ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ. | Сафронова Наталья Леонидовна. Работа №340158
В настоящее время вопрос эффективной работы в образовании с одаренными обучающимися актуален не только на государственном уровне, но и на региональном, поскольку это вклад в потенциал продуктивной экономики и социальной жизни региона как гарантия стабильного устойчивого развития. Очевидно, что существует потребность в получении методологической поддержки при осуществлении психолого - педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной организации.Тем не менее, ясно одно: верно подобранный педагогический инструментарий работы с одаренными обучающимися позволит сформировать выпускника школы, который станет конкурентоспособным студентом и далее специалистом на рынке труда.
УДК 371.3
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.
Н.Л. Сафронова,
Учитель географии МБОУ «Школа № 32 города Донецка»,
студентка 1 курса магистратуры
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» г. Донецк, ДНР
Аннотация. В статье рассмотрены психолого - педагогические подходы в педагогической работе с одаренными обучающимися при изучении географии.
Ключевые слова: одарен.ность, концепция мотивационной одаренности, практи.ко -ориентированная среда, география
Актуальность. В настоящее время вопрос эффективной работы в образовании с одаренными обучающимися актуален не только на государственном уровне, но и на региональном, поскольку это вклад в потенциал продуктивной экономики и социальной жизни региона как гарантия стабильного устойчивого развития. Очевидно, что существует потребность в получении методологической поддержки при осуществлении психолого - педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной организации.Тем не менее, ясно одно: верно подобранный педагогический инструментарий работы с одаренными обучающимися позволит сформировать выпускника школы, который станет конкурентоспособным студентом и далее специалистом на рынке труда.
Изменения, произошедшие в системе образования за последнее десятилетие, и переориентации на гуманистические, ориентированные на характер и развитие образовательные методики изменили отношение к учащимся с исключительными способностями. Появились учреждения и программы, направленные на выявление, обучение и развитие одаренных обучающихся.
Однако при работе с одаренными учащимися постоянно возникают педагогические и психологические трудности, связанные не только с разнообразием видов одаренности, но и с разнообразием теоретических подходов к организации обучения таких детей в условиях массовой школы. А именно, проблема разработки психолого - педагогического сопровождения в образовательном процессе одаренных учащихся в средней школе,решению которой посвящено данное исследование. Прежде всего,речь идет об учениках с высоким уровнем развития нтелле.ктуально ,творческой и академической компетентности.
Чтобы подчеркнуть приоритетность использования закономерностей психологического развития в качестве исходной основы образовательного процесса и образовательной среды в целом был введен термин "психолого - педагогическое сопровождение".Исследование показало, что понятие"одарен.ные обучающиеся"весьма условно и относится к учащимся с необычно ранним психическим подъе.мом, с его выраженными проявлениями и другими особыми психическими характеристиками,с признаками предпосылок, благоприятствующих развитию научной одаренности.Однако,поскольку речь иде.т о учениках,все эти характеристики имеют лишь предварительное значение,и необходимо организовать специальные условия для их выявления с целью дальнейшей воспитательной работы. Мы использовали концептуальные представления об одаренности,при построении теоретической основы психолого - дидактической системы среднего общего образования, разработанные отечественными авторами впоследние годы и представленные в федеральной целевой программе"Одарен.ные дети": концепцию возрастной одаренности, проявление творческого потенциала человека как,динамическая теория одаренности, психолого - дидактический подход к обучению одаренных учащихся в условиях коллективной школы,концепция одаренности как проявления творческого потенциала человека.
Анализ последних исследователей и публикаций. Переход от исследований отечественных психологов А.М. Матюшкина [5], Н.Б. Шумакова [1, 21], Г.Д. Чистяковой [7], В.С. Юркев.ича [3, 17], касающихся творческой одаренности и проблем прогнозирования одаренности к концепции развития одаренного обучающегося как потенциального новатора в современных реалиях имеет стратегический смысл.
Цель данной работы – выявление актуальности разработки проблемы психолого -педагогического сопровождения обучения и развития интеллектуально одаренных детей и подростков при изучении географии и формулирование ключевых направлений работы с одаренными детьми на региональном уровне.
Результаты исследования.
Было выявлено, что одарен.ные обучающиеся в ходе исследования быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и дают отпор всем видам нетворческих работ. Это может создавать массу проблем, и оцениваться учителями как упрямство или лень. Поэтому самым эффективным методом взаимодействия учителя географии с одаренным учеником, по мнению педагогов, являются индивидуальные и групповые занятия с возможностью самостоятельной опережающей работы с материалом. Школа № 32 г. Донецка с 2019 г. исследует вопросы мотивации одаренных обучающихся, применяя вышеперечисленные подходы, эффективность которых подтверждают результаты мониторинга (рис.1)
Рис. 1. Динамика одаренности учащихся по географии в 6-х классах
МБ.ОУ «Школа № 32 г. Донецка»
Настоящее исследование показывает,что ключом к интеграции вышеуказанных теоретических положений является интегративный подход,который рассматривает одарен.ность как целостный процесс развития личности и сознания одаренных учеников,реализующих свой творческий потенциал. В свете этого творческая активность учащихся рассматривается как фундаментальная характеристика одаренности.С этой точки зрения,одаренность в данном исследовании представлена как:
-системная характеристика психики , которая является результатом когнити.вного или активного взаимодействия между личностью и образовательной средой; эта характеристика является развивающейся психической характеристикой,для проявления и развития которой необходимы не только природные предпосылки,но и соответствующая образовательная среда, включающая соответствующие виды деятельности; индивидуальные особенности для когнити.вного, эмоционального и личностного развития учащихся.
Индивидуально - авторский характер проблемы одаренности (выявление,обучение и развитие) обусловил формулировку обучения, обучения - развития и развития как образовательных задач, решаемых в рамках исследования.В связи с этим была разработана модель свободно развивающегося одаренного ученика,реализующая три основных подхода к обучению:
-Дидактический,который строит творческое обучение в направлении расширения и углубления учебного материала в соответствии с логикой изучаемых наук;
Дидактико. - психологический, который сочетает высокий уровень предметного обучения с психологическими занятиями для развития способностей и личности ученика;
Психолого - дидактический характеризующийся приоритетными с пользованием психологических основ в развивающем обучении.
Уделено особое внимание в исследовании созданию среды свободного выбора как необходимого условия развития, одаренного обучающегося.
Это проявилось не только в содержании осваиваемых учеником программ, но и форм (очная, очно - заочная, дистанционная, летний суперинтенсив); и методов учебной деятельности.
Учитывая психологические, физиологические, дидактические и другие особенности обучения и развития одаренных учащихся,основным требованием к преподавателям для работы с ними является изменение педагогического сознания.Это означает,прежде всего,изменение ранее сложившихся стереотипов поведения учителей, в первую очередь,их представлений об учениках,образовательном процессе и о себе,сложившегося стиля общения (способов взаимодействия)и,соответственно,методов преподавания и воспитания.Таким образом, подготовка педагогических кадров к работе с одаренными учениками включает в себя:
- формирование знаний о том, что такое одарен.ность и кто такие одарен.ные дети, каковы особенности их обучения и развития, методы выявления одаренности и способы обучения в разных условиях;
- формирование личностного отношения к одарен.ному обучающемуся. Именно такая работа предшествовала созданию и внедрению модели свободного развития, одаренного обучающегося в процессе его обучения в МБ.ОУ«Школа № 32 города Донецка».
Выводы: Исследование. подтвердило актуальность разработки проблемы психолого -педагогического сопровождения обучения и развития интеллектуально одаренных детей и подростков. В этой связи следует подчеркнуть,что психолого - педагогическое сопровождение стратегической целью определяет содействие развитию личностных качеств обучающегося, обеспечивающих успех, самостоятельность и активность.
Исследование обозначило и ряд вопросов, которые требуют дальнейшего изучения: исследование современных технологий обучения одаренных обучающихся, которые используются в мировой образовательной практике; поиск путей и способов повышения уровня профессионального мастерства практикующих психологов; обобщение. опыта практической работы учреждений образования с одаренными детьми и подростками; разработку методик оценивания результативности научно - методических нововведений в системе среднего общего образования и в том числе в работе с одаренными обучающимися; подготовка кадров для работы в системе образования в высших учебных заведениях страны.
Библиографический список
Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей – СПб.: Питер, 2006 – 240 с.
Брюно Ж. Одаренные дети: психолого
-
педагогические исследования и практика // Ж. Брюно, Р. Малви, Д. Назарет, Р. Пажес, Д.В.Ушаков, Ж.-Ш. Террасье / Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 73-78.
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности (изд. второе, расширенное и переработанное) // Одаренный ребенок, 2003, № 4. – 71 с.
Гладилина И.П. Развитие творческой одарённости обучающихся – одна из приобретенных задач государственной молодёжной политики / И.П. Гладилина // Среднее профессиональное образование, 2009. №6. – С. 12-16.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // А.М. Матюшкин. – Вестник психологии и образования. №4 (33). – 2012. – С. 84-86.