Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Дробозина Дарья Алексеевна. Работа №243424

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дробозина Дарья Алексеевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дробозина Дарья Алексеевна,

Вологодский педагогический колледж, 4А группа

Репченко Дарья Николаевна,

научный руководитель,

email: rdn@volkolledzh.ru

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на нынешнем этапе развития социальных отношений одной из основных проблем. Младший школьный возраст рассматривается в этом направлении не случайно, поскольку следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из преобладающих факторов являются навыки общения и ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Постижение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в дальнейшем.

Понятие «коммуникативные навыки» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуют по – своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этого понятия с точки зрения психологии и педагогики.

Как пишет Л. В. Епишина, коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [4].

По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение [3].

В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные навыки, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: дети становятся способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом [1].

Итак, младший школьный возраст – это оптимальный период активного усвоения коммуникативных навыков, способов различения социальных ситуаций.

Формирование коммуникативных навыков является одной из важнейших задач обучения в начальной школе. Для этого учитель использует различные формы и методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Современный учитель должен быть не только образованным и грамотным, но и обладающим коммуникативными умениями и навыками, умеющим общаться и работать в коллективе. Именно это и требует современное общество от образования. Учащийся, находясь в центре постоянно меняющегося мира, может реализовывать себя лишь в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Для развития личности важно взаимопонимание, которое может достигаться только в результате непосредственного общения. Обучаясь в школе, ученик должен научиться общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Этому и должна способствовать школа как образовательное учреждение. Данную задачу можно решить посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учащимися на уроках [2]. К ним относятся: индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы, кружки, дебаты, игры, общешкольные мероприятия, проектная деятельность, работа в парах.

С точки зрения развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить сюжетно-ролевую игру. В её основу положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал. Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание [2].

При изучении опыта учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым средством формирования младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например, процесс обучения, а также является наиболее интересной и легче воспринимается. Успешность процесса развития коммуникативных умений младших школьников может быть обеспечена только при соблюдении комплекса педагогических условий.

Развитие коммуникативных навыков младших школьников – это обучение в процессе общения. Ребенок находится в мире, где строится в процессе общения. Правильно организованные методы и формы работы будут непосредственно оказывать влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников.

Также классному руководителю начальных классов можно организовать в классе такие мероприятия, как «Дневник класса» и «День именинника». Такого рода мероприятия можно сделать традиционными, и учащиеся начнут чувствовать себя в таком коллективе гораздо более уверенными и защищенными. В дальнейшем традиции будут продолжать настраивать детей на совместные коллективные и творческие дела. Как говорил А. С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции». Тогда жизнедеятельность классного коллектива дает ощущение безопасности и стабильности «окружающего мира». [5]

Таким образом, мы рассмотрели формы и методы, которые используют учителя начальных классов для формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, к ним относятся: индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы, кружки, дебаты, игры, общешкольные мероприятия, работы с родителями, проектная деятельность, работа в парах.

Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

Список литературы и источников:

Алавидзе

Т. А. Социальная психология в современном мире

/ Т.

А.

Алав

идзе

. – Москва, 2002. – 332 с

.

Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Ворон

цов – Москва, 2002. – 303 с

.

Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В. К. Дьяченко// Начальная школа

. №1. 1998. – С 24

.

Епишина Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина // Начальная школа. №11

.

2007 – С. 12

.

Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 320 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×