Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогические и физиологические особенности детей старшего возраста | Рожкова Елизавета Ивановна. Работа №330154

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет):

Развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления и логического мышления.

Развитие творческого воображения.

Расширение активного словарного запаса и развитие способности использовать в речи различные сложнограмматические конструкции.

Эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Развитие самосознания.

Формирование самооценки.

Развитие рефлексии.

Также в этот период идёт интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Психолого-педагогические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

 

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

По мнению О. Клюевой в течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Как отмечает О.В. Хухлаева, развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к шести годам уже достаточно велики.

Память в старшем дошкольном возрасте так же носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов, так представления детей систематизируются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло красный и тёмно-красный) называют форму прямоугольников, овалов, треугольников.

Е.И. Изотова, отмечает, что дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь - десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера.

Е.В Бурмистрова, описывает в своей работе, что в данном возрасте продолжает совершенствоваться речь, в том числе звуковая ее сторона. За год словарь увеличивается на тысячу двести слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий.

Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

По мнению О. Клюевой возрастает потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

В общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства.

Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Таким образом, у старших дошкольников расширяется общий кругозор.

Старший дошкольный возраст – это сложный многогранный процесс психофизического развития ребёнка. В этот период детский организм готов к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Отмечаются бурное развитие и перестройка в работе всех её физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.

Как отмечает Н.В. Горбунова, у ребёнка старшего дошкольного возраста продолжается заметный рост тела в длину. Происходит процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга детей, совершенствованием его нервной деятельности, и обнаруживается в растущей возможности ребёнка управлять своими движениями. Главным достижением в этом возрасте является постепенное овладение детьми своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца.

К концу дошкольного возраста скелет ребёнка становится более крепким. Поэтому ребёнок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Тело приобретает заметную устойчивость благодаря усиленному росту ног. В результате центр тяжести у ребёнка старшего дошкольного возраста расположен ниже, чем у детей младшего дошкольного возраста. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Как отмечает Г.Б. Пищикова, во время психофизического развития детей старшего дошкольного возраста необходимо особое внимание обращать на:

укрепление опорно-двигательного аппарата;

разностороннее развитие мышечной системы;

формирование правильной осанки;

двигательной активности, где роль развития физических качеств имеет первостепенное значение

.

Это в свою очередь влияет на развитие центральной нервной системы, одновременно происходит наиболее успешное развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходят большие изменения во всем психическом развитии. Дети шестого года жизни активно развиваются в познавательных способностях, в общении со сверстниками, а так же физически.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×