Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста. | Магсумова Диляра Рустамовна . Работа №351182
Средний школьный возраст - это период интенсивного физиологического развития личности, формирования абстрактных форм мышления, включение её в систему общественно-трудовых отношений (пусть даже и воображаемых для определённой части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости всё это определяет преобладание собственного «Я» подростка в развитии его личности.
Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста.
Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст или подростковый (V - IХ классы, от 10 - 11 до 15 - 16 лет), включающий и первые годы ранней юности, характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.
Быстрыми темпами развивается у подростка коммуникативная сфера. Формирование образа «Я» происходит в процессе деятельности и общения с людьми, которые окружают подростка. Информация о себе как субъекте деятельности и общения складывается из результатов действий, из реального и предполагаемого отношения других людей. На основании представления о себе подросток конструирует собственную линию поведения и строит отношения с окружающими
Средний школьный возраст - это период интенсивного физиологического развития личности, формирования абстрактных форм мышления, включение её в систему общественно-трудовых отношений (пусть даже и воображаемых для определённой части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости всё это определяет преобладание собственного «Я» подростка в развитии его личности.
Это, конечно, не означает невозможности влияния воспитателей на развитие подростков. Однако характер воспитательных влияний должен существенно измениться. В этот период воспитатель ставит целью предоставления материала, создание условий, необходимых для выражения развивающейся индивидуальности, не прямое воздействие на эмоциональную и рациональную сферы подростка, а опосредованное (наиболее эффективно - через сверстников) влияние через создание условий для успешной деятельности, выбор рациональных вариантов оценивания и т.п.
Переход от детства ко взрослости всегда труден и для самого ребёнка и для окружающих. Кризис подростка проявляется в различных формах. Это и непослушание, сопротивление всему тому, что исходит от взрослых, и протест против методов воспитания, применявшихся к нему в младшем возрасте. В поведении подростков появляется упрямство, негативизм, резкость, а иногда грубость. Они нередко становятся замкнутыми и скрытыми.
У подростков возникает очень важная особенность мышления: стремление соотносить всё, что совершается в окружающем мире, изучается в школе, читается в книге и т.д., со своей личностью, внутренним миром мыслей, чувств, переживаний. Подросток думает одновременно и о том, что совершается вокруг него, и о самом себе. Из того, что он слышит, он выделяет мысли, которые касаются его личных интересов, потребностей, взглядов. Избирательный характер внимания и интересов в дальнейшем углубляется.
Самоутверждение подростка - самооценка, самовыражение, самонаблюдение, самовоспитание - является вместе с тем причиной ряда противоречивых явлений, которые доставляют много тревог и родителям, и учителям. Для учащихся V - VII классов характерен подростковый тип общения. Его эмоционально-смысловой доминантой является решение подростком проблем собственного становления.
Школьникам этого возраста свойствен обострённый интерес к собственным возможностям, стремление многому научиться, усовершенствовать себя (быть сильным, много знать, уметь и так далее). Это определяет их ориентацию на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших.
В психическом развитии подростка можно выделить две группы взаимосвязанных свойств. Одну группу образуют свойства личности, которые принято называть возрастными, т.е. они имеют сходные проявления у детей одного возраста и в них проявляются общие закономерности развития личности. Эти свойства не зависят от условий обучения и воспитания. Подросток становится особенно чутким к оценке его личности, когда самолюбие, гордость часто и тщеславно принимают болезненные формы.
Собственная оценка своей личности обычно бывает неадекватной, когда своё «Я» переоценивается. Признание общего авторитета, подчинение дисциплине и в особенности послушание взрослым становятся невыносимыми. Поднимается сначала скрытый, а затем открытый протест против стеснения своей свободы, желаний и стремлений.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряжённые.
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое) .
Другую группу свойств составляют индивидуальные особенности личности подростка, формирование которых обусловлено наследственными признаками и конкретными условиями обучения и воспитания. Эти особенности, взаимосвязанные с возрастными, лежат в основе психологического типа личности подростка. Многие поступки и действия подростков обусловлены темпераментом. Неуравновешенный холерик, активный сангвиник неусидчивы, чаще нарушают дисциплину. Зато среди спокойных флегматиков и замкнутых меланхоликов больше упрямых и строптивых.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубления знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего и школьного возраста, теряют свою побудительную силу.
Пик интеллектуального развития, по мнению Я.А.Паномарёва, достигается уже в 12 лет. Однако его нельзя соотносить с кульминацией творческой продуктивности, которая зависит от багажа знаний, жизненного опыта, целеустремлённости и ряда других качеств, которыми ещё не обладает подросток.
В психологическом плане при повышенной жизнедеятельности и активности подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, яркой выраженностью эмоциональных реакций, немотивированными колебаниями настроения, скачкообразным и разнонаправленным развитием эмоциональной сферы, расширением интересов. В поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.
Подростковый возраст является сензитивным периодом в развитии и эмоциональной сфере, которая в свою очередь, входит в структуру креативного потенциала личности в качестве важнейшего компонента, что свидетельствует об острой необходимости развития творческих качеств именно в подростковом возрасте. На эту необходимость указывают изменения в волевой сфере подростка
В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Нежелательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Современная концепция образования и воспитания ориентирует педагогов на использование «развивающей» стратегии воздействия, предполагающей открытый диалог с ребёнком, что способствует созданию оптимальных предпосылок для развития положительной мотивации к учению, ведёт к раскрытию творческих потенциалов субъекта, формированию его как ответственной, самостоятельной и активной личности.
Успешность воспитания и обучения, понимаемых как уникальные творческие процессы, обеспечивающие условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания ребёнка, при таком подходе определяет не только высокий профессионализм учителя, но и владение им психологическими знаниями, позволяющими понимать учащихся, разбираться в особенностях их психики и поведения
При нормальном развитии подросток должен понять, что он или она не чья-то копия и что побуждения его или её действий исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для ребёнка этого возраста оказывается крайне важным развивать свою собственную идентичность. Ребёнок переживает кризис потому, что достигает возраста, в котором люди в нашем обществе начинают по-новому осознавать свою автономность и самостоятельность.
Чем старше становится подросток, тем меньше понимание он находит у окружающих его взрослых. Тот факт, что на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнёрами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями
2. Особенности среднего школьного возраста.
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники уже начинают систематически изучать науки. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых [Беспалько, 1989, с. 217].
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Таким образом, наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха [Бабанский, 1983, с. 147].
В процессе обучения совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению [Бабанский, 1983, с. 147].
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным [Баранов, 1981, с. 195].
Необходимо развивать внимательность, наблюдательность. С этой целью детям предлагается рассказать о друге через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников [Бабанский, 1983, с. 148].
Для развития памяти можно предложить ученикам выучить историю появления какого-нибудь портрета.
Изучив психологические особенности учащихся младшего подросткового возраста, мы пришли к выводу, что основным видом деятельности выступает учение. Но нельзя забывать о том, что важно постоянно использовать все виды деятельности на уроках, сочетать и менять их. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес к нему. (https://www.kazedu.kz/referat/127132/1)
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 1-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.
Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
Сердечнососудистая система претерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.
Рост диаметра артерий отстает от роста сердца. В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.