Психолого педагогические особенности сенсорного воспитания детей | Логинова Наталья Александровна . Работа №318479
В статье приводятся примеры исследования разных учёных познавательно-психических процессов детей второго и третьего года жизни,которые показывают,что сенсорное развитие в этом возрасте определяется предметно-практической деятельностью ребенка и направлено на формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам. В конце подводиться итог : на что направлено сенсорное воспитание детей раннего возраста ,как оно должно осуществляться и какие задачи нужно при этом решать и чего при этом можно и нужно достичь.
Психолого-педагогические особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста
Исследования познавательно-психических процессов детей второго и третьего года жизни (Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселов, Н.М. Щелованов и др.) показывают, что сенсорное развитие в этом возрасте определяется предметно-практической деятельностью ребенка и направлено на формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам.
На втором году жизни в результате овладения простейшими действиями у детей происходит интенсивное развитие сенсорных способностей, доминирующим в котором является восприятие предметов. Однако, точность и осмысленность восприятия пока невелики – ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на бросающиеся в глаза признаки и отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его дальнейшей познавательной деятельности [1].
Несмотря на то, что в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на составляющие его признаки, дальнейшие предметные действия помогают систематизировать уже накопленные знания при восприятии новых предметов. Постепенно это качество становится обобщенными эталонами – цвета, формы, размера. Наиболее интенсивно в период двухлетнего возраста формируется восприятие величины и формы. Группировка и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни в начале при выборе одного предмета из двух, а к концу двухлетнего возраста – из четырех.
К двум годам благодаря развитию предметных действий, восприятие становится более точным, осмысленным и ребенок овладевает такими функциями как сравнение, сопоставление [2]. Практический результат дети получают в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей, через исправление ошибок, в результате многократных сравнений величины, формы, цвета. Особенно ярко это проявляется при действиях со сборно-разборными игрушками (пирамидками, матрешками). Именно многократное сравнение позволяет ребенку в последствии достигнуть практических результатов в быту (определить свою чашку, найти свою одежду и т.д.).
Цвет дошкольниками воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины он не оказывает большого влияния на выполнение действий. Только с середины двухлетнего возраста детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету с помощью зрительного восприятия.
На втором году жизни интенсивно развивается также и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие фонематического (речевого) слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Под воздействием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются признаки и свойства предметов, сенсорное развитие ребенка усиливается [3].
Основной задачей сенсорного воспитания в период двухлетнего возраста является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные психолого-педагогические условия (в процессе проведения игр-занятий, в режимных моментах, в повседневной жизни) должны обеспечивать дошкольникам накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета, фактуры, звуков и т.п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же» и умели учитывать эти свойства предметов во время действий с ними.
На третьем году жизни сенсорное развитие дошкольников существенно усложняется, это связано, прежде всего, с общим психофизическим развитием детей и началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.) [4].
На третьем году жизни познание предметов продолжается, дети могут более целенаправленно изучать их внешние свойства и назначение. В этот возрастной период некоторые хорошо знакомые ребенку предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других, например, треугольные объекты с крышей, красные – с помидором [1]. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств (хотя, по-прежнему, воспринимая предмет, дошкольники выделяют только отдельные признаки, которые сразу бросаются в глаза). Таким образом, происходит зрительное соотнесение свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но уже и представления о нем. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей должно занимать ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования:
- у детей развивают представления о цветах спектра (исключив голубой) и ахроматических цветах, создают условия, способствующие усвоению их названий;
- в процессе формирования элементарных математических представлений знакомят с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником);
- поскольку величина – относительное свойство, развитие представлений о ней производится при помощи условных мер. Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, затем подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему [2].
Одновременно с формированием эталонов необходимо обучать детей действиям исследования предметов или явлений: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению сложных глазомерных действий. В основе такого ознакомления лежит развитие аналитико-синтетической действий по обследованию, сравнению и запоминанию свойств предметов и совершенствование тем самым действий восприятия.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов.
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.
3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных качествах.
4. Формировать представления о различных перцептивных действиях. Учить правильно применять данные действия.
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства.
6. Учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
7. Воспитывать бережное отношение к предметам материального мира.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов [2].
Список использованной литературы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: Модель во
спитания детей раннего возраста
.
–
М.: ВЛАДОС
. –
2012
. –
310
с
.
Поддьяков
,
Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет
/
Н.Н.
Поддьяков
.
– М.:
Речь
,
2010
. – 112 с.
Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребенка третьего года жизни
/
Т.В.
Николаева.
–
М.: Изд
.
центр
«
Академия
»
, 20
1
1.
– 68 с.
Урунтаева
,
Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
/
Г.А.
Урунтаева
.
–
5-е изд., стереотип.
–
М.: Изд
.
центр «Академия», 20
1
1.
–
336 с.