Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку младших школьников | Слюсарь Мария Васильевна. Работа №221008

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Слюсарь Мария Васильевна
В статье рассмотрены основные психолого-физиологические, педагогические и лингводидактические особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте.

Слюсарь Мария Васильевна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ №126»

E-mail: marie.nov@mail.ru

 

Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку младших школьников

 

В статье рассмотрены основные психолого-физиологические, педагогические и лингводидактические особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст, обучение иностранному языку, особенности, основные умения, языковая способность

 

Начальный период школьной жизни занимает возрастную зону от 6-7 до 10-11 лет и охватывает 1-4 классы школы. Приход в школу позволяет ребенку освоить новую жизненную позицию, которая характеризует переход к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая выдвигается в число ведущих, наряду с общением и игрой.

Следует отметить, что начальному периоду обучения отводится важное место в системе языкового образования. В своих исследованиях ученые А.С. Белкин, Л.А. Венгер, М.Н. Емельянова, Ж. Пиаже, Л.В. Темнова, Д.Б. Эльконин подчеркивают, что именно младший школьный возраст ребенка способствует наиболее продуктивному овладению системы действий, необходимой для успешного обучения на последующих этапах.

С психологической точки зрения изучение иностранного языка на начальном этапе представляется сложным процессом формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая зарождается и начинает сосуществовать, а также постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние.

C педагогической точки зрения обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [2, с. 199].

Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет нам обозначить психолого-физиологические, педагогические и лингводидактические особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте. Так к основным психолого-физиологическим особенностям Б.В. Беляев, А. Валлон, И.А. Зимняя, В.В. Давыдов, А.Я. Иванова, М.В. Матюхина, Л.И. Петрова, В.Н. Пугач, Л.А. Ясюкова относят следующие:

учебно-познавательный

интерес

характеризуется

возникновение

м

и поддержание

м

мотивации к изучению иностранного языка

в конкретных условиях на уроке

;

произвольность познавательных процессов

предполагает направление волевых усилий на учебную деятельность, а также сле

дова

ние поставленным задачам и

выполн

ение

требовани

й

учителя

;

рефлексия собственных действий

раскрывает возможность

прове

сти

анализ результатов собственной учебной деятельности;

умение планировать свою учебную деятельность

предполагает

осозна

ние

цел

и, формирование

содержательн

ого

анализ

а

объекта,

по

ста

новка

задач,

поиск

оптимальны

х

способ

ов

решения, выстраива

ние

алгоритм

а

действий, прогноз результа

тов

;

уровень реакций на внешние раздражители

характеризуется

повышенн

ой

восприимчивость

ю

, впечатлительность

ю

, реактивность

ю

, готовность

ю

к действию;

высокий уровень подражания иноязычной речи образцу речи учителя или диктора;

увеличение общей работоспособности организма;

слаборазвита

я

мелкая (тонкая) моторика пальцев рук;

изменения в развитие коры больших полушарий и подкорковых структур;

формирование автоматизмов;

опережающее развитие устной диалогической речи;

непроизвольный характер

восприяти

я

, внимани

я

и памят

и

;

укрепление волевых особенностей, умени

е

управлять своей учебной деятельностью;

запоминание на основе наглядно-образного, конкретно-образного, художественного восприятия, мышления [

3

, с. 159-161].

На основании работ Л.С. Выготского, Н.В. Елухиной, А.К. Марковой, Е.Н. Степановой, С.Ю. Юдиной можно выделить следующие педагогические особенности обучения иностранному языку младших школьников:

доминирующее воздействие на жизнь младшего школьника нового вида деятельности – учебной, которая становится социально значимой;

сильное влияние личности учителя, особенно на ранних этапах младшего школьного возраста (1-2 класс),

которое

определяет стиль взаимоотношений

со

взрослыми в целом;

изменение стиля семейных отношений является такой особенностью, которая становится результатом влияния учебной деятельности на все сферы жизни младшего

школьника [

3

, с. 161].

Г.И. Богин, Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева заявляют, что для успешного обучения необходим учет способов овладения иностранным языком, что означает выделение лингводидактических особенностей обучения иностранному языку младших школьников. В современных условиях комплексное развитие познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления личности обучаемого и определяет его иноязычные способности. Но именно в младшем школьном возрасте делать заключение об обладании ребенком языковыми способностями еще рано, так как в данный период их нужно продуктивно развивать, прилагая целенаправленные усилия.

Ориентируясь на способы овладения иностранными языками и варьируя их в соответствии с особенностями обучаемого, учителю под силу разглядеть трудности при обучении и добиться тем самым более высоких результатов. Можно выделить следующие основные способы овладения:

«

контрастивное

» овладение предполагает полное нахождение под воздействием родного языка и основывается на интерференции и переносе одинаковых языковых в обоих языках явлений, которые могут быть легко освоены учащимся;

«идентичное» овладение характеризует возможность овладеть элементами иностранного языка в такой же последовательности, что и родным, при этом большое значение уделяется стимуляции учащихся строить собственные высказывания, ориентируясь на свободное общение, что

предполагает терпимое отношение учителя к ошибкам учеников;

«межъязыковое» овладение происходит с учетом всех факторов, которые влияют на этот процесс, то есть учащийся при обучении иностранному языку создает свою собственную языковую систему, обладающую основными чертами родного и изучаемого языков [3, с. 162].

Знание основных особенностей процесса обучения иностранному языку учащихся младших классов позволяет учителю, работающему в младшем звене школы, миновать возникающие при обучении трудности и создать комфортные условия для того, чтобы достичь более высокие результаты, учитывая индивидуальные потребности обучаемых. При этом возможность возникновения определенных проблем в процессе обучения иностранному языку в начальной школе должно служить не барьером, а побуждением к росту профессионализма учителя. Так среди таких возможных проблем можно выделить следующие:

проблема раннего обучения, которая затрагивает психолого-возрастные особенности конкретного учащегося;

проблема эффективности введения игровой деятельности в процесс обучения иностранному языку в целях повысить мотивацию учащихся;

проблема овладения сложной письменной речью в возрасте учащихся начальной школы;

проблема эффективности подачи фонетического материала по причине

недостатка времени на уроке [

2

, с. 201].

Из вышесказанного следует, что для работы с младшими школьниками учитель иностранного языка должен обладать следующими профессиональными умениями:

умением организовывать обучение, учитывая индивидуальные особенности учащихся и предлагая именно такие виды заданий, которые соответствуют их потребности, интересам и способности;

умением варьировать учебные программы;

умением активизировать когнитивные и творческие способности учащегося;

умением координировать действия родителей учащихся;

умением выказывать доброжелательное отношение при оценивании деятельности младших школьников, что очень нужно для роста их уверенности в себе;

умением создавать такие условия, при которых учащийся сможет с легкостью овладеть приемами учебной деятельности и в то же время достичь конкретных практических результатов;

умением избегать давления на учащихся и вмешательства в процесс

творческой деятельности [

5

, с. 73].

Серьезное и всестороннее понимание особенностей развития младших школьников для эффективного процесса обучения иностранному языку позволило ученым разработать существенные методические выводы. В частности, было выявлено, что в результате овладения иностранным языком у младших школьников развиваются следующие способности и умения:

Иноязычная языковая способность, которая включает в себя фонетическую, лексическую и грамматическую способности и базируется на знании основных языковых средств общения, а именно фонетических, лексических, грамматических, и правил владения ими, то есть правил, которые

помогают трансформировать эти языковые средства в осмысленные высказывания.

Иноязычная речевая способность характеризуется комплексом следующих речевых умений:

умением воспринимать высказывания на слух и при прочтении с разной глубиной проникновения в их содержание, учитывая культурные особенности иностранного языка;

умением выстраивать собственные высказывания в процессе говорения и письма с использованием языковых средств соответственно

задачам общения и социальному статусу партнера по общению и с учетом культурных особенностей иностранного языка;

умением использовать в общении собственный иноязычный речевой

опыт для того, чтобы компенсировать имеющиеся пробелы в языке.

Способность иноязычного общения включают в себя следующие умения:

умение начинать общение, учитывая статус участника общения, ситуацию и способы общения;

умение поддержать процесс общения, которое проявляется не только «лингвистически», то есть в использовании соответствующих этикетных реплик, но и «

экстралингвистически

», то есть используя выражение лица, жесты, возгласы,

что

в конечном счете будет свидетельствовать об обратной связи;

умение закончить общение с использованием этикетных реплик;

умение организовать общение с использованием невербальных средств, а именно мимики, улыбки, выражения лица, жестов,

проксемики

, которые свойственны культуре изучаемого языка;

умение планирования своих действий и обсуждения результатов деятельности (

получилось

/не получилось, хорошо/плохо и почему).

Фонологическая способность характеризуется как ведущая когнитивная способность, которая определяет успех становления техники чтения и письма на иностранном языке, а также некоторые когнитивные способности (рабочая память, внимание и вероятностное прогнозирование) [

6

, с. 508].

Таким образом, начальному периоду обучения отводится важное место в системе языкового образования, при этом особое внимание уделяется психолого-физиологическим, педагогическим и лингводидактическим особенностям обучения учащихся младшего школьного возраста. Это связано с тем, что понимание данных особенностей позволяет учителю, работающему в младшем звене школы, избежать возникающих трудностей и создать комфортные условия для достижения более высоких результатов с учетом индивидуальных потребностей обучаемых.

 

Список использованной литературы

 

Иценко, И.А.

Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст] / И.А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202-210.

Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей [Текст] / А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44-1. – С. 199-207.

Свалова

, Е.В. Особенности обучения иностранному языку учащихся младшей классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е.В.

Свалова

// Педагогическое образование в России. – 2014. – №6. – С. 159-162

Тылец

, В.Г. Возрастно-индивидуальные особенности обучения иностранному языку (рефлексивно-психологический аспект) [Текст] / В.Г,

Тылец

//

Education

Sciences

and

Psychology

. – 2015. – № 2 (34). – С. 96-101.

Фоминых, М.В. Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Фоминых, Е.А. Лаптева // Молодой ученый. – 2016. – №7.5. – С. 72-73.

Цыбан

, Л.А. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе [Текст] / Л.А.

Цыбан

// Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 506-509.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×