ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Кылышбек Талшын Нургелдикызы. Работа №346901
Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к условиям учебной деятельности. Автор раскрывает сущность адаптационного процесса, подходы к механизму адаптации, причины, приводящие к дезадаптационным процессам первоклассника. Рассмотрены особенности процесса психолого-педагогического сопровождения и воззрения различных ученых по данному вопросу. Также приведены результаты эмпирического исследования, в котором показана динамика процесса адаптации первоклассников к условиям учебой деятельности и даны рекомендации.
Ключевые термины: адаптация, процесс адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, готовность первоклассника к учебной деятельности, механизмы адаптации, социализация.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к условиям учебной деятельности. Автор раскрывает сущность адаптационного процесса, подходы к механизму адаптации, причины, приводящие к дезадаптационным процессам первоклассника. Рассмотрены особенности процесса психолого-педагогического сопровождения и воззрения различных ученых по данному вопросу. Также приведены результаты эмпирического исследования, в котором показана динамика процесса адаптации первоклассников к условиям учебой деятельности и даны рекомендации.
Ключевые термины: адаптация, процесс адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, готовность первоклассника к учебной деятельности, механизмы адаптации, социализация.
Актуальность проблемы адаптации детей к школе является одной из наиболее важных для начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и так далее. «Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным».
Переход к обучению в школе содержательно изменяет весь образ жизни ребенка. Соответственно изменившемуся положению ребенка, появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повседневный ход его жизни.
Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость и в дальнейшем способствует формированию социальной дезадаптации детей в целом.
М. В. Антропова отмечает, что в многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях отмечается ухудшение функционального состояния организма первоклассника в процессе адаптации к учебной деятельности. Общепризнано, что «состояние здоровья – один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации к школе, а также на весь процесс дальнейшего обучения».
Считается, что готовность первоклассника к учебной деятельности предполагает формирование у ребенка определенных умений, личностных качеств, наличие у ребенка сформированной позиции школьника, ориентацию на социальную важность процесса учения, на учебные составляющие школьной жизни, преобладание познавательной мотивации. Кроме того, у ребенка должна быть развита произвольность поведения, что предполагает успешную адаптацию. Понятие адаптация представляет собой «вовлечение в социум, понимание нового материала, принятие норм и ценностей данной социальной среды, приспособление к условиям образовательной организации, условиям в классе, принятие на себя роли школьника, выполнение различных требований». Таким образом, адаптированный ребенок – это тот ребенок, который нашел баланс между внешним и внутренним состояниями, тот кто приспособился к педагогическому климату, среде.
Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе с 1865 г. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Многие исследователи утверждают, что это довольно сложный и длительный процесс. С. М. Кулик, осуществила анализ подходов исследования адаптации: биофизиологический, психологический, информационно-коммуникативный.
Л.С.Подымова дает описание следующим подходам в объяснении механизмов адаптации:
− организмо-центрический (породил ложные представления о ходе филогенетической адаптации),
− популяционно центрический (генетическая информация обеспечивает адаптацию последующих поколений, которая приобретена их предками),
− биоцентрический (способность биосистемы к саморегулированию),
− медико-физиологический (адаптация формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой),
− социологический подход (адаптация является процессом «вхождения», «вживания» человеческого индивида в некоторую целостную систему социальных связей).
Предоставленные подходы целесообразны только с теоретической точки зрения. Также можно сказать, что процесс адаптации схож с процессом социализации, а именно: взаимодействие личности с обществом, ходит в состав этапов социализации, имеет схожие признаки. По мнению О. А. Лебеденко, «если социализация исторически детерминирована направлением развития личности, то ее можно понимать, как одну из форм проявления адаптации».
Имеется достаточно трудов отечественных исследователей раскрывающих проблему адаптации первоклассников к условиям обучения (Б. Н. Алмазов, С. И. Гин, К. Х. Делокаров, К. Джерджен, Т. В. Костяк), раскрывается качество адаптационного процесса личности сквозь призму его психофизиологического потенциала (Ф. Б. Березин, Г. М. Зараковский, В. П. Казначеев, H. A. Разыграев, В. П. Чтецов, Г. Я. Шидловский и др.), раскрываются внешние факторы, влияющие на процесс адаптации (М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, И. В. Дубровина, А. К. Маркова и др.). Однако в научной литературе практически отсутствуют исследования, касающиеся разработки психолого-педагогического сопровождения адаптационных процессов младших школьников, а также обеспечения педагогической поддержки детей в период адаптации посредством педагогического общения.
Под психолого-педагогической работой понимают работу педагога и психолога, направленную на адаптацию индивидуально-личностных особенностей и склонностей ребенка к условиям образовательной среды. Данная работа отталкивается от тех возможностей, которые дает личность обучающегося и служит сохранению условий для его социализации в ученическом коллективе.
Результативности психолого-педагогического сопровождения обучающихся можно достичь только в том случае, если при психолого-педагогической работе педагогами применяются различные подходы, в числе которых:
личностно-ориентированный подход, который отталкивается от особенностей личности обучающегося, максимально учитывает его склонности и интересы;
здоровьесберегающий подход, в основе которого приоритет сохранения психического и соматического здоровья воспитанника в процессе адаптации;
развивающий подход в рамках одноименной концепции, цель которого — максимальное разви- тие способностей обучающегося и социально-значимых качеств его личности.
В 1990-х гг. рядом исследователей была сделана первая попытка дефиниции понятия психолого-педагогического сопровождения. В числе ученых, которые в своих работах занимались указанным вопросом Г. Л. Бардиер, И. А. Ромазан, Т. Н. Чередникова. В понимании указанных авторов психолого-педагогическое сопровождение представляет собой системную деятельность с дошкольниками и учащимися младшей школы, сопровождение их развития в естественном его ключе, предупреждение проблем в последнем (его торможения и отклонений от него).
В работах Е. А. Савиной сопровождение обучающихся понимается как сложный, многогранный процесс, цель которого может быть определена как успешное развитие личности обучающегося, в котором последний выступает не в роли субъекта, а объекта — активного участника педагогического воздействия на свою личность. Важно отметить, что Е. А. Савина при этом подчеркивает профессиональный характер деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.
Таким образом, проблема адаптации определяется противоречием между реальным положением дел с процессом адаптации детей к школьному обучению, нуждающимся в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников.
В исследовании были использованы следующие методики: рисунок «Что мне нравится в школе», анкета школьной мотивации для учителя, методика Н. Е. Щурковой «Круги», методика «Солнце, тучка, дождик», методика «Градусник», методика «Краски».
Цель исследования включает в себя изучение особенностей процесса адаптации первоклассников к условиям учебной деятельности, применение методического материала для выявления склонностей к дезадаптации.
Рассмотрим результаты проведенного эмпирического исследования.
Анализ результатов диагностики, полученной с помощью методики «Что мне нравится в школе», показал, что 63 % первоклассников характеризуются высокой и средней школьной мотивацией, положительным отношением к школе, им характерна учебная активность.
Оценка уровня школьной мотивации выявлялась с помощью методики «Лесенка». Было выявлено, что большинства первоклассников – 42 % характеризуются высоким уровнем адаптации.
Уровень комфортности обучающихся определялся методикой Н. Е. Щурковой «Круги». Результаты диагностики показали, что 92 % респондентов находятся в «зоне эмоционального благополучия» в школе, они характеризуются высоким и средним уровнем комфортности, положительным отношением к процессу обучения.
Использование проективной методики «Солнце, тучка, дождик», позволила нам определить, как себя ощущает ребенок в классе, с друзьями и дома. Результаты анализа методики показали, что доминирующее большинство детей, а это 80 % чувствуют себя хорошо в школе, им присуще положительное эмоциональное состояние.
Методика «Градусник» позволила определить степень тревожности первоклассников, связанный с учебной деятельностью. Доминирующее большинство первоклассников указало по каждому предмету нормальную температуру, что значит – отсутствие трудностей и тревоги по учебным предметам: математика, письмо, физкультура, чтение.
Методика «Краски» призвана определить: испытывает ли ребенок затруднения в учебной деятельности. По результатам анализа данных диагностики выявлено, что доминирующее большинство первоклассников – 81 % – успешны в учебной деятельности.
В ноябре была проведена повторная диагностика учащихся 1-х классов с использованием тех же методик.
На основе полученных результатов (среднее значение: в сентябре – 81, 6, в ноябре – 92,6). Можно сделать вывод, что для большинства первоклассников процесс адаптации к обучению в школе проходит эффективно, имеет позитивную динамику.
Доля первоклассников, характеризующихся высоким уровнем учебной мотивации, достоверно возросла, – дети успешно осваивают учебные предметы, проявления тревожности минимизированы (встречаются в отдельных случаях и носят ситуативный характер).
Использование в учебном процессе адаптационных игр, игр на коммуникацию, познание друг друга, а также совместная активная работа, включение в учебный процесс игровых технологий на основе познавательных мотивов – все в целом даёт возможность успешного процесса адаптации первоклассников.
Рассмотрим несколько распространенных причин, приводящим к дезадаптационным процессам первоклассника: 1) неконструктивные детско-родительские отношения (безразличное отношение к ребенку или гиперопека); 2) нарушение взаимоотношений учителя с учащимися; 3) индивидуальные особенности ребенка (задержка психического развития, гиперактивность, агрессивность, замкнутость, завышенная самооценка, хронические заболевания и прочее).
Следует отметить, что важным условием для успешной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе является создание учителем благоприятного психологического климата. Классному руководителю постоянно необходимо создавать ситуации успеха, повышать мотивацию, сделать учебную деятельность интересной и увлекательной.