ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Дробозина Дарья Алексеевна. Работа №243424
Автор: Дробозина Дарья Алексеевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дробозина Дарья Алексеевна,
Вологодский педагогический колледж, 4А группа
Репченко Дарья Николаевна,
научный руководитель,
email: rdn@volkolledzh.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на нынешнем этапе развития социальных отношений одной из основных проблем. Младший школьный возраст рассматривается в этом направлении не случайно, поскольку следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из преобладающих факторов являются навыки общения и ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Постижение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в дальнейшем.
Понятие «коммуникативные навыки» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуют по – своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этого понятия с точки зрения психологии и педагогики.
Как пишет Л. В. Епишина, коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [4].
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение [3].
В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные навыки, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: дети становятся способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом [1].
Итак, младший школьный возраст – это оптимальный период активного усвоения коммуникативных навыков, способов различения социальных ситуаций.
Формирование коммуникативных навыков является одной из важнейших задач обучения в начальной школе. Для этого учитель использует различные формы и методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Современный учитель должен быть не только образованным и грамотным, но и обладающим коммуникативными умениями и навыками, умеющим общаться и работать в коллективе. Именно это и требует современное общество от образования. Учащийся, находясь в центре постоянно меняющегося мира, может реализовывать себя лишь в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Для развития личности важно взаимопонимание, которое может достигаться только в результате непосредственного общения. Обучаясь в школе, ученик должен научиться общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Этому и должна способствовать школа как образовательное учреждение. Данную задачу можно решить посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учащимися на уроках [2]. К ним относятся: индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы, кружки, дебаты, игры, общешкольные мероприятия, проектная деятельность, работа в парах.
С точки зрения развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить сюжетно-ролевую игру. В её основу положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал. Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание [2].
При изучении опыта учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым средством формирования младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например, процесс обучения, а также является наиболее интересной и легче воспринимается. Успешность процесса развития коммуникативных умений младших школьников может быть обеспечена только при соблюдении комплекса педагогических условий.
Развитие коммуникативных навыков младших школьников – это обучение в процессе общения. Ребенок находится в мире, где строится в процессе общения. Правильно организованные методы и формы работы будут непосредственно оказывать влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников.
Также классному руководителю начальных классов можно организовать в классе такие мероприятия, как «Дневник класса» и «День именинника». Такого рода мероприятия можно сделать традиционными, и учащиеся начнут чувствовать себя в таком коллективе гораздо более уверенными и защищенными. В дальнейшем традиции будут продолжать настраивать детей на совместные коллективные и творческие дела. Как говорил А. С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции». Тогда жизнедеятельность классного коллектива дает ощущение безопасности и стабильности «окружающего мира». [5]
Таким образом, мы рассмотрели формы и методы, которые используют учителя начальных классов для формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, к ним относятся: индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы, кружки, дебаты, игры, общешкольные мероприятия, работы с родителями, проектная деятельность, работа в парах.
Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.
Список литературы и источников:
Алавидзе
Т. А. Социальная психология в современном мире
/ Т.
А.
Алав
идзе
. – Москва, 2002. – 332 с
.
Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Ворон
цов – Москва, 2002. – 303 с
.
Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В. К. Дьяченко// Начальная школа
. №1. 1998. – С 24
.
Епишина Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина // Начальная школа. №11
.
2007 – С. 12
.
Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 320 с.