помощь товарищу». Такие ролевые задания способствуют развитию не только коммуникативных, но и адаптивных навыков, снимают страх перед публичными ситуациями, помогают формировать уверенность в себе.
Эмоциональная поддержка – важный компонент сопровождения, так как подростки с ЗПР часто испытывают тревожность и неуверенность, особенно в старших классах, когда они начинают осознавать свое положение и возможные ограничения. Психолог может использовать техники, которые помогут школьникам развивать позитивное отношение к себе и к окружающему миру, научиться принимать свои особенности и видеть свои сильные стороны. Хорошим методом может стать ведение «дневника успехов», куда каждый ученик записывает свои достижения, пусть и небольшие. Это упражнение помогает подростку видеть свой прогресс, пусть и медленный, что способствует повышению самооценки и уровня мотивации. Примеры успешных достижений могут варьироваться: «успешно ответил у доски», «помог однокласснику с заданием», «не испугался говорить на уроке». Психолог может поощрять каждого ученика не только вести записи, но и периодически делиться своими успехами на групповых занятиях, что дополнительно укрепляет уверенность.
Особое внимание при работе с подростками с ЗПР важно уделить развитию навыков самостоятельного принятия решений. Этот аспект необходим для подготовки учеников к жизни после школы, будь то выбор дальнейшего образования или первых трудовых навыков. Для развития таких способностей важно создавать ситуации, в которых школьники могут самостоятельно выбирать и принимать решения, а также анализировать последствия своих действий. В психологической практике можно использовать технику «проб и ошибок»: предлагать ученикам упражнения, в которых необходимо выбрать определенный маршрут для достижения цели, а затем обсудить, какие трудности они испытали и как смогли их преодолеть. Это помогает ученикам осознать значение решений и учит отвечать за свои действия. Например, можно предложить задание, где школьники выбирают, как выполнить определенную задачу (выполнить ее самостоятельно или обратиться за помощью), а затем анализируют свой выбор, его плюсы и минусы.
Одной из сложностей для педагогов-психологов, работающих со старшеклассниками с ЗПР, является отсутствие у подростков четкого представления о будущем. На этом этапе крайне важно содействовать формированию профессионального самоопределения. Многие подростки с задержкой психического развития не всегда осознают, какие навыки и личностные качества помогут им реализовать себя в той или иной профессии. В этой связи психологу полезно организовать занятия, направленные на раскрытие интересов и предрасположенностей учащихся. Это могут быть групповые обсуждения, где каждый рассказывает о своей мечте или представлении о будущем. После этого психолог помогает каждому подростку выработать базовый план, как он может начать путь к достижению своей цели. Важно, чтобы подростки научились понимать свои сильные и слабые стороны и видели, как они могут применяться в той или иной профессиональной сфере. Подобная работа поможет снизить тревожность по поводу будущего и повысит уверенность в своих силах.
Нельзя обойти вниманием и работу с мотивацией учеников. Педагог-психолог может использовать поощрения и обратную связь как основные методы формирования внутренней мотивации. Например, для старших школьников с ЗПР полезным является установление четких, но достижимых целей, таких как «завершить проект по истории», «выучить три новых слова по английскому за день». Эти цели должны быть реальными и достижимыми, что позволяет избежать разочарований и укрепить уверенность в собственных силах. На каждом этапе педагог-психолог сопровождает подростков в их работе над целями, подчеркивая даже небольшой прогресс и давая позитивную обратную связь. Такие достижения формируют у учеников веру в собственные силы и повышают интерес к учебе.
При работе со старшими школьниками с ЗПР необходимо учитывать и их когнитивные особенности. Психологическое сопровождение должно включать упражнения, способствующие улучшению памяти, внимания и других когнитивных функций. Важными инструментами здесь могут стать развивающие игры, практические задания, которые школьники могут выполнять в небольших группах, что дополнительно способствует их социальной интеграции. Например, игра «Найди лишнее» или «Закончи историю» помогает развивать внимание, ассоциативное мышление и креативность. Эти навыки полезны не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни, повышая уверенность подростков в своей способности справляться с задачами.
Таким образом, психологическое сопровождение старших школьников с задержкой психического развития требует комплексного подхода, включающего адаптацию учебной и внеучебной деятельности, поддержку эмоционального благополучия, развитие социальных навыков и профориентационную работу. Использование ролевых игр, ситуационных упражнений, индивидуальных и групповых заданий помогает подросткам лучше адаптироваться к реальной жизни и более уверенно двигаться к будущим задачам. Педагог-психолог, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика, может создать благоприятные условия для их успешного личностного развития и социальной адаптации.
Список литературы
Карпова, Г. П. Дети с задержкой психического развития / Г. П. Карпова, Т. П. Артемьева. — Екатеринбург: Изд-во
УрГПУ
, 2019. — 112 с.
Костенкова
, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи / Ю. А.
Костенкова
, Р. Д.
Тригер
, С. Г. Шевченко; под ред. В. И.
Лубовского
. — М.: Школьная пресса, 2019. — 64 с.