ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Резванцева Ирина Максимовна. Работа №352779
В статье освещается роль самооценки, как одной из существенных условий , благодаря которому индивид становится личностью, коллективно-творческая деятельность,как средство коррекции самооценки обучающихся. Особое внимание концентрируется на изучении самооценки именно в подростковом возрасте.
Самооценка-одно из существенных условий, благодаря которому индивид становится личностью.
УДК 304.2
И.М. Резванцева
студент 2 курса
Профиль: «Психология и педагогика работы в детских и молодёжных
объединениях»
А.Д. Гонеев
Профессор
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье освещается роль самооценки как одной из существенных условий, благодаря которому индивид становится личностью, коллективно-творческая деятельность, как средство коррекции самооценки обучающихся. Особое внимание акцентируется на изучении самооценки именно в подростковом возрасте.
Ключевые слова: самооценка, коррекция, коллектив, коллективно- творческая деятельность.
Самооценка - это одно из существенных условий, благодаря которому индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Самооценка, которая сформирована и сформулирована правильно, выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как особенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. [1, с. 55].
Самооценка входит в состав многих связей и отношений со всеми психическими образованиями личности. Она выступает в качестве важной и необходимой детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Основы умения оценивать себя закладываются еще в раннем детстве, а вот развитие, совершенствование его происходит на протяжении всей жизни человека [1, с. 30].
Большой интерес ученых, исследователей был сфокусирован на изучении самооценки именно в подростковом возрасте. В этом возрасте актуализируется процесс развития «Я»- личности. Он обусловлен усилением значимости для нее, процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка несомненно влияет социальная среда, в первую очередь - это среда сверстников [2, с. 55].
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем формирования личности ребенка. Самооценка- это субъективная оценка индивидом самого себя, оценивание собственных действий, качеств, чувств и достоинств. Самооценка - это необходимая составляющая развития самосознания, то есть осознания самого человека, его физической силы, умственных способностей, действий, мотивов и целей его поведения, а также отношения к другим людям и к самому себе. Самооценка подразумевает общеизвестное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
В подростковом возрасте уточняются и развиваются представления о себе - идет активное формирование образа «я». Ведущим в подростковом возрасте является «чувство зрелости», и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает живой интерес к своей внутренней личной жизни, необходимость в самооценке. На первых этапах самооценка формируется под влиянием оценок о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива и товарищей [3, с. 75].
Самооценка – важный регулятор поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим победам и поражениям. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека, а также дальнейшее становление его личности. Она тесно переплетается с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он перед собой ставит. Расхождение между притязаниями и возможностями человека приводит к тому, что он неправильно себя оценивает и как результат его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.
Самооценка воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И совсем наоборот дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.
Самооценка человека может быть адекватной, завышенной, заниженной. В подростковый период самооценка часто бывает неадекватной, потому и требуется коррекционная работа педагога-психолога.
Ряд исследователей отмечают взаимосвязь темперамента подростка и его самооценки.
В ходе психолого-педагогического наблюдения мы можем отметить что самооценка сангвиника неустойчивая, повышенная, может рассказать о его успехах, у всех на виду. Холерик имеет наивысшую самооценку, он всегда стремится к первенству и соперничеству. Флегматик достаточно скромен, не любит быть на виду, его самооценка занижена. Меланхолик стеснителен, среди сверстников держится в тени, у него низкая самооценка.
Следовательно, педагогу-психологу, работая над повышением самооценки подростка, необходимо учитывать темперамент воспитанников [4, с. 62].
Самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя с остальными, собственно суждений сверстников и оценок взрослых.
Коллективная творческая деятельность, как её понимает И. П. Иванов, предназначена для формирования у обучающихся навыков совместной работы, творчества и критического мышления, оценивания уровня своих знаний и умений. Основная цель КТД - создать условия, способствующие активному взаимодействию учащихся в процессе обучения, где каждый участник может вносить свой вклад и обмениваться идеями. Такая форма работы помогает развивать не только личные качества, но и формировать культуру сотрудничества [5, с. 85].
Методы, предложенные Ивановым, могут включать игровые технологии, проектные задания и исследовательские работы. Эти подходы позволяют не только усваивать учебный материал, но и применять его в практических ситуациях. Таким образом, КТД становится мощным инструментом в руках современного педагога, открывающим двери к инновационному обучению и глубокому пониманию предмета [6, с. 80].
Коллективная деятельность – это такая форма организации деятельности, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей в парах, группах, коллективе, с целью накопления жизненного опыта. Коллективная деятельность характеризуется принципом «вместе».
Коллективно-творческая деятельность может быть разных видов:
Общественно-политическая - проверяет и углубляет политические знания детей и подростков, а также выявляет и воспитывает политические взгляды.
Трудовая- с помощью творческих заданий развивает любовь к труду и окружающему миру.
Научно-познавательная - расширяет кругозор и закрепляет знания детей и подростков в изучении различных наук.
Художественная - способствует развитию эстетического вкуса, прививает любовь к различным направлениям культуры
Спортивная- способствует укреплению физического здоровья детей и подростков.
Каждый педагог имеет возможность модернизировать КТД [7, с. 116]. Коллективная деятельность значима и весома. В ней реализуются различные потребности подростков. Полным ходом идет развитие и удовлетворение познавательной деятельности и творческой активности, инициативы и самостоятельности. Творческая работа в коллективе помогает подростку проявить свои таланты и возможности, показать окружающим самоценность и уникальность своей личности.
Коллектив- это группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
Главное направление в работе с подростками дать возможность проявить себя в деле, способствовать реализации их возможностей. Для воспитания подростка в любом случае необходим очень дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих интересов, признание и личная свобода от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства – от умения подчиняться.
Коллектив должен стать для ребенка площадкой не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, дружбы, любви.
Работа бывает как коллективной, так и творческой, но при условии, что она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать:
«Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!»
Под руководством педагога-психолога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами [8, с. 120].
В коллективе подросток вливается в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог-психолог должен учитывать две характерные тенденции, которые играют важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности школьника к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление подростка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижения.
Формы в коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог-психолог ставит задачи таким образом, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом-психологом, то необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», чтобы она была доступна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления.
К формам в коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.
Среди форм в коллективной творческой деятельности, наиболее распространена в школьной практике форма КТД, которая была разработана И. П. Ивановым.
Организация коллективно-творческой деятельности включает шесть стадий (основных технологических этапов):
Предварительная работа.
Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые настроят воспитанников на предстоящую работу, увлекут привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную творческую деятельность).
Коллективное планирование
Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», ведь с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить ряд задач:
выбрать направление деятельности;
детально определить содержание деятельности;
распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);
установить сроки выполнения деятельности;
решить, когда (в конце коллективной творческой деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или
микрогрупп
и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).
Перечисленные задачи решаются несколько раз: сначала педагогом-психологом на начальном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Это не бесполезная трата времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке.
Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.
3) Коллективная подготовка дела
Подготовка дела – самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо внедряются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Допустима ситуация, когда совет дела не может справиться с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.
4) Проведение КТД
На данной стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.
5) Коллективное подведение итогов
Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем. Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор необходим и важен, но по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне).
Последействие
Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:
- как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;
- учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;
- в следующем КТД привлекать к работе тех, кто мало потрудился в предыдущем;
- из раза в раз добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу о проблеме самооценки подростков в коллективе, мы можем сделать следующие выводы:
Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей.
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, семьи, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. От того, как сверстники, семья относятся к подростку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.
Особенности формирования самооценки в подростковый период заключается в том, что: юноши и девушки зависимы от мнения окружающих, и, особенно, от мнения своих сверстников. Поэтому педагогу-психологу важно обратить внимание на характер межличностных отношений в коллективе школьников, ведь от них во многом зависит самооценка обучающихся.
Фоном для развития самооценки подростков является коллектив сверстников в общеобразовательном учреждении. В этой связи, важным механизмом коррекции самооценки подростка может стать коллективно творческая деятельность, под руководством педагога-психолога.
Список источников
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2022. Том 2. С. 53 - 58.
2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. - М.: Эксмо, 2019. № 11. С. 29-33
3. Бабанский Ю. А. «Оптимизация учебно - воспитательного процесса в учебной деятельности». С. 73 - 77.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., «Наука», 2023. С. 61-63.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование старших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2023. С. 84 - 89.
6. Захарова А. В., Андрюшенко Т. Ю. «Исследование самооценки старшего школьника в учебной деятельности» Вопросы психологии 2019. № 12. C. 77-84.
7. Липкина А. И. «Самооценка школьника». М., 2023. С. 112 - 116.
8. Новикова С. А., Черная Е. В. Образовательная среда как фактор снижения самооценки в старшем школьном возрасте //Международный студенческий научный вестник. – 2020. № 10. С. 118-127.