Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНЧИСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ | Милта Ирина Алексеевна, руководитель Кириллова Наталья Павловна. Работа №346210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Групповое давление на индивида способны оказывать как референтная группа, так и семья. Групповое давление и формирование девиантного поведения может происходить в рамках профессиональных и построенных на какой-либо идеологии коллективов, а также в группах «по интересам». Так, профессиональное, конфессиональное, «хоббиальное» или любое иное сообщество людей способно гласно или негласно требовать от своего члена соблюдения норм, которые фактически могут иметь оттенок отклоняющегося поведения.

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНЧИСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

Студентка 4 курса ГБПОУ Центр НПМР ЛО Милта Ирина Алексеевна

 

 

Групповое давление на индивида способны оказывать как референтная группа, так и семья. Групповое давление и формирование девиантного поведения может происходить в рамках профессиональных и построенных на какой-либо идеологии коллективов, а также в группах «по интересам». Так, профессиональное, конфессиональное, «хоббиальное» или любое иное сообщество людей способно гласно или негласно требовать от своего члена соблюдения норм, которые фактически могут иметь оттенок отклоняющегося поведения. Байкерские нормы диктуют необходимость выбирать мотоцикл с максимально мощным и громким звуком двигателя и демонстрировать его громкость тогда, когда обывателю нужна тишина. От члена религиозной секты требуется в течение многих часов выкрикивать нечленораздельные фразы, обращаясь к божеству.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДА С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы — адаптивность — исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида.

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном поведении.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались», по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности выражается в автономизации жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

 

ТИПЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

ДЕЛИНКВЕНТНЫЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Разновидность преступного (криминального) поведения человека представляет собой делинквентное поведение — отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

 

АДДИКТИВНЫЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность имеет избирательный характер — в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные.

Компьютерная зависимость

– пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности и ограничению общения с окружающими. Компьютерная зависимость относится к категории нехимических зависимотей. Хотя активное изучение проблемы имеет уже некоторую историю и ученые смело использовали термины «аддикция», «зависимость» , официально как психическая болезнь компьютерная зависимость была внесена в реестр лишь в 2013 г. При этом в связи с некоторыми затруднениями в критериях диагностики была отнесена к группе заболеваний, подлежащих дальнейшему изучению. Как уже упоминалось, исследователи и психиатры уже свободно классифицируют компьютерную зависимость, детализируя ее разновидности. Как и следовало ожидать, суждения эти неоднозначны. Часть ученых склоняются к мнению, что компьютерная зависимость включает в себя игровую и Интернет составляющие. Другие полагают, будто компьютерную игровую зависимость следует считать интернет- зависимостью, что объясняют наибольшей популярностью онлайн-игр. Выделяют 4 основных типа интернет-зависимости:

Первый тип: Навязчвый веб-серфинг

Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по всемирной паутине, поиск информации. В принципе, в этом нет ничего особо страшного, кроме, конечно, потери времени и угрозы выработки привычки действовать бесцельно. При этом, прообразов или аналогов таких явлений в жизни людей можно найти довольно много.

Так, например, до эпохи телевидения было время очень большой популярности печатных изданий. Кто-то из читателей наверняка вспомнит кого-то из членов своей семьи, с важным видом читающих утренние газеты или листающих какие-то журналы. Примечательно, что если говорить о советской прессе, то, что она могла написать? Та же газета «Правда» была чем-то вроде бесконечного большого числа вариаций на тему копирования предыдущих номеров. Но ведь читали же и не считали это зазорным, скорее наоборот, это символизировало некое стремление к просвещенности, осведомленности и политической грамотности, не говоря уже о «высокой» гражданской сознательности.

Далее пошла эпоха усиления роли телевидения. И вот оно новое средство отвлечения от проблем насущных – бесконечное перелистывание телеканалов. При этом, в данном случае человек даже не может объяснить, что конкретно он пытается найти. Скорее нечто, что «зацепит» его происходящим на экране. Ну, а поскольку быстро «зацепить» нас можно скорей эмоциональным содержанием, чем логикой, то и телевидение в погоне за вниманием зрителя, пусть даже сиюминутным всё больше становится просто набором эмоций, причем, зачастую не имеющих под собой логической основы. Что, кстати, у недалеких зрителей создает ощущение не просто получения знаний о реальности, а еще и роста сознательности и собственного ума.

Так что дело, как видим вовсе не в интернете, дело, как обычно в нас.

Навязчивый веб-серфинг вредит когнитивным способностям. Бессмысленное блуждание по просторам сети приводит к падению производительности работы на 40%. Пользователи, которые зависят от веб-серфинга, проводят в интернете около 30 часов в неделю, причем на него уходит в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу. Исследователь Дж.Грей считает, что каждый десятый пользователь интернет «болен» навязчивым серфингом, ведущим, в итоге к информационной перегрузке

Тип второй: Виртуальное общение

пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети;. Такая беда приходит к ограниченным в общении в жизни людям. За частую обделенным внешностью, финансами, соц. статусом и друзьями. Здесь могут сыграть многие комплексы. Застенчивость, стеснительность, возможно длительная депрессия. На помощь приходит интернет. Ведь в интернете человек может быть кем угодно. Построить свой собственный мир! Чем дольше люди общаются в Интернете, тем больше проблем у них возникает. Самой первой проблемой виртуального общения является несовпадение виртуального образа человека с реальным. Если люди намерены перевести общение в настоящую жизнь, то они должны это сделать как можно быстрее. Поскольку с каждым днем они все больше «дорисовывают» и «приукрашивают» те образы своих собеседников, с которыми общаются

Люди теряют навыки реальной коммуникации, приучаясь к тем формам общения, которые приняты в сети. Здесь речь многих пользователей является неполной, ситуативной, экспрессивной и сленговой. В реальной жизни такие формы могут вообще не применяться, из-за чего человек теряет свои навыки коммуникации.

Люди в виртуальном мире оцениваются не по тем качествам, по которым идет оценка в реальной жизни. Здесь главными становятся чувство юмора, грамотность, кругозор. В реальной жизни нередко решающими факторами становятся внешний вид, поступки и умение правильно выражать свою мысль. Если партнеры из виртуального мира переходят в реальный, то качества, которые они ценили при дистанционном общении, могут обесцениться в один миг при виде друг друга.

Еще одной проблемой является идентификация и самоидентификация. Как уже говорилось, на словах люди могут играть разные роли. Слабый может рассказывать истории, которые демонстрируют его силу. Некрасивая девушка может говорить о том, что ее окружает множество поклонников.

На самом деле может оказаться не то, что было сказано. Пока идет виртуальное общение, человек может быть кем угодно и вводить в заблуждение своих собеседников.

 

Тип третий: Игровая зависимость

Навязчивое увлечение   компьютерными играми, в том числе – по сети; навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянное участие в интернет-аукционах; пристрастие к просмотру фильмов через Интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, так как в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу; Мотивационный фактор, который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать.

Другие причины:

•Разнообразные психические нарушения (психопатия).

•Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.

•Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.

•Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.

•Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.

•Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Последствия игровой зависимости:

сухость глаз;

бледность кожных покровов, анемия;

боли в спине, искривления позвоночника;

головные боли;

бессонница;

истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);

ускорение обмена веществ;

учащение сердцебиения и пульса.

Тип четвертый: Киберсексуальная зависимость

Навязчивое   влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Активизированное воображение изначально может проявляться в просмотр порнографии или занятиях виртуальным сексом. Одновременно анонимность электронных связей позволяет многим тайно посещать эротические чаты, не боясь быть узнанным или пойманным супругом или супругой. Эта же анонимность как бы сохраняет в тайне и место жительства, работы или местонахождения утонувшего в ней человека. Обычно киберсексуальная зависимость начинается в чатах реального времени, где люди могут общаться, подписываясь выдуманными именами. Именно анонимность и приватность посылаемых сообщений могут стать первыми шагами к возникновению такой зависимости и очень скоро безобидные беседы начинают превращаться в эмоциональные разговоры, которые переходят в виртуальную измену. Далее, психическое состояние здоровья человека разрушается всё больше, а такое удобство интерактивных приложений с себе подобными людьми без тормозов, оказывается очень простым способом для общения и для достаточно близкого знакомства. Это заболевание и зависимость может начаться с простого обмена письмами или общения в чате, но в скором времени перерасти в киберсексуальную зависимость, в тайные телефонные звонки и даже реальные сексуальные отношения. Многие люди по своей неопытности считают, что для совершения такой измены необходимо получение какого-либо удовлетворения, но действительность показывает, что это не так. Жена, которая чувствует себя одинокой, может спастись от этого одиночества в разнообразных чатах, где она окружена множеством своих невидимых кибер любовников. А сексуально неудовлетворенный муж может трансформироваться в горячего любовника, за которого будут драться все невидимые им женщины. Момент, когда сексуальные ощущения будут превалировать над начальным влечением с одновременным выключенным логическим рассуждением и активизированным воображением, при наличии более мощного стимула в виде возможности бегства от реальной жизни, с ее стрессами, будет завлекать человека всё глубже в виртуальный мир его фантазий. Эта проблема может включать в себя и следующие факторы: -- Недостаточность общения. -- Сексуальную неудовлетворенность. -- Разногласие в подходах к воспитанию детей. -- Отказ от поддержки семьи или друзей. -- Наличие финансовые проблемы. Такие факторы могут быть обычными для любой семьи, поэтому присутствие подобных проблем только увеличивает возможность возникновения зависимости. Когда два человека беседуют через Интернет, то это может быть комфортно и приятно, а зачастую приятнее, чем при реальном общении. Такие кибер созависимые любовники могут посылать романтические нежные сообщения, живя за тысячи километров, друг от друга. Но в реальной жизни быть одновременно очень грубыми, агрессивными или просто неприятными людьми. Зато легко доступные электронные средства общения и собственная фантазия могут преобразовать и реализовать все те романтические чувства, которых людям так не хватает при общении с их реальными собеседниками.

Компьютер и Интернет сами по себе – нейтральные средства, изначально предназначавшиеся для научно-исследовательских целей. Сейчас дискуссия о вреде чрезмерного увлечения компьютером и Интернетом достаточно серьезна. Наиболее актуальными остаются вопросы, связанные с системным анализом ранних признаков нарушений процессов адаптации у подростков, поскольку проявления этих нарушений не имеют четко очерченной симптоматики и лежат в сфере донозологической диагностики, относясь зачастую к сфере компетенции узких специалистов, не учитывающих оценку состояния здоровья в целом, ориентированную на профилактику. Поэтому одно из наиболее перспективных направлений ранней диагностики таких состояний, – клинико-психологическая диагностика нарушений адаптации, поскольку именно психологическое состояние подростка является наиболее чутким индикатором трудностей адаптации.

Важно подчеркнуть, что и по сей день ведутся споры об объективно верных критериях данного заболевания. Как отмечают C. Ko и J. Yen, ранее из-за неточных критериев в группу интернет- аддиктов попали многие пользователи Интернета, не имеющие зависимости. На сегодня некоторые тесты усовершенствованы, а круг постоянных пользователей, не страдающих зависимостью, расширен, что привело к значительному снижению в мире доли «больных». Однако следует помнить, что даже 1–2% (самые низкие показатели) – это лишь цифры на листе бумаги, за которыми стоят сотни тысяч подростков – наше будущее.

Причины и последствия

В настоящее время выделят 2 основных психологических механизма образования компьютерной зависимости: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого (в ролевых играх – роли виртуального героя, в социальных сетях – роли «вымышленного себя»). Эти механизмы всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

Причины возникновения компьютерной зависимости:

отсутствие навыков самоконтроля;

неумение самостоятельно организовывать свой досуг;

дефицит общения и внимания;

незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;

стремление заменить компьютером общение   с близкими людьми; стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;

низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость от мнения окружающих в сочетании с желанием повелевать;

подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

раздражение при вынужденном отвлечении;

неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

расходование больших денег на обеспечение   постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр) и апгрейд компьютера;

забвение домашних дел, служебных обязанностей, учебы, встреч и договоренностей в ходе работы или игры на компьютере;

пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном из-за большой длительности пребывания за компьютером;

человек предпочитает есть перед монитором;

обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Физические отклонения от нормы у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

нарушение зрения;

снижение иммунитета;

головные боли;

повышенная утомляемость; 

бессонница;

боли в спине;

туннельный синдром (боли в запястье)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×