Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогическая характеристика: структура и содержание. | Бондарева Елена Владимировна. Работа №240516

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бондарева Елена Владимировна
Психолого-педагогическая характеристика:

структура и содержание.

Приложение 1 .

Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика (возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка).

Психолого-педагогическая характеристика:

структура и содержание

В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.

1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.

2. Характеристика ученика должна быть легко «читаемой» и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.

3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.

4. Структура характеристики должна включать 4 основных блока:

1) общие сведения о ребенке;

2) особенности познавательной деятельности ребенка;

3) особенности личности ребенка;

4) особенности поведения ребенка.

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика (ученицы) ___ класса

МКОУ СКШ № 9

Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________

 

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка.

Дата рождения.

Дата поступления в школу.

Статус семьи

(полная, неполная многодетная

и т.д

.).

Материальные условия жизни семьи

(созданы

/не созданы

условия для воспитания ребенка в семье).

Характер внутренних отношений

(благоприятные, неблагоприятные, источники последних)

.

Раздел 2. Особенности познавательной деятельности ребенка

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная

)

.

Школьная мотивация

(

отношение к школе,

нал

ичие интереса и желания учится):

сформированность

мотивации

(сформирована, частично сформирована, не сформирована)

;

х

арактер учебной мотивац

и

и (

мотивы учебной деятельности

).

Особенности усво

ения отдельных учебных предмето

в

(

уровень усвоения программы,

трудности

в усвоении материала

, любимые предметы)

.

Характер деятельности

(продуктивность

, целенаправленность, отмечается время, в течение которого ребенок может целенаправленно и продуктивно работать);

Работоспособность

(

сохранение учебной активности

в течение всего урока,

отмечаются

колебания

работоспособности, проявления усталости,

изменения характера деятельности

на фоне утомления (наприме

р, возникновение импульсивности, расторможенности

на фоне утомления),

изменения эмоционального фона

(проявления плаксивости, неадекватных реакций, негативизма, как результата утомления)

.

Темп деятельности

(умеренный, равномерный

на протяжении всего урока;

замедленный, но равномерный

на протяжении всего урока

;

неравномерный

(замедленный или ускоренный).

Особенности внимания

(концентрация, переключение, устойчивость внимания

).

Особенности восприятия и осмысления информации

(понимание инструкций к заданиям,

понимание содержания картин, рассказов

,

выделение главного в тексте

).

Особенности памяти

(быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).

Особенности мышления

(

навыки логических операций:

выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и др. действия с понятиями, изучаемые в учебных курсах;

умение делать выводы

,

перенос учебных навыков

(умение перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания в новой ситуации)

.

Особенности речи

(

понимание смысла изучаемых понятий, речи,

с

ловарный запас, полнота и связность

, грамотность

речи,

д

ефекты произношения).

Развитие тонкой моторики

(понятность письма, аккуратность

оформления письменных работ)

Раздел 3. Особенности личности ребенка

Направленность интересов ребенка (

учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).

Участие в

мероприятиях

различного уровня

.

Отношение к делам, поручениям

(нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):

общественная активность/

пассивность;

трудолюбие/леность;

ответственность/безответственность;

организованность/неорганизованность;

аккуратность;

стремление к успеху, лидерству

/избегание неудач

;

решительность;

настойчивость

.

Отношение к людям

(взаимо

действие с педагогами, со сверстниками/классным коллективом

):

в системе отношений с педагогами (

установление адекватных отношений с педагогами на уроках и вне их; проявление уважения к учителю

; конфликтный характер отношений и основные причины отчужденности, конфликтов)

;

в системе отношений с одноклассниками (

положение в классе;

владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со св

е

рстниками

: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем; способность к глубоким эмоциональным привязанностям –

дружбе

)

.

Отношение

к духовно-нравственным ценностям

(

отношение к Отечеству, родному краю; отношение к культуре и традициям своего народа; отношение к семейным ценностям; гуманное отношение к окружающему миру).

Отношение к своему здоровью,

внешнему виду

:

потребность в здоровье;

у

мения и двигательные навыки

;

навыки самообслуживания и личной гигиены; умение пользоваться средствами личной гигиены;

навыки

культур

ы

поведения

за столом;

умение следить за своим внешним видом.

Профессионально-трудовая ориентировка

старшеклассников

(

ориентировка в профессиональной области – по профилю обучения;

сформированность

профессионально-трудовых навыков

).

Отношение к себе (

самооценка):

устойчивая адекватная самооценка

;

ориентация на будущее

(сформирована/не сформирована

);

Эмоциональное состояние

(устойчивое/неустойчивое)

:

общий эмоциональный фон (положительный/

отрицательный

)

;

настроение

(повышенное/сниженное; колебания

настроения);

уровень

тревожности

;

уровень агрессивно

сти.

Раздел 4. Особенности поведения ребенка

Соблюдение социальных норм и правил поведения (

принятие и соблюдение

классных и школьных социальных и этических норм).

Поведенческая

саморегуляция

(способность длительно подчинять поведение намеченной цели; умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания; способность к ответственному поведению

; моральная регуляция поведения).

Поведение в конфликтных ситуациях.

Самокритичность

(

способность

оценивать свои поступки и признавать ошибки; склонность выявлять н

едостатки в свое

м поведении

, работе)

Особенности поведения ребенка в ситуациях

внутришкольного

взаимодействия:

Особенности поведения, обусловленные

психодинамическими

свойствами нервной системы:

импульсивность, повышенная эмоциональная возбудимость

,

инертность,

медлительность

и др.

Дезадаптивные

поведенческие синдромы:

нарушения общения со сверстниками и взрослыми:

агрессивность;

замкнутость и избегание контактов;

недоверчивость и подозрительность;

чрезмерная исполнительность и

конформность

;

негативистическая

демонстративность

, конфликтность и обидчивость;

депрессивность,

астенизация

, уход от деятельности;

низкая социальная нормативность поведения ребенка в школе, расторможенность влечений;

эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм;

двигательная расторможенность, неугомонность;

невротические проявления (плаксивость, навязчивые стереотипные движения или звуки; психосоматические проявления и др.

).

Склонность к асоциальным формам поведения

(обман, воровство, бродяжничество и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 .

Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика

 

Параметры оценки ребенка

Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка

Характер учебной мотивации

Ведущая мотивация – игровая, учебная, ориентирована на общение и др.

Учебная деятельность мотивируется соревновательными приемами, сменой мотивации (учебная – игровая, соревновательная и др.).

Младшие школьники: познавательный мотив; социальный мотив (беспрекословное выполнение требований учителя); получаемые оценки; престижный мотив и др.

Средние классы: стойкий интерес к определенному предмету; мотив посещения уроков («не потому что хочется, а потому что надо»); предпочтение «трудных» заданий; потребность в познании и оценке свойств своей личности; мотив – стремление найти свое место в коллективе сверстников; мотив самообразования, представленный интересом к дополнительным источникам знаний.

Старшие классы: основной мотив – подготовка к поступлению в др. учебные заведения; интерес к способам получения знаний; интерес к занятиям, выходящим за пределы школьных; интерес к самостоятельным формам учебной деятельности.

Характер деятельности, работоспособность, темп деятельности

Деятельность целенаправленная: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

Сохраняет учебную активность в течение всего урока.

Преобладает быстрый темп деятельности, быстрые реакции на внешние воздействия, в процессе работы не отвлекается, способен к длительному сосредоточению.

Высокий уровень работоспособности.

 

Произвольность деятельности частично сформирована: удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе работы часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.

Работоспособность удовлетворительная, отмечаются: колебания работоспособности, снижение по мере утомления и др.

Темп деятельности умеренный, равномерный/неравномерный (замедленный или ускоренный).

 

Произвольность деятельности не сформирована: деятельность хаотична, не продумана, отдельные данные решаемой задачи теряются, результат не проверяется, из-за возникающих трудностей часто прерывает деятельность.

С трудом приспосабливается к новой ситуации, с трудом переключается на новый вид деятельности.

Работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала выполнения задания), продуктивность деятельности в течение 7 – 10 минут.

Особенности внимания

Преобладание произвольного внимания. Объем внимания выше среднего. Высокая концентрация внимания: удерживает полностью весь объект деятельности. Внимание сосредоточенное, присутствует волевое управление процессом внимания; устойчивое переключение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно; умеет распределять внимание между различными видами действий.

 

Преобладание непроизвольного внимания: объект деятельности удерживает частично, намечает план действий, но выполнить его может лишь при стимулирующей помощи педагога; волевое усилие присутствует не всегда. Концентрация внимания с тенденцией постепенного снижения по мере продолжения работы. Внимание недостаточно устойчивое: в процессе работы часто отвлекается; процесс переключения внимания замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны педагога.

 

Внимание непроизвольное, не сосредоточенное, волевое усилие отсутствует, неустойчивое. Низкая концентрация внимания. Переключение внимания с одного предмета или действия на другие происходит с большим трудом. Низкое распределение внимания. Внимание рассеянное – механическое скольжение внимания с одного объекта на другой.

Особенности восприятия и осмысления информации

Понимает / не понимает инструкции к учебным заданиям.

Понимает / не понимает содержание картин, рассказов и др.

Понимает / не понимает внутренние связи между частями и персонажами.

Выделяет / не выделяет главное в тексте.

Особенности памяти

Быстрое запоминание и медленное забывание. Воспринятый материал прочно удерживает в сознании. Повторное восприятие или воспроизведение не требует волевых усилий и напряжений. Выше средних показателей объем кратковременной памяти.

 

Быстрое запоминание и быстрое забывание / медленное запоминание и медленное забывание. Объем кратковременной памяти близок к средним показателям данной возрастной группы.

 

Медленное запоминание и быстрое забывание. Запоминание и воспроизведение происходит с большим трудом. Запоминание в малом объеме.

Особенности мышления и речи

Высокий уровень сформированности мыслительных операций: выделяет существенные признаки предмета, находит сходства и различия объекта, устанавливает логические закономерности, выполняет классификацию, систематизацию объектов и т.д. Оперирует мыслительными операциями и формами при решении учебных задач. Самостоятельно выполняет перенос нового способа действия на аналогичное задание. Развита способность к аналитико-синтетической деятельности (решает учебную задачу самостоятельно, правильно выделяет основания для обобщения, делает словесное обобщение, исключает объекты и т.д.).

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

 

Выделяет существенные признаки предмета, находит сходства и различия объекта, устанавливает логические закономерности, классифицирует, сопоставляет, абстрагирует, но задания выполняет с организующей и направляющей помощью педагога. Может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания в новой ситуации.

Испытывает затруднения в поиске слов для выражения своих мыслей, в речи наблюдаются отдельные ошибки, она недостаточно выразительна.

 

Недостаточно сформированы операции мышления. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь, которая воспринимается с большим трудом. Самостоятельно перенести освоенный способ деятельности на выполнение задания по образцу не может.

Для построения высказывания необходима помощь в виде наводящих вопросов. Ответы односложные, в речи много ошибок.

Отношение к делам, поручениям

Общественная активность/пассивность:

Активно участвует во всех общественных делах.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

 

Трудолюбие/леность:

Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. Редко доводит до конца порученные ему дела.

 

Ответственность/безответственность:

Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

Часто выполняет в срок порученное ему дело.

Редко доводит до конца порученные ему дела.

 

Организованность/неорганизованность:

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу.

Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого

Не умеет распределять свою работу во времени.

 

Аккуратность:

Всегда содержит собственные вещи и одолженные ему вещи (книги, учебники) в идеальном порядке. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, учебники). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не бережет общественное имущество.

 

Стремление к успеху, лидерству/избегание неудач:

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

 

Решительность:

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

 

Настойчивость:

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Отношение к людям

В системе отношений с педагогами:

Отношения с большинством педагогов строятся на взаимном уважении и доверии.

Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер.

Отношения с педагогами пока не складываются.

Отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер.

 

В системе отношений с одноклассниками:

Пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним.

Общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, имеют место конфликты.

Одноклассники относятся пренебрежительно, авторитетом и доверием не пользуется.

Отношение к духовно-нравственным ценностям

Сформированы / не сформированы:

отношение к Отечеству, родному краю;

отношение к культуре и традициям своего народа;

отношение к семейным ценностям;

гуманн

ое отношение к окружающему миру

.

Отношение к своему здоровью, внешнему виду

Сформированы / не сформированы:

потребность в здоровье;

умения и двигательные навыки;

навыки самообслуживания и личной гигиены; умение пользоваться средствами личной гигиены;

навыки культуры поведения за столом;

умение следить за своим внешним видом.

Отношение к себе

Самооценка:

Сформирована / не сформирована устойчивая адекватная самооценка:

Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

Ориентация на будущее:

Сформирована / не сформирована ориентация на будущее.

Развита / не развита способности конструировать возможные варианты будущего.

Эмоциональное состояние

Эмоциональная реактивность:

Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко (до слез) взволновать рассказ, кинофильм.

Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональный тонус:

Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни.

Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

Оживлен, в меру активен в некоторых сферах школьной жизни.

В сравнении с другими ребятами менее активен и оживлен.

Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность:

Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек.

Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

Эмоционально уравновешен.

Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Особенности поведения ребенка

Соблюдение социальных норм и правил поведения:

Принимает/не принимает, соблюдает/не соблюдает классные и школьные социальные и этические нормы.

 

Поведенческая саморегуляция:

Способен длительно подчинять поведение намеченной цели.

Всегда умеет подавлять нежелательные эмоциональные проявления.

Правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно себя ведет.

Способен не всегда подчинять поведение намеченной цели.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями.

Понимание ситуации и реагирование на нее всегда или совсем не адекватны.

Не способен подчинять поведение намеченной цели.

Часто не может подавить нежелательные эмоции.

Испытывает сильные затруднения в понимании ситуации, неадекватно реагирует на нее.

 

Самокритичность:

Способен/ не способен оценивать свои поступки и признавать (анализировать) ошибки.

Дает адекватную оценку своего поведения и результатов.

Критичность к своему поведению снижена – общепринятые правила поведения, оценивания знает, но не применяет.

Выраженная некритичность.

Не умеет сопоставлять свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.

Не замечает своих ошибок. Не адекватно реагирует на замечания взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×