Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий с помощью игровых технологий у детей младшего школьного возраста» | Садовничая Мария Ивановна . Работа №355272

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе рассмотрены психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий посредством игровых технологий в начальной школе. Описано значение универсальных учебных действий, игровых технологий в начальном образовании. Что понимается под универсальными учебными действиями, игровыми технологиями.

Садовничая М.И.

Студентка 4 курса ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института»
(г. Ставрополь, Россия)


Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий с помощью игровых технологий у детей младшего школьного возраста

Аннотация: в работе рассмотрены психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий посредством игровых технологий в начальной школе.

Ключевые слова: условия. универсальные учебные действия, начальная школа, игровые технологии, коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

В современном начальном общем образовании процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) занимает не последнее место, так как необходимый уровень сформированности данных действий позволяет избежать трудностей в процессе овладения знаниями, умениями, навыками. Потому основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [1, c.30].

Проблему формирования универсальных учебных действий исследовали множество педагогов и психологов. Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. На основе системно-деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) была разработана концепция развития универсальных учебных действий. В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Процесс обучения даёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет «зону ближайшего развития» указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития [1, c.455].

Условия, обеспечивающие развитие УУД:

В образовательном процессе формирование УУД выражается тремя следующими взаимодополняющими принципами:

формирование УУД как цель определяет содержание и

организацию

образовательного процесса;

формирование УУД происходит в контексте усвоения разных

предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

универсальные учебные действия могут быть сформированы

только при

выполнении обучающимися учебной работы определенного

вида

на основании использования педагогами технологий, методов и приемов

организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся

[2

,

c

. 56].

На сегодня в системе образования основные виды универсальных учебных действий нужно закладывать в начальной школе с первых уроков, поэтому соответствующими ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока (УУД): 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Функции универсальных учебных действий включают:

 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

 создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [4, c. 73].

Под игровой технологией понимается вид деятельности, производимый в условиях ситуаций, которые направлены на процессы воссоздания и усвоения общественного опыта, в процессе которого происходит развитие и совершенствование самоуправления поведением [3, c. 34]. Игровые технологии должны быть целенаправленно использованы в процессе обучения и развития младшего школьника, а также в системе методических приемов, дидактически обоснованных.

Целью дидактических игр и игровых технологий является стремление облегчить у обучающихся переход от ведущей игровой деятельности в дошкольном периоде к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, превратить его в постепенный процесс. Таким образом можно сгладить возрастной кризис данного периода и обеспечить более высокий уровень овладения универсальными учебными действиями, так как процесс игры наилучшим образом заинтересовывает обучающихся процессом обучения. А без заинтересованности в учении нельзя гарантировать высоких результатов.

Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальны особенности учеников: характер, темперамент.

В качестве психолого-педагогических условий формирования универсальных учебных действий посредством игровых технологий выделяют:

игры должны разрабатываться и использоваться с учётом поставленных целей и интересов обучающихся

;

обеспечение творческо-преобразующей деятельности обучающихся;

учёт индивидуальных потребностей и способностей каждого ученика и класса, в целом;

интеграция обратной связи и оценки;

сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры.

Таким образом, игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность обучающихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного познания учащихся, котором и происходит передача информации от учителя к ученику в благоприятной для всех участников процесса психологической обстановке [5, c.64]. Продуктивность использования игровых технологий в формировании универсальных учебных действий и процессе обучения в целом, может гарантировать только соблюдение определенных условий, указанных выше.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов, А. Г. «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» / А.

Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г.

Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение,

2011.

2. Виноградова, Н.Ф. Основа организации процесса формирования у младшего школьника универсальных учебных действий / Н.Ф.Виноградова // Начальное образование. – 2016. - № 3. – С. 3-9.

3. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках.

Начальная школа /О. В. Губанова, И.С. Левкина. – 1997 – № 6 – С. 36-37.

4. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных

учебных действий школьника / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. –

№5. Т.2.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2006 С. 320

 

 

 

 

Sadovnichaya M.I.

4th year student of the Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES USING GAME TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the paper considers the psychological and pedagogical conditions for the formation of universal learning activities through game technologies in elementary schools.

Keywords: conditions. universal learning activities, elementary school, game technologies, communicative, personal, regulatory, cognitive.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×