Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у школьников | Попов Александр Петрович. Работа №344321

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у школьников. Описаны основные методы и подходы, направленные на развитие у учащихся осознанного отношения к вопросам безопасности, навыков предвидения и предотвращения опасных ситуаций. Особое внимание уделено роли учителя и психолога в воспитании культуры безопасности и разработке мероприятий, способствующих формированию у школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: культура безопасности, школьники, психолого-педагогические аспекты, безопасность, профилактика, чрезвычайные ситуации, воспитание.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Попов Александр Петрович, преподаватель-организатор ОБЗР

МБОУ "Жердевская СОШ"

 

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у школьников. Описаны основные методы и подходы, направленные на развитие у учащихся осознанного отношения к вопросам безопасности, навыков предвидения и предотвращения опасных ситуаций. Особое внимание уделено роли учителя и психолога в воспитании культуры безопасности и разработке мероприятий, способствующих формированию у школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: культура безопасности, школьники, психолого-педагогические аспекты, безопасность, профилактика, чрезвычайные ситуации, воспитание.

 

Формирование культуры безопасности у школьников является одной из ключевых задач современного образования, так как безопасность становится важной частью жизнедеятельности каждого человека. Культура безопасности включает в себя осознание опасностей, умение действовать в чрезвычайных ситуациях и соблюдение мер профилактики для предотвращения опасных ситуаций. Важную роль в формировании культуры безопасности играют психолого-педагогические аспекты, направленные на создание у школьников осознанного отношения к вопросам безопасности и выработку навыков безопасного поведения.

Психологический аспект формирования культуры безопасности заключается в развитии у школьников осознания важности безопасности и формирования адекватных реакций на возможные угрозы. Важно, чтобы дети умели распознавать опасные ситуации, оценивать возможные риски и действовать соответственно обстоятельствам. Психологическая готовность к действиям в условиях опасности требует от школьников не только знаний, но и эмоциональной устойчивости, способности сохранять спокойствие и быстро принимать решения. Для этого важна работа школьного психолога, который может помочь детям развивать навыки стрессоустойчивости и управления своими эмоциями в сложных ситуациях.

Педагогический аспект формирования культуры безопасности связан с организацией учебной деятельности, направленной на обучение школьников правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Учитель играет важную роль в передаче знаний о безопасности и формировании практических навыков, которые помогут учащимся справляться с потенциально опасными ситуациями. Например, на уроках "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) учащиеся могут изучать, как действовать в случае пожара, землетрясения или других чрезвычайных ситуаций, а также получать навыки оказания первой помощи. Такие занятия способствуют не только теоретическому усвоению материала, но и развивают у школьников способность применять полученные знания на практике.

Психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях важна для формирования у школьников уверенности в своих силах и способности действовать быстро и эффективно в условиях стресса. Учитель и школьный психолог могут проводить тренинги, направленные на развитие эмоциональной устойчивости и умения контролировать свои реакции в сложных условиях. Например, в игровой форме можно разыгрывать сценарии чрезвычайных ситуаций, где школьники будут учиться принимать решения в условиях ограниченного времени и стресса. Это помогает детям развивать уверенность в себе и формирует культуру ответственного поведения.

Профилактика опасных ситуаций является одним из ключевых аспектов формирования культуры безопасности у школьников. Важно, чтобы дети понимали, как предотвращать опасные ситуации, а не только реагировать на них. Учитель должен научить учащихся правильно оценивать риски и избегать потенциально опасных действий. Например, школьникам можно объяснить, почему важно соблюдать правила дорожного движения, почему нельзя играть с опасными предметами или как правильно действовать при обнаружении подозрительных объектов. Это формирует у детей навыки предвидения и предотвращения угроз, что является важной частью культуры безопасности.

Роль учителя в формировании культуры безопасности заключается в создании учебной среды, где вопросы безопасности обсуждаются систематически, а не эпизодически. Учитель должен включать элементы безопасности в учебные программы по различным предметам, например, обсуждать опасности, связанные с химическими веществами на уроках химии, или разбирать вопросы безопасности при работе с инструментами на уроках технологии. Это помогает школьникам понимать, что безопасность — это важный аспект повседневной жизни, и формирует у них привычку постоянно думать о возможных рисках.

Развитие коммуникативных навыков через занятия по безопасности также важно для формирования культуры безопасности у школьников. Умение взаимодействовать с окружающими, сообщать о возникших проблемах или потенциальных угрозах, обращаться за помощью в случае опасности — все это важные навыки, которые должны быть развиты у детей. Например, на занятиях по безопасности учитель может объяснить, как важно обращаться за помощью к взрослым в случае обнаружения угрозы, как правильно передавать информацию о чрезвычайной ситуации и как действовать совместно с другими людьми для предотвращения опасности.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся должна также включать работу с родителями. Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс формирования культуры безопасности у детей. Учитель и психолог могут проводить родительские собрания, где будут обсуждаться вопросы безопасности и методы обучения детей правильному поведению в опасных ситуациях. Совместная работа с родителями помогает создать единую воспитательную среду, где вопросы безопасности обсуждаются как в школе, так и дома.

Интерактивные формы обучения также могут быть полезными для формирования культуры безопасности. Использование игр, квестов, симуляций и видеороликов на уроках безопасности помогает школьникам лучше понять материал и закрепить навыки поведения в экстремальных ситуациях. Например, интерактивные симуляции чрезвычайных ситуаций, где учащиеся должны быстро реагировать на возникающие угрозы, помогают развивать практические навыки и повышают уверенность школьников в своих силах.

Таким образом, можно утверждать, что формирование культуры безопасности у школьников требует комплексного подхода, включающего как психологические, так и педагогические аспекты. Важно, чтобы учащиеся не только получали знания о безопасности, но и развивали навыки эмоциональной устойчивости, быстрого принятия решений и коллективного взаимодействия. Учитель и школьный психолог играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для осознанного отношения школьников к вопросам безопасности и их готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Список литературы

Васин, И. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе / И. В. Васин, Е. А. Селихов. —

Текст:

непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 46-48.

Есипова А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности /А. А. Есипова, Э. М.

Ребко

// Молодой ученый. 2014. № 18.1. С. 36-38.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×