Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого- педагогических условий для развития эмоциональной сферы детей». | Неверовская Татьяна Валентиновна. Работа №301806

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения, также ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека, как члена общества и определяют его поступки. Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно,ведь тем самым закладывается основа для перехода наследующую ступень.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад «Обобщение опыта работы по

 

созданию психолого- педагогических условий для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Актуальность

Цель.

Задачи

Характеристика эмоциональной сферы (эмоциональных проявлений)

детей

раннего

возраста.

Средства и методы развития эмоциональной сферы

(эмоциональных

проявлений)

детей

раннего

возраста.

Реализация

психолого-педагогических

условий,

обеспечивающих

поддержку

развития

эмоциональной

сферы

детей

раннего

возраста.

 

Актуальность.

 

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения, также ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека, как члена общества и определяют его поступки. Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно,ведь тем самым закладывается основа для перехода наследующую ступень.

В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах

развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах.

В последнее время все больше внимания уделяется развитию личности ребенка, его нравственному состоянию, психологическому благополучию. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о

 

его психическом состоянии, благополучии. Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект

«эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.

Цель.

Задачи.

 

Цель работы: теоретически изучить и исследовать особенности развития эмоциональной сферы (эмоциональных проявлений) детей раннего возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной

сферы (проявлений) и выявить особенности

ее развития у детей раннего

возраста.

Изучить

особенности

развития эмоциональной сферы в раннем детстве и

определить

влияние

различных методов

на

ее формирование.

Систематизировать

игры

и упражнения, направленные на поддержание

психологического здоровья и развитие эмоциональной сферы детей раннего

возраста.

Повысить компетентность педагогов и родителей

в вопросах развития

эмоциональной сферы

детей раннего

возраста.

Характеристика

эмоциональной

сферы

(эмоциональных

проявлений)

детей

раннего возраста.

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него дети становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут

 

заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать

«эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение

привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания. Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства побуждают к поступкам и в них жезакрепляются

В то же время в возрасте 1 - 3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у детей раннего возраста все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностъю. Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у

 

младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация

эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что онопроисходит в организованной им игре.

К 3 годам у ребѐнка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план

 

выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты. Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям.

В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

Освоение ребенком речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание. Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый

 

подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у ребенка при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца вотрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Таким образом, особенности эмоционального развития в раннем возрасте следующие:

эмоциональные

переживания

кратковременны,

неустойчивы,

выражаются

бурно,

дети

очень

впечатлительны,

их

поведение

импульсивно,

эмоции выступают

мотивами

поведения;

происходит

дальнейшая

социализация

эмоций,

поскольку

переживания

связаны

с

результатами

человеческой

деятельности,

и

ребенок

осваивает

способы

их выражения;

развиваются

высшие

чувства,

среди

которых

особое

место

занимают

симпатия,

сочувствие,

чувство гордости и

стыда;

включение

слова

в

эмоциональные

процессы

перестраивает

их

протекание

и

в

совокупности

с

установлением

связи

между

чувством

и

 

представлением создает предпосылки для их регуляции.

Средства и методы развития эмоциональной сферы

(эмоциональных

проявлений)

детей

раннего

возраста

Для эмоционального развития детей существует достаточно средств и методов. В группе раннего возраста педагоги нашего детского сада используют такие формы организации деткой деятельности как:

подвижные

игры;

трудовое

воспитание;

совместные

праздники,

досуги;

чтение

художественной

литературы;

слушание

музыки;

изобразительная

деятельность;

театрализованная

деятельность

Подвижная

игра

сложная

эмоциональная

деятельность

детей,

направленная

на

решение

двигательных

задач,

основанная

на

движении

и

наличии правил.

В игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение к ним человека Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игры образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Трудовое

воспитание

должно

входить

в

жизнь

ребенка

с

самого

раннего

возраста

и

осуществляться

последовательно

и

систематично.

Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания,

 

раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением.

Положительная оценка даже небольших успехов ребенка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах.

Хозяйственно-бытовой труд: для малышей это труд новый, интересный и привлекательный вид деятельности. Он строится на возрастающем интересе к окружающему миру. Дети любят действовать с разными предметами, познают их свойства, качества, назначение, связи между ними. Хозяйственный труд малышей заключается в выполнении элементарных индивидуальных поручений (собрать и поставить на место игрушки; разложить флажки на стульчики по просьбе музыкального руководителя; убрать со стола предметы, сложить в коробки и шкафы строительный материал; переодеть кукол; и т. д.). Важно стимулировать и поощрять проявление детьми самостоятельности, активности, старания, настойчивости, желания упражняться в действиях и получать удовлетворение от результатов. Необходимо поощрять и поддерживать у детей интерес к деятельности взрослых и сверстников, стремление помогать им и т. д. Всеми этими качествами дети овладевают постепенно под руководством и при помощи взрослого.

Совместные

праздники,

досуги.

Праздник в дошкольном образовательном учреждении – это веселье, радость, творчество, которые разделяют взрослые и дети. Психика малыша устроена так, что невозможно вспомнить то, что ему неинтересно.

Увлекшись игрой, дети свободно, без напряжения выполняют задания, упражнения, играют в игры, танцуют. Праздник – это игра. А сколько радости приносят эти праздники – они помогают ребенку преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, учат быть открытым в общении, владеть своими чувствами. Для того чтобы дети не выросли равнодушными к миру

 

прекрасного, необходимо приобщать их к этому миру как можно раньше. Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку

Чтение

художественной

литературы

.

Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность эмоций взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребѐнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделитьанализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках,

Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия художественной литературы требует поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей, с важностью развития эмоциональной сферы используя художественную литературу, помогает им расширить

 

свои возможности в плане воспитания ребенка.

Слушание

музыки

 

Музыка дает возможность создания приподнятого, радостного настроения, выражения и разрядки отрицательных эмоций, повышения или понижения активности у детей, привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

Музыка оказывает огромное влияние на развитие эмоциональной отзывчивости, формирует ценностное отношение к окружающему миру, способствует воспитанию таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

Изобразительная

деятельность

.

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; расширяются представления об окружающем; в процессе работы ребѐнок начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают

 

положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность

— важнейшее средство развития у

детей

эмпатии

,

т.е.

способности

распознавать

эмоциональное

состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить

себя

на

его

место

в

различных

ситуациях,

находить

адекватные

способы содействия. Благодаря сказке ребенок познает мир не только

умом,

но

и

сердцем.

И

не

только

познает,

но

и

выражает

свое

собственное

отношение к

добру

и злу.

Театрализованная игра позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная игра помогает всесторонне развивать ребенка.

Кукольный театр позволяет выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка. Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.

Театрализованная деятельность используется не только, как диагностика, но и как средство коррекции развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

 

5.Реализация психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

 

Психолого-педагогические условия, обеспечивающих поддержку развития эмоциональной сферы детей раннего возраста включают три необходимых компонента:

создание

психологически

комфортного

климата

общения

детей

и

взрослых;

развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка в ходе игровой

деятельности НОД;

обеспечение

комфортных

условий

развивающей

предметн

о-

пространственной

среды.

 

Создание психологически комфортного климата общения детей и

взрослых

.

Непосредственное общение ребенка с педагогом начинается с утреннего приема детей, здесь очень важно задать благоприятный эмоциональный тон, который влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность детей в течение всего дня. Важно, с каким настроением пришел в сад ребенок, от этого зависит можно ли сразу привлекать малыша к деятельности, либо дать ему возможность побыть одному, успокоиться. Можно расспросить ребенка о его настроении, о том, какие эмоции вызвали у него впечатления от событий раннего утра, поговорить об этом с родителями (взрослым, с которым пришел ребенок). Педагоги приучают детей здороваться со всеми, кто их встречает, быть вежливыми и дружелюбными в обращении друг с другом. В утренний прием детей включаются веселые детские песни: «Буратино», «С голубого ручейка…»,

«Антошка» и многие другие. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения.

В течение дня, в ходе основных режимных моментов, педагоги уделяют внимание изменению эмоционального настроя каждого

 

ребенка, проявляя педагогический такт, включают ребенка в общую деятельность или предлагают самому выбрать занятие по душе, уединиться. Плохое поведение ребенка может быть способом выражения гнева, страха и других эмоций – ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Каким бы ни было поведение ребенка в течение дня, воспитатель находит позитивные моменты и озвучивает похвалу в адрес ребенка обязательно в присутствии родителей. Затем можно тактично, не осуждающе рассказать о возникших проблемах (иногда в присутствии ребенка, иногда только родителям), здесь обязателен индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Момент ухода ребенка из детского сада не менее важен, чем утренний прием. Отдельно стоит обратить внимание при уходе ребенка из детского сада на то, что он не должен забыть о правилах хорошего тона и попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитатель и родители ведут совместную работу по формированию положительного эмоционального отношения ребенка к детскому саду и настраивают его на следующие посещения.

Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников меняет поведение ребенка и его отношение к окружающим к лучшему, если ему помогают не только осмысливать, но и эмоционально переживать собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует игровые ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию. Той же цели служит организация праздников, проведение развлекательных мероприятий.

Развитие

и

кор

рекция

эмоциональной

сферы

ребенка

в

ходе

игровой

деятельности,

НОД.

Релаксационные игры позволяют снять психоэмоциональное

 

напряжение, создать положительный эмоциональный фон. Эмоциональная сфера детей в условиях ДОУ может реализовываться так же через психогимнастику, например игра

«Хоровод»: дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, хитрую лису. В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Обеспечение

комфортных

условий

развивающей

предметн

о-

пространственной

среды.

По мнению С. Л. Новоселовой, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребѐнка.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей.

Основными характеристиками предметно развивающей среды для групп раннего возраста являются:

 

разнообразие

наличие

всевозможного

игр

ового

и

дидактического

материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;

доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле

зрения

ребѐнка

(исключаются высокая

мебель

и

закрытые шкафы);

эмоциогенность

обеспечение

индивидуальной

комфортности,

психологической защищѐнности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребѐнка и вызывающей у него положительной эмоции);

зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и

учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей

раннего возраста –

играют

не вместе,

а рядом).

В группах раннего возраста «Капельки», «Солнышко» организован

«Уголок эмоциональной разгрузки», где детям предоставляется возможность уединиться, побыть одному, чтобы избежать нервного перенапряжения. Уголок представляет собой ширму, на которой с помощью прищепок и тесьмы прикрепляются персонажи знакомых сказок и малыш сам, без помощи взрослого может манипулировать с данными персонажами и выстраивать сюжет; дети могут полистать и посмотреть иллюстрации любимых книг, альбом группы.

Вывод: В результате проделанной работы педагоги повысили компетентность в вопросах развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством педагогической поддержки эмоционально – экспрессивного развития детей раннего возраста.

У родителей сформировалось представление о значении разнообразных форм и методов на развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста, формирование детско – родительских отношений и семейных

 

традиций. Родители – активные участники образовательного процесса (семейные конкурсы, анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания).

В помощь педагогам и специалистам систематизирована картотека игр и упражнений, направленных на поддержание психологического здоровья и развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×