Психолого-педагогическое сопровождение деятельности Службы примирения | Иноземцева Ксения Сергеевна. Работа №317382
Психолого - педагогическое сопровождение Школьных служб примирения в условиях образовательной организации
«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности
Службы примирения в условиях образовательной организации»
по теме:
«Восстановительный подход в работе педагога
образовательного учреждения»
Работу выполнила:
Иноземцева Ксения Сергеевна,
социальный педагог
Самара
2022
Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтвердился, когда членами Школьной Службы Примирения в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся на предмет возникновения конфликтов и их причин.
Существующие противоречия стали одними из основополагающих в необходимости формирования социально – психологической компетентности учащихся. Кроме того, стандарты образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, тогда как внедрение компетентностого подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, и, в первую очередь, воспитания человека нового поколения.
По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. К социально – психологической компетентности относят:
-выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
-восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
- открытость: способность выслушивать критику и конструктивно спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, осознавать собственные возможности и границы.
Это точное, хотя и несколько сухое определение характеризует очень важные способности человека. Оно обозначает главные качества, являющиеся неотъемлемой частью личности, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни.
Концепция Службы медиации базируется на трех основных положениях:
1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).
3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы медиации (ШСП).
Задачи:
- организовать деятельность ШСМ (подготовка нормативной документации и мотивация подростков для работы в Службе);
- обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
- реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.
Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:
Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам. Личная ответственность нарушителя.
Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Российская модель процесса медиации отличается от зарубежных тем, что она фокусирует свое внимание на чувствах сторон, налаживании диалога и доверия между участниками конфликта и побуждает их активность к примирению и изменению собственного поведения. Нам кажется, что такая фокусировка лучше соответствует российскому менталитету и особенно важна в семье, школах, когда стороны конфликта в дальнейшем продолжают общаться друг с другом. Кроме того, она, как нельзя лучше, соответствует нашей цели.
Как и в любой организации, Школьная Служба Примирения придерживается в своей деятельности определенных принципов. К ним относятся следующие:
добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);
конфиденциальность;
нейтральность (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником);
создание ценностей и авторитета службы;
наличие профессиона
льного сопровождения (обучения);
активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.
Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:
Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.
Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.
Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.
Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.
Важно отметить, что для некоторых детей младшего звена медиаторы.
Работа ШСП заняла в школьном пространстве определенный сектор, и было замечено, что кроме разрешения конфликтов Служба своей деятельностью производит заметные изменения на личностном уровне:
- У участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации, проявляли понимание и уважение, передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.
- Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.
- Подростки Службы медиации, часто работая с неформальным учеником, по своим характеристикам отличным от обычного класса, начали взаимодействовать с новым объектом - сообществом школы, в результате чего постепенно переходят к ученическому управлению различными социализирующими процессами в пространстве образовательной среды.
- Перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСМ и диалогу, построенному на взаимоуважении.
Предполагаемые результаты деятельности ШСП:
- воспитание установок толерантного сознания;
- снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и
профилактика девиантного поведения;
- формирование и налаживание работы команды ученического
самоуправления из числа учащихся 8 – 10 классов, работающих в
направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в
образовательной среде;
- утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;
- обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными
ситуациями;
- трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций
для педагогов и школьников;
- организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми
структурами.
Таким образом, мы видим, что происходит непрерывный процесс формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.
Вероятно, основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации до самой примирительной встречи сторон иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер
Зачастую важна уже сама вербализация идеи. Не только рукописи не горят, но и мысли, вероятно, не исчезают бесследно. Очень хочется в это верить.