Психологическое здоровье школьников и уроки математики ☼
Автор: Кожевникова Марина Георгиевна
Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Забота о психологическом здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг.
Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов.
Приходя учиться в школу, ребенок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями.
В настоящее время большое количество детей испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы видится в достижении школьниками комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника.
Психологический комфорт устанавливается через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно-коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния могут быть связаны непосредственно с процессом обучения (интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (физический комфорт), с общением, взаимодействием с другими субъектами среды. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта, - это своего рода движущая сила в поведении человека, в способах и моделях взаимодействия со средой и ее субъектами.
Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель – ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии. Доверие выступает в качестве обязательного фонового условия при взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга. Эмпатия, которую называют феноменом педагогического общения, подразумевает постоянное отражение чувств другого человека во взаимодействии с ним. Учителю важно владеть навыками эмпатического слушания, цель которого – создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу.
От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе.
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации и т.д. Когда позитивный контакт отсутствует, ученик просто перестает понимать, о чем говорит учитель.
Что касается непосредственных способов осуществления индивидуальной поддержки как помощи, то к ним можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту и т. д. Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, авторитаризма, так и на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов и любви.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления. На учебном занятии интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны педагога, верой в собственные возможности.
Психологи подмечают, что «интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества» (К.Э. Изард). Творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций: происходит, как указывают психологи, стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.
Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» (А.С. Белкин). Ситуация успеха – это «совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
В ежедневной работе педагога необходимо, чтобы постоянно присутствовали поощрение интеллекта учащихся, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что необходимо для развития самодостаточности каждого ребенка.
Известный американский психолог и педагог У. Глассер, проанализировав жизнь ребенка до школы и в течение первых лет обучения, утверждает, что основной бич школы – проблема неудачников. Неудачи ребенка в школе в большей степени связаны с тем, как хорошо он учится и насколько это сказывается на его социальном статусе.
Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.п., на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физический комфорт связан и с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые, тактильные ощущения.
Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Главное, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, - эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учебе. Педагоги и воспитатели «прописываются» в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у ребенка может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус школьника – зависит от его учителя. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес ребенка могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства.
В приложении ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, перечислены основные базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Одним из направлений воспитания обучающегося является «формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования».
Многолетний опыт работы с детьми и наблюдения показывают, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным, отдельно взятого класса нашей школы, выяснилось, что 58% детей имеют хронические заболевания (несколько уч-ся имеют по два, три диагноза), а 32% входят в группу риска. Состояние физического здоровья учащихся этого класса взывает серьезную тревогу.
Также была проведена психолого-педагогическая диагностика этого же класса, анализ которого показал, что есть учащиеся, психолого-эмоциональное состояние которых, вызывает тревогу.
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде наталкивает на мысль, что у учащихся не сформированы представления о здоровье, как не приходящей ценности жизни. Эту проблему нужно решать, не только в ходе воспитательной работы, но и при организации учебной деятельности.
Поэтому основная цель каждого педагога – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. А основной задачей учебно-воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных мероприятий. Необходимо у учащихся:
сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности;
выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепить гигиенические навыки и привычки;
приобщить к разумной физической активности;
обучить умению, противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Урок - это основа учебного процесса. На первый взгляд математика и понятие ЗОЖ не совместимы. Понятие «здоровье» наиболее применимы к урокам физической культуры, биологии, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребёнок испытывает именно на уроках математики.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий.
Игровые оздоровительные технологии.
Веселые «физминутки» на уроках.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Организация урока в соответствие с здоровьесберегающими технологиями.
Плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу): 60% - 80%.
Чередование видов учебной деятельности (за урок от 4 до 7 видов, не более 10 минут каждая).
Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов (2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений: если писали – для глаз и пальцев, если слушали – для снятия напряжения, смены позы).
Наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, пословицы, поговорки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок).
Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Создание ситуации успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Поза учащихся и её чередования.
Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.).
Темп окончания урока (на заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы). Недопустимо затягивать урок на перемене.
Строгая дозировка учебной нагрузки.
Место и длительность применения ТСО и ИКТ (нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран).
Для осуществления информационно-пропагандистской, культурно-просветительской работы учителю на уроках математики необходимо применять разнообразные материалы. Предполагается фрагментарное использование этих материалов на отдельных уроках в объеме, который учителю представляется наиболее приемлемым, с этой целью учитель может проводить короткие сообщения, небольшие содержательные беседы, дискуссии, предлагать текстовые задачи и мини диктанты, давать необходимые разъяснения учащимся об их содержании, привлекать их к выступлениям, подбору материалов. Кроме того, учитель может планировать и проводить уроки, систему уроков по названной проблематике.
Я работаю в малокомплектной школе, где наполняемость учащихся в классе составляет 5-10 человека, дети быстро утомляются, находятся в постоянном напряжении, а это оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.
Содержательные материалы для осуществления воспитательной работы с учащимися представляются в виде задач, упражнений для письма и устного счета, дидактических игр, наборов пословиц и поговорок, крылатых выражений, сведений из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков и писателей.
«История математики»
Цель. Формирование культурной личности.
Как известно, большой и благодатный материал для формирования личности учащегося дают историко-математические сведения о достижениях человеческой мысли, примеры служения науке. На уроках математики учитель может вооружить учащихся знаниями о разнообразных фактах из истории науки математики, ее роли в развитии техники, производстве и других отраслей хозяйства, способствующих воспитанию и самовоспитанию.
«Физкультминутка»
Цель. Профилактика здорового образа жизни.
В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятие утомляемости, подготовка внимания к изучению сложного материала, создание настроения для активной работы учащихся на уроках, внушение необходимости и ценности физической культуры.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это могут быть такие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево; .
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
«Решение текстовых задачи»
Цель. Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Содержательная часть урока должна включать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Задачи по математике на тему «Здоровье человека и факторы его определяющие»
1.Натуральные числа и действия над ними. Средняя частота пульса у 10-летнего ребенка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?
Ответ: 76 500 ударов.
Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает его сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями, оно успевает отдыхать.
2.Расположи ответы примеров в порядке убывания, и ты узнаешь, о каком питании нужно беспокоиться детям и подросткам.
Р 27*4 | И 204:4 | П 3*490 | В 280:5 |
Ь 12*3 | Л 750:15 | А 216:4 | Н 520:26 |
О 70*38 | М 840:140 | О 480:40 |
|
Ответ: о правильном.
3.Признаки делимости. С помощью признаков делимости на 2, 3, 5 и признаков делимости суммы и разности найдите истинное высказывание.
Из букв соответствующих истинным высказываниям, составьте слово. Что оно обозначает?
С – 67 009 не кратно 10.
О – 100 является делителем 6 230.
Т – 264 000 – 780 делится на 10.
М – 53 622 кратно 3.
Р – 92 х 35 000 х 4 кратно 1000.
Е – 367 + 24 не делится на 2.
С – 31 х 23 х 105 делится на 5.
А – 5 не является делителем 23 780.
С – 200 не кратно 400.
Ответ: стресс.
Стресс – состояние повышенного нервного напряжения, вызванное таким-то сильным раздражителем.
- Может ли вызвать стресс чувство голода?
4. Десятичные дроби. Упрости выражения и найди их значения, при данных значениях переменных.
Запишите большее их них и вы узнаете, сколько коренных зубов оказывается у человека к 12 годам.
19,4 + а + (13,38 – 5,380) а = 0,6
в + 42,6 – (14,567 + 4,433) в = 0,4
с – (60,13 – (118,27 – 64,64)) с = 4,5
Ответ: 28 штук.
Скорость роста и замена зубов у каждого человека индивидуальна и зависит от наследственности, питания и условия жизни. Обычно зубы заменяются, только один раз в жизни, но известны случаи, когда на одном и том же месте они вырастали 3 и даже 4 раза.
- Какие продукты питания помогают зубам оставаться здоровыми и красивыми?
5.Обыкновенные дроби. Человеческий глаз отчетливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет 2/25 от способности насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха пролетающая над классом?
Ответ: 300 кадров.
Глаз человека менее совершен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду. Максимальные возможности человека 30 изображений в секунду.
- Какие факторы способствуют улучшению зрения?
6.Проценты. Найдите число по его процентам и расшифруйте, какое чувство появляется у правильно поевшего человека, сидящего в комнате со стенами зеленого цвета.
Найдите число, если
2% его составляют 200 - С
74 % - составляют 11,1 – Е
6 % - составляют 48 – О
75 % - составляют 45 – Й
7 % - составляют 35 – П
28 % - составляют 5, 6 – В
40 % - составляет 66 – Т
150 % - составляют 6,75 – K
12 % - составляют 3,6 – И
Ответ:
1000 | 500 | 800 | 4,5 | 800 | 600 | 10000 | 165 | 20 | 33 1/3 | 15 |
С | П | О | К | О | Й | С | Т | В | И | Е |
7.Квадратные уравнения. Решите уравнения. Расположите корни в порядке возрастания и вы расшифруете строки стихотворения.
- 3,5 – в наследство; 0,2 – отпрыск; – 1 – что; 2 2/3 – получает; – 10 как; 3 – сын; 2 – мудрец; 5,5 – талант; 8 – и; 23 – отца; (10 + √ 2) / 7 от; (10 - √ 2) / 7 рождается;
(5 + √ 2) – знания; (5 - √ 2) – жаль.
3а2 – 14а + 16 = 0 5с2 – 16с + 3 = 0 х2 – 2х - 80 = 0
s2 – 22s - 23 = 0 4х2 – 36х + 77 = 0 15у2 – 22у - 37 = 0
7z2 – 20z + 14 = 0 у2 – 10у - 25 = 0
Ответ:
Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца.
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца.
«Пословицы и поговорки»
Цель. Нравственно-этическое воспитание нормам жизни в обществе и отрицательного отношения к вредным привычкам.
Пословицы и поговорки являются наследием народного творчества, выражают мудрость народа, несут в себе нравственно-этические понятия и нормы жизни в обществе, что особенно важно для воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам. Они способствуют пониманию и усвоению многообразия духовных ценностей общества.
Пословицы и поговорки можно использовать на уроках математики для проведения небольших бесед нравственного характера. Учитель может сформулировать пословицу или поговорку в начале, середине или конце урока с целью оценить работу учащихся на уроке, дать характеристику отдельных нравственных качеств человека. Кроме того, разбор пословиц и поговорок предоставляет учителю возможность формировать важные логические умения (анализировать, выделять главное, существенное, обобщать). Их разбор позволяет учителю переключить внимание учащихся, изменить вид деятельности на уроке.
«Дидактические игры»
Цель. Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроке.
Дидактические игры – признанный метод обучения и воспитания. Игровые формы обучения содействуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся, продуктивному общению с элементами соревнования, пробуждая неподдельный интерес к учению. В игре учащиеся проявляют внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия, преодоление трудностей, терпение и т.д. Учитель при проведении дидактической игры должен учитывать:
какое место игра занимает в системе видов деятельности на уроке;
целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
какова методика игры, цель урока и уровень подготовленности учащихся.
Первостепенную роль играет психологический климат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минут. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Однообразность урока утомляет школьников, но частая смена видов деятельности отвлекает их. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому необходима рациональная организация занятий. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Страх, который испытывает человек перед проверочной работой по математике, негативно сказывается на оценке, утверждают ученые. И поэтому создание благоприятного психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, уверенности в собственных возможностях. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю заполнить листы настроения как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными и после контрольных работ. Учащиеся закрашивают цветным карандашом или рисуют ту «рожицу», которая соответствует их настроению.
В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.
На своих уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:
Ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.
При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».