Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психология здоровья и профилактика профессионального стресса | Коломейчук Алена Юрьевна . Работа №354880

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Краткий конспект лекции на тему "Психология здоровья и профилактика профессионального стресса" предназначен для проведения занятия в рамках дисциплины Управленческая психология и профессиональная этика. Материал содержит такие понятия, как здоровье, здоровый образ жизни, физическое здоровье, психическое и психологическое здоровье, нравственное здоровье, стресс, профессиональный стресс. Рассматривается значимость факторов здоровья и необходимость его поддерживать. Также дается описание разновидностей стресса и их влияние на профессиональную деятельность человека. Перечислены рекомендации по профилактике стресса.

Краткий конспект лекции

“Психология здоровья и профилактика профессионального стресса”

Каждый человек назовет жизнь и здоровье главной ценностью. На практике часто выглядит иначе: поставив превыше всего удовлетворение сиюминутных потребностей, мы подвергаем себя бесконечным психическим перегрузкам, нерационально питаемся, не умеем отдыхать, что отражается на здоровье.

Часто человек задумывается о здоровье в позднем возрасте, значительно потеряв его. Поэтому важно обучать подрастающее поколение в семейной и образовательной среде здоровым привычкам. Однако при всей значимости, социальных и экономических стимулов для формирования психологической настройки на здоровый образ жизни, важное значение имеет прежде всего индивидуальное понимание и активное самовоспитание каждого из нас.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которая определяет способность человека к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности.

Здоровье является предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Выделяют три вида здоровья:

Физическое здоровье - естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем

Техническое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека в человеческом обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья являются:

сознательное отношение к труду;

активное неприятие привычек, которые противоречат здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни, то есть здоровый стиль жизни - это сложившаяся у человека рациональная организация производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая в той или иной мере реализовать свой потенциал.

То есть здоровый образ жизни -это образ жизни основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психологическое и физическое здоровье.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смещении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, то есть условиях и образе жизни.

Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены в начале 20 в.

Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, то есть о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов, то есть условий труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и тд.

Впервые о психологии здоровья заговорил В.М. Бехтерев. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество должно побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал психогигиене, психопрофилактике, воспитанию.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном изменяющемся мире, сложных экстремальных социо-экологических условий, выступает на первый план в конце 19 - начале 20 в.

Психология здоровья - новое научное направление в отечественной психологии, которое переживает период своего становления, определяет приоритеты своих научных интересов, связи со смежными областями научного знания.

Формирование психологии здоровья в нашей стране как самостоятельной области знаний началось с 90-х годов.

Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Цель психологии здоровья - это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. То есть главная цель психологии здоровья - всестороннее совершенствование человека.

Центральной проблемой психологии здоровья являются сохранение, укрепление и развитие здоровья с опорой на его психологическую составляющую, когда само здоровье в единстве его духовной, социальной и соматической сторонами становится реальным условием для полного раскрытия потенциалов человека, его саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и самопознания.

Задачи психологии здоровья:

Повышение уровня психологической культуры;

Повышение уровня культуры общения;

Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Речь идет о работе с психически здоровыми людьми, имеющими те или иные психологические трудности, или решившими стать на путь самосовершенствования.

В психологии здоровья имеются два основных понятия:

Психическое здоровье - составная часть медицинского подхода к феномену здоровья (когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, то есть не поставлен диагноз психического заболевания. Это собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Психологическое здоровье - это рост личности, проявляющийся в движении от центрированности на себя и целях личного превосходства к задачам конструктивного взаимодействия со средой и социально полезного развития; зрелость личности, проявляющаяся в дисциплине ума, эмоций и поступков. Оно определяется двумя признаками:

А. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимизма или “золотой середины”.

Б. Эффективной адаптацией.

Критериями психологического здоровья являются:

Интерес к самому себе;

Общественный интерес;

Самоуправление, самоконтроль;

Высокая фрустрационная устойчивость (предоставление права себе и другим совершать ошибки без обсуждения своей личности или личности другого);

Гибкость;

Принятие неопределенности;

Ориентация на творчество;

Научное мышление;

Принятие самого себя;

Риск;

Ответственность за свои эмоциональные нарушения.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека;

Формирование внутренней картины здоровья, то есть психологического состояния отношения к здоровью;

Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности;

Создание системы обучения здоровью.

Стресс (от англ. stress - напряжение) - это осознание психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Автором концепции стресса является Ганс Селье.

Несмотря на то, что в зависимости от выраженности стресса, он может оказывать на деятельность как положительное, так и отрицательное влияние (до ее полной дезорганизации), стресс - один из основных источников разного рода заболеваний человека. Переживание стресса и управление им относится к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем.

Стрессом считается общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя.

Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, например, как страх, гнев, удрученность и т.д.

Стресс чрезвычайно вреден для здоровья: постоянное пребывание в стрессовом состоянии, может вызвать различные тяжелые болезни.

Для здорового человека стрессы не будут представлять угрозы, если их количество не превысит его восстановительных способностей. Главное опасность - неправильно определить свой тип личности и пытаться стать не тем, кем являетесь на самом деле.

Признаки стресса можно разделить на три категории:

Физические - потеря аппетита, бессонница, головные боли, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение и т.п.;

Эмоциональные - излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, ночные кошмары и т.п.;

Поведенческие - постоянный поиску себя различных заболеваний, скрежетание зубами, хроническое откладывание дел на завтра, привычки кусать ногти, постукивание пальцем.

Чаще всего люди обращают внимание на физические признаки, но практически любой симптом может быть скрытым признаком стресса.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьезных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Причины возникновения стресса могут быть самыми разными.

Профессиональный стресс- это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Выделяют несколько видов профессиональных стрессов:

Информационный стресс - стресс, возникающий в связи с информационными перегрузками.

Эмоциональный стресс - стресс, возникающие при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях, унижения, вины, гнева и обиды.

Коммуникативный стресс - стресс, связанный с реальными проблемами делового общения; проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо.

Стресс достижения - возникающий, когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует, в результате чего он впадает в депрессию.

Стресс конкуренции - основан на страхе оказаться несостоятельным и проиграть в конкурентной борьбе.

Стресс успеха - стресс настигающий человека в момент наивысшего успеха.

Следует отметить, что кроме “стрессопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, стрессовые ситуации встречаются практически в любой работе. Часто возникает стрессовая ситуация, когда человек вынужден менять работу - даже если он по своей воле перешел на другое место, получил повышение и т.д.

Очень важно знать правила саморегуляции в условиях профессионального стресса:

Наблюдать за самим собой;

Искать способы остановки самого себя;

Заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение;

Серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение.

Бороться со стрессовыми ситуациями на работе не только можно, но и нужно.

Развитые навыки саморегуляции очень часто позволяют специалисту избегать разного рода конфликтов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X