Психологическое сопровождение в спортивной школе | Лариса Степановна Беловолова. Работа №354883
Вопросу психологии спорта в спортивной школе, особенно в небольших населенных пунктах, к сожалению уделяется недостаточно внимания. Психологи в спортивных школах – скорее исключение, нежели правило, хотя в спорте высших достижений, во всем мире, работе психолога уделяют огромное внимание. Между тем, тренировка психической устойчивости спортсмена (психологическая тренировка) – качество, необходимое для достижения результатов в спорте. Психологическое сопровождение в спортивной школе – это формирование психологических качеств спортсмена, а психологическая тренировка на этапах обучения в спортивной школе является основой психологии спортсмена.
Методическая разработка на тему:
«Психологическое сопровождение в спортивной школе».
Вопросу психологии спорта в спортивной школе, особенно в небольших населенных пунктах, к сожалению уделяется недостаточно внимания. Психологи в спортивных школах – скорее исключение, нежели правило, хотя в спорте высших достижений, во всем мире, работе психолога уделяют огромное внимание.
В прошлом веке, весь мир, признавал советский приоритет в области психологии спорта. В настоящее время ситуация ровно противоположная, если, во всем мире психологи работают даже в области фитнеса, в России, даже в спорте высших достижений – их недостаточно.
Тренеры знают, что в соревновательной деятельности, часто бывает, что ребенок «не был психологически готов», «он перегорел», «спортсмен не смог справиться с эмоциями», «спортсмен не смог настроиться» и т.п., и все это приводит к низким результатам или проигрышам.
Опытный тренер знает, как настроить спортсмена на старт. Но, в некоторых причинах, влияющих на психологическую устойчивость обучающихся, например таких, как гиперактивность перед тренером, родителями, внутренние жизненные установки, может разобраться только психолог. Он профессионально помогает с возникающими, в соревновательный период, трудностями.
Для достижения наилучших результатов огромное значение имеет психологигиена и психолопрофилактика.
В психологии под профилактикой понимается – мероприятие, направленное на развитие психологической устойчивости.
В свою очередь, психологическая устойчивость необходима для того, что бы спортсмен мог справиться с волнением, мог реагировать на возникшие помехи, не перегорал до старта, мог правильно организовать свое поведение, сон в период соревнований и продуктивно заниматься на тренировках.
Для этого тренеру необходимо проводить психологическую тренировку спортсмена, которая может включать в себя работу по следующим направлениям:
- профилактика эмоционального состояния спортсмена во время соревнований;
- работа с состоянием (настроем) спортсмена;
- физический компонент ОБС;
- эмоциональный компонент ОБС;
- мыслительный компонент ОБС;
- обучение расслаблению и мобилизации.
Профилактика эмоционального состояния спортсмена во время соревнования.
Большинство спортсменов перед стартами испытывают волнение.
С одной стороны – волнение помогает настроиться, сосредоточиться, но если волнение зашкаливает, это сделать практически невозможно. И здесь появляется задача – определить причину излишнего волнения, и главное – научиться с ним справляться. Здесь необходима работа с негативными установками, страхами, гиперответственностью.
2. Работа с состоянием (настроем) спортсмена.
Так называемое «оптимальное боевое состояние» - это наилучшее психофизическое соревновательное состояние спортсмена.
Концепция ОБС включает в себя три составных компонента:
- физический;
- эмоциональный;
- мыслительный.
Концепция разработана для того, чтобы спортсмены могли самостоятельно выходить на максимум своих возможностей, во время соревнований.
2.1. Физический компонент оптимального боевого состояния
Физический компонент ОБС связан с проведением разминки. Причем, к концу такой разминки в опорно-двигательном аппарате и сердечно-дыхательной системе, должны развиться конкретные качества. Эти качества заранее оговариваются с обучающимся. Например, тренер дает установку, что к концу разминки руки должны быть расслабленными, теплыми, хлесткими, сильными; ноги – расслабленными, теплыми, быстрыми; тело – сильным, гибким, теплым и т.п.
Уточнение физических качеств в руках, ногах, теле дает ребенку понятие, что разминка нужна не столько для того, чтобы согреться и размяться, а для того, чтобы получить конкретный, определенный результат – обрести необходимые, конкретные физические возможности.
2.2. Эмоциональный компонент оптимального боевого состояния
Эмоциональный компонент ОБС определяет уровень психоэмоционального возбуждения, который необходим для наилучшего ведения соревнований.
Необходимый уровень психоэмоционального возбуждения может быть от очень возбужденного до почти спокойного, это субъективная характеристика и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.
2.3. Мыслительный компонент ОБС.
Основное назначение мыслительного компонента оптимального боевого состояния - это дисциплинированное мышление на протяжении всего соревновательного процесса. В свою очередь, дисциплинированное мышление – такое мышление, которое позволяет спортсмену оперировать минимум мыслей, необходимых для успешного тактического поведения.
Обучение расслаблению и мобилизации
В психологической подготовке спортсменов огромное значение имеет такое направление, как обучение расслаблению и мобилизации. Указанное направление способствует развитию навыка саморегуляции состояния спортсмена. При помощи методик расслабления, спортсмен может быстро восстановиться, а также влиять на свое физическое самочувствие. С помощью таких методик, спортсмен учится концентрации на собственных ощущениях в теле. Такие психологические тренировки, способствуют обретению навыка управления своим эмоциональным состоянием. Если спортсмен владеет техниками расслабления и мобилизации, ему легче достигнуть оптимального боевого состояния во время соревнований, а также спортсмен способен удерживать ОБС, столь долго, сколько это требует длительность соревнований, не «выгорая» при этом.
Тренировка психической устойчивости спортсмена (психологическая тренировка) – качество, необходимое для достижения результатов в спорте. В связи с этим, особое внимание, как со стороны тренера, так и со стороны родителей и самого спортсмена, требуют такие дисгармонии, как: несобранность, апатия, спортивная лихорадка, отсутствие мотивации.
Психологическое сопровождение в спортивной школе – это формирование психологических качеств спортсмена, а психологическая тренировка на этапах обучения в спортивной школе является основой психологии спортсмена.