ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ | Адамчук Анна Александровна. Работа №348380
: В статье рассматривается проблема формирования нравственных ценностей у старших подростков и молодежи в современном обществе. Автор указывает на нравственный кризис, который проявляется в различных аспектах, таких как подростковая преступность, потребление наркотиков, алкоголизм, и другие факторы, свидетельствующие о потере духовного здоровья общества. Автор подчеркивает важность проведения диагностики и работы над формированием нравственных ценностей в образовательных учреждениях.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Адамчук А.А., студент 3 курса, Факультет социальных наук
Научный руководитель: Иванова Е.А, кандидат педагогических наук, доцент
Амурский Государственный Универистет (ФГБОУ ВО «АмГУ»).
Благовещенск.
gamiakan@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования нравственных ценностей у старших подростков и молодежи в современном обществе. Автор указывает на нравственный кризис, который проявляется в различных аспектах, таких как подростковая преступность, потребление наркотиков, алкоголизм, и другие факторы, свидетельствующие о потере духовного здоровья общества. Автор подчеркивает важность проведения диагностики и работы над формированием нравственных ценностей в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: ценности, нравственные ценности, старшие подростки.
Проблемы этического развития, или вопросы по формированию нравственных ценностей, перед педагогами стояли всегда. Большое число исследований в этой области связано с проблемами по становлению моральных и нравственных ценностей личности, их истоков, развития. Изучением данной темы занимались такие известные педагоги, как Д.Дьюи, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Беленький, А.И. Еремкин, Е.Н. Ильин, П.Ф. Каптерев и др.
Нравственный упадок, рост подростковых суицидов и культ потребительства, наркомания и алкоголизм среди подростков – вот некоторые характеристики нынешнего состояния общества, которые служат свидетельством нравственного кризиса и потери духовного здоровья [1]. Высокий уровень преступности обусловлен общим увеличением агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь характеризуется волевой и духовной незрелостью. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, преимущественно западной культуры, за счет потери истинных духовных, культурных и национальных ценностей, которые ранее были характерны для российского менталитета [2]. Таким образом, главной опасностью, встречающейся перед нашим обществом сегодня, является разрушение личности.
Актуальность проблемы нравственного и духовного воспитания связана с тем, что в современном мире человек подвергается многочисленным источникам сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера [3]. Среди этих источников преобладают средства массовой информации, которые ежедневно влияют на формирование сферы подростковой нравственности. О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС третьего поколения и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которые нацелены на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения [4,5].
Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием, они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы [6]. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.
Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится именно на старший подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. В свою очередь ценности влияют на направленность деятельности и личности, поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения [7].
Основным интересом исследовательской работы является осуществление диагностики формирования нравственных ценностей старших подростков в общеобразовательных учреждениях. К нравственным ценностям рассматриваемым в данной исследовательской работе мы относим такие качества как: патриотизм, ответственность, совестливость, принципиальность, справедливость.
Эмпирическое исследование формирования нравственных ценностей старших подростков в общеобразовательных учреждениях проводилось на базе МАОУ "Школа №16 г. Благовещенска им. Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А. Леонова". Исследование проводилось на 10-м классе, в количестве 25 человек.
Для социально-педагогической диагностики уровня нравственного понимания мы использовали методику, разработанную самостоятельно. Подросткам были заданы вопросы на понимание понятий «ценность» и «нравственные ценности». Также включено задание на соотношение ценностей с нравственными. По результатам диагностирования высокий уровень нравственного понимания выявлен у 12% обучающихся, средний уровень – 28%, уровень ниже среднего – 44%, низкий уровень – 16%. Многие подростки дали ошибочное понятие «ценности» и «нравственных ценностей». Некоторые не смогли правильно соотнести нравственные ценности с ценностями представленными в задании.
Вторая методика (адаптированая методика Д.В. Григорьева «Отечество моё – Россия») была проведена с целью выявить отношение опрашиваемых к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, совестливости, принципиальности, справедливости). По результатам диагностирования высокий уровень поведенческого компонента ценностных представлений долга и ответственности выявлен у 24% обучающихся, средний уровень – 30%, уровень ниже среднего – 26%, низкий уровень – 20%.
Третья методика «Отечество моё – Россия» (анкета Д.В. Григорьева) была проведена с целью определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников. По результатам диагностирования высокий уровень патриотизма выявлен у 26% опрашиваемых, средний уровень – 36%, уровень ниже среднего – 26%, низкий уровень – 12%.
Для диагностики процесса формирования был проведен анализ документов и сайта образовательной организации. В анализе образовательного учреждения выявлено, что формирование нравственных ценностей старших подростков осуществляется через различные аспекты.
В школе действует Положение о системе контентной фильтрации интернет-ресурсов, которое регулирует доступ к информации, соответствующей целям воспитания. Система предоставляет список разрешенных и запрещенных сайтов, предотвращая вредное влияние на детей и помогая учителям и ученикам находить нужные материалы для формирования нравственных ценностей.
Рабочая программа курса "Разговоры о важном" в школе №16 г. Благовещенска способствует формированию нравственных ценностей учащихся. Она направлена на развитие гражданской идентичности, интереса к познанию, мотивации к социальной активности и личностному самоопределению. Программа разработана с учетом федеральных образовательных программ, объединяя обучение и воспитание.
В рамках внеурочной деятельности ученики участвуют в мероприятиях, способствующих формированию гражданско-патриотических убеждений. Например, в рамках недели психологической помощи проводились тренинги и круглые столы, способствующие развитию самоценности и уважения к себе и окружающим.
Исследование, проведенное на базе МАОУ «Школа №16 г. Благовещенска», позволило выявить уровень формирования нравственных ценностей старших подростков. Результаты диагностики когнитивного компонента показали, что многие обучающиеся имели недостаточный уровень понимания понятий "ценность" и "нравственные ценности". В то же время, поведенческий компонент ценностных представлений, таких как ответственность, совестливость, принципиальность и справедливость, имел разнообразный уровень выраженности среди респондентов.
Отсутствие в образовательном учреждении плана мероприятий о формировании нравственных ценностей у старших подростков говорит о том, что работа осуществляется фрагментарно и входит в содержание других мероприятий, это тормозит сам процесс.
В целом, динамика нравственных ценностей старших подростков в образовательном учреждении оценивается как удовлетворительная. Однако, для улучшения уровня нравственности и патриотизма рекомендуется увеличить количество мероприятий и занятий, направленных на формирование этих ценностей. Кроме того, важно учитывать дальнейшее совершенствование педагогического процесса и внедрение инновационных методов воспитания, чтобы обеспечить более эффективное формирование нравственных ценностей учащихся.
Библиографический список
1. Пресс-служба Института воспитания РАО. Новые ценности молодежи: исследование. [Электронный ресурс] / Издательский Центр ЮНИПресс, 2022. Режим доступа: https://после-уроков.рф/novye-cennosti-molodezhi-issledovanie-v-rossii/
2. Викулова, Н.Ю. Традиционные семейные ценности и проблема современного родителя / Н.Ю. Викулова / Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры: сборник материалов VII Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Том Часть I, 2020.
3. Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / А. П. Кузива / Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 78-81. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15393/
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 // Официальные документы в образовании. – 2021.
6 Чиркова, В.А. Возрастные особенности детей старшего подросткового возраста / В.А.Чиркова / сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2024. – С. 112-122.
7. Чернышова, В.А. Понятие нравственного воспитания и особенности старшего подросткового возраста / В.А. Чернышова, В.О. Басов / Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". – 2023.