Психологическое занятие с детьми-сиротаии в период адаптации «Давайте дружить!» | Щербинина Наталья Викторовна . Работа №338642
Ребенку в любом возрасте очень тяжело осознавать то, что его самые родные и любимые люди отказались от него, предали, бросили. Особенно тяжело переносят этот психологический кризис малыши. Особой проблемой является период адаптации ребенка 3-5 лет к условиям учреждения для детей сирот. Ребенок попадает в уже сформировавшийся детский коллектив, с его законами и правилами. Для обеспечения психологической безопасности в период адаптации к учреждению я провожу занятия с детьми в группе с элементами тренинга.
Цели: способствовать созданию позитивного настроения, сплочения группы, развивать чувства доверия детей друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки, принятия друг друга, развитие вербальных и невербальных средств общения.
Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям проживания в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Давайте дружить!»
Автор: Щербинина Наталья Викторовна, педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Искра» (коррекционный) г.о. Сызрань
Описание материала.
Ребенку в любом возрасте очень тяжело осознавать то, что его самые родные и любимые люди отказались от него, предали, бросили. Особенно тяжело переносят этот психологический кризис малыши. Особой проблемой является период адаптации ребенка 3-5 лет к условиям учреждения для детей сирот. Ребенок попадает в уже сформировавшийся детский коллектив, с его законами и правилами. Для обеспечения психологической безопасности в период адаптации к учреждению я провожу занятия с детьми в группе с элементами тренинга.
Цели: способствовать созданию позитивного настроения, сплочения группы, развивать чувства доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки, принятия друг друга, развитие вербальных и невербальных средств общения.
Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности, развитие вербальных и невербальных средств общения.
Ход занятия
1.Приветствие «Давайте поздороваемся!».
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание настроя на совместную работу, доброжелательного отношения друг к другу
Психолог: доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Возьмемся за руки, встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Давайте представим как здороваются зайчики, собачки и птички!
- поздороваемся, как зайчики (присесть и быстро простучать по полу руками),
- поздороваемся, как собачки (повилять воображаемым хвостиком),
- поздороваемся, как птички (дети машут руками, имитируя взмахи крыльев, и кружатся вокруг себя).
2. Игра «Разные, но похожие»
Цель: развитие аналитических способностей, развитие самосознания, самоидентификации, внимания.
Психолог:
- Сейчас поднимут руки только девочки.
- А теперь поднимут руки мальчики.
- Попрыгают те, кто в брюках.
- Кто ел сегодня кашу, погладят себя по головке.
- Кто любит мороженое, погладит себя по животику.
- Кому нравится танцевать, попрыгают.
- У кого длинные волосы, присядут.
- Кто пришел в кроссовках, поднимут руки вверх.
(Это упражнение можно проводить на каждом занятии, меняя вопросы и задания).
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все мы разные, но в чем-то все-таки похожи.
2. Игра «Веселый хоровод»
Цель: развитие внимания, вербальных и невербальных средств общения.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что (Дима) нам покажет.
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает как лягушка, хлопает в ладоши, принимает смешную позу…)Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
3. Игра «А ну-ка угадай!»
Цель: развитие тактильного восприятия
Дети встают друг за другом, кладут друг другу руки на плечи. Ведущему ребенку завязывают глаза. Дети вокруг него меняются местами и снова кладут друг другу руки на плечи. Ведущий должен угадать, кто стоит впереди и назвать его имя.
4. Упражнение «Веселая минутка»
Цель: развитие саморегуляции, формирование умения действовать по правилам, эмоциональная разгрузка.
Психолог :
- Сейчас наступает «веселая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «веселая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Психолог включает веселую детскую музыку.
5.Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков.
Дети сидят в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить: ты добрый, ты веселый, умный и т.д. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
6. «Давайте попрощаемся!» Ритуал прощания.
Цель: рефлексия занятия.
Дети стоят в кругу. Психолог: давайте обсудим нашу встречу, кому что понравилось, чтобы он хотел повторить или изменить (можно использовать мячик или мягкую игрушку). Когда все выскажутся попрощаемся по-разному: можно ладонями, локтями, коленями, спинками и т.д.
Использованная литература:
1.Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Книголюб, 2004.
2. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет./ Под ред. Н. Ю. Куражевой.- СПб.: Речь, 2016.
3. С.В.Крюкова «Давайте жить дружно», «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
4. И.Л.Арцишевская «Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду».